Продолжение.
Роберт О’Нил в книге «Символизм таро» упоминает два алхимических изображения, которые напоминают карту «Маг» из таро. О’Нил цитирует «Алхимию» Ролы в рукописи 1477-го года. На иллюстрации алхимик за рабочим столом, на котором изображены полумесяц, чашка и шар. Рядом я поставил карту Маг из Феррары, созданную точно в то же время (1475 год). Я воспроизвожу алхимический образ из «Повелителя алхимии» Томаса Нортона.
Возникает вопрос, была ли эта английская рукопись известна за пределами Британии и насколько популярен этот сюжет вообще? – Скорее всего, да. Элиас Эшмол воспроизвел этот образ как гравюру в своем Theatrum Chemicum Britannicum, 1652 года. Смотрите по ссылке. Конечно и после 1652 года сюжет неоднократно воспроизводился. Любой, кто видит это, наверняка свяжет две традиции, изображения явно об одном.
Другой образ, на который ссылается О’Нил, – это рисунок из «Алхимии» Фрабрициуса. Сам Фабрициус указывает на то, что миниатюра принадлежит Василию Валентину: «Откровение о мистериях сущностей» (Париж, 1668 год).
Конечно, в 17 веке таро уже вполне сформировалось, и поздно было влиять на визуальные образы, но вполне возможно было изменить интерпретации и человеческое восприятие.
Еще один аргумент, который приводит О’Нил, заключается в том, что Маг таро связан с планетой и богом Меркурием и соответствует «артисту, алхимику». Проблема в том, что нет ранних доказательств того, что таро-маг был напрямую связан с Меркурием. В колоде «Дети луны» маг похож больше на фокусника. В Марсельском таро Le Bateleur – также работник сцены.
В более поздних списках козырей во Франции, начиная с 17-го века, Le Bateleur уже больше походит на Меркурия.
Существует мнение, что Меркурий близок к Иисусу потому, что исполняет роль проводника душ на небо. На карте Мага одной из первых колод, персонаж держит руку над чем-то покрытом тканью. Это напоминает таинство Евхаристии, когда священник благословляет хлеб и вино
На более поздней карте 1650 года мы видим, что фаллос, который был изображен на карте Дурака, теперь находится в руке Бателера в виде палочки.
Иногда говорят, что палец на Noblet Bateleur – это только нижняя половина палочки, которая разломилась. Поэтому я предлагаю вам аналогичный образ короля дубин (жезлов) 16 века. Дубины в то время были связаны с плодородием земли. Все карты дубин в ранних колодах (например, Висконти-Сфорца) имели зеленые рукава или перчатки. В колоде Нобле Туз дубин был окрашен в зеленый цвет. Образы неоднозначны – фаллос и плодородие.
Фаллическая символика была популярна в Древнем Риме и заново открыта в эпоху Ренессанса. Приап – бог плодородия часто изображался в виде пениса или с соответствующими атрибутами.
Алхимический Маг, как Меркурий
Я думаю, что в 15 веке, любой, кто слышал об алхимии, почти автоматически ассоциировал персонажа на карте «Маг» с алхимиком. И именно благодаря ассоциации с алхимией, карта, скорее всего, связана с богом Меркурием. Почему это так – мы разберем далее.
В таро Мантеньи есть карта «Artixan» (1465-1470 г.). Исследователь О’Нил говорит, что ее персонаж похож на изображения ювелиров. И это не удивительно, золотых и серебряных дел мастера всегда считались детьми Меркурия. На картах из серии «Дети планет» (“Children of the Planets”), это указано совершенно отчетливо. Эти карты созданы во Флоренции (1465-1475 г.), по одной из версий их автор – Бальдини.
Связь золота и алхимиков неоспорима. Смысл Магистериума заключается в создании философского камня и эликсира бессмертия. Но, кроме того, алхимия рассматривалась как разновидность магии и колдовства, тесно связанная с иллюзионизмом. Среди тех, кто называл себя алхимиком, было большое количество обманщиков и шарлатанов, которые стремились вытянуть деньги из наивных простаков.
Для таких людей колбы, реторты, перегонное оборудование и ингредиенты были не более чем театральный реквизит. Создатели таро вряд ли принадлежали к последователям алхимической традиции, но образы, которые они использовали, бытовали в общественном сознании того времени. Любой, кто слышал об алхимии, связывал карту «Маг» с адептом герметического искусства. Еще один момент – алхимия относилась к так называемым «веселым наукам», а где веселье, там маски, переодевание, карнавал, метаморфозы и обман
Суфлеры (от фр. sufle – дуть)
Для тех, кто знал больше о алхимии больше чем среднестатистический человек, актуален еще один уровень ассоциаций. Алхимик – подражатель природы, он пытался в лаборатории повторить и ускорить развитие металлов. Считалось, что вещества, подобно растениям и животным растут и созревают в недрах земли под воздействием солнца и звезд. В позиции экспериментатора адепт – демиург и уподобляется Богу.
Некоторые из алхимиков заявляли, что им удалось создать искусственный интеллект. В XV писали о создании гомункула, маленького волшебного гуманоида, который знал будущее и мог делать все, что от него требовали.
Флорентийской художник Людовико Лазалелли сохранил в своей книге эскизов изображение алхимика, держащего гомункулуса, к удивлению и ужасу наблюдателей. Вот деталь, показывающая мага и его творение. Иллюстрация называется «Меркурио Ре Дежитто», (имеют ввиду Гермеса Трисмегиста, короля Египта). Помимо этого рисунка, есть аналогичная гравюра (1465-75 годов), приписываемая Бальдини.
По одной из интерпретаций, алхимик, комбинируя пять элементов, уподобляется Богу, может творить новые вещества и материалы. В свою очередь, используя пять карт мастер таро обретает способность побеждать в азартных играх, предсказывать и даже изменять будущее. Примером карты таро, очень близкой к этому изображению, является карта Magician из колоды Etteilla, второй версии (1840 г.). Я воспроизвожу его справа, вместе с оригиналом – слева.
Вывод заключается в том, что для людей, которые имели даже общее представление об алхимии, а также знали карту Мага таро, алхимик и Багатто были бы объединены в сознании. Аспекты одного можно было бы рассматривать в терминах другого, и это вполне естественно.