00002_2_c4ae8b67-57ed-4a07-98ef-7202ad02a067_440x330[1]

Таро и Алхимия. Шут, Дурак, Нищий.

Продолжение. Читать первую часть тут.

В алхимических текстах можно найти не меньше образов, сходных с таро, чем на гравюрах. Существует короткое стихотворение Джорджа Рипли под названием «A Vision», оно дошло до нас в рукописи 16 века.   В стихотворении речь идет о жабе, которая выделяет яд, умирает и меняет цвета. Из ее трансформированного тела получается эликсир.  Казалось бы, все это относится к веществам в лаборатории, а не к человеческой психике и таро. Однако не все так просто. По мнению искусствоведа Лауринды Диксон (статья Алхимические изображения в саду наслаждений Босха), жабы относятся к самой низкой сфере творения. Есть мнение, что они не рождаются из икры, а спонтанно возникают при воздействии тепла на гнилые вещества. Их низкая природа также отражена в христианской образности, которая ассоциирует жаб с грехом и ересью.

Химические тексты изображают жаб как символы нигредо – первой части Великого Делания. Как и Христос, они должны умереть перед трансформацией в совершенное вещество.

«Поклонение волхвов» Иеронимуса Босха полностью соответствует традиции. На нем в качестве одного из даров выступает маленькая золотая скульптура, изображающая как Авраам приносит в жертву Исаака. Основание скульптуры поддерживают жабы. Вы можете рассмотреть их на репродукции по ссылке: http://www.lib-art.com/artgallery/7274-adoration-of-the-magi-hieronymus-bosch.html.

Увеличенный фрагмент картины.

 Жертва Исаака являлась предтечей распятия. Подразумевается, что жабы как бы искупают вину. Подобное искупление есть и в алхимических преобразованиях, описанных Рипли: «конечным результатом преобразования жабы является эликсир». Если жаба воплощает в себе человеческие грехи, алхимическая последовательность также может работать как «imitatio Christi» внутри человеческой души.

Теперь перейдем к рассмотрению карты Шут (Дурак).

Алхимический Дурак символизирует разрушение духовного плода. На изображении животное хватает его за гениталии. Это странное существо, на полпути между собакой и кошкой. Есть мнение что это циветту, мелкий хищник семейства виверровых, завезенный во Францию из Индии, чтобы уничтожать крыс.

Поражает сходство положения животного на карте таро с положением странного существа на алхимической иллюстрации XVII века. Здесь этот зверь атакует женщину.

По одной из трактовок, это нападение – фиксация изменчивой материи. Чтобы сделать ее стабильной, нужно «оставить материю без ног». В алхимической традиции – это одна из завершающих стадий Малого делания. Так есть известный сюжет, где Сатурн косой отрезает ноги Меркурию. Иллюстрации схожи по смыслу.

Вот еще один пример, с фиксацией летающих животных. На этой гравюре птица привязана к жабе. Есть французская пословица: «La bave du crapaud n’atteint pas la blanche colombe» –  жабе не доплюнуть до голубя.

Жаба – воплощение земной природы, это темное безумие бессознательного. Карта Шут в итальянской традиции таро – это «Матто» – сумасшедший. Здесь акцент ставится именно на безумии, ущербности и умственной неполноценности. А животное, которое удерживает за штаны – это привязка к реальности.

По сути – это та же фиксация летучего вещества, эликсира, разума, сознания. Мне кажется, что волатильность (нестабильность) является частью сумасшедшей природы. Дурак бродит с места на место, нигде не задерживается на долго. Он боится всех, и у него есть только это животное, удерживающее его в мире.

А это алхимическая иллюстрация еще одной жабы, представляющей нашу земную природу. Она взята из Британской рукописи 15 века.

Здесь изображено солнце, луна, змея, птица и жаба. Жаба воплощает землю и является фундаментом для всей надстройки.

В свитке Рипли фигурирует жаба с перепончатыми ногами. Ее пожирают драконы, символизирующие неконтролируемую волатильность. Разрушительное безумие возникает в результате съедения жабы. 

Рядом с этим изображением – Адам, Ева и Древо Знания, из которого растет виноград. Мы знаем, что символизирует виноград – это плод познания. Вкусив его, они получают страдания и смерть. Но конечным результатом является возвращение в рай и, возможно, более высокое состояние бытия, чем до падения. Так как после Христа у них есть бессмертие и знание.

Обратите внимание, роль змея – искусителя на этой картине выполняет существо, с телом женщины, змеиным хвостом и перепонками на пальцах ног. Поза этого существа – жабья.

Ниже три изображения с виноградом. Первое – иллюстрация к Вергилию (Лиса и Виноград), второе – римская мозаика, где коза ест виноград, и третья – Дионис- бог винограда и козленок.

Смысл понятен – стабильное животное фиксирует переменчивый, неустойчивый виноград. Вино в меру – приносит радость, а перебор вызывает психическую неустойчивость, потерю ориентации, гнев, и другие формы деструктивного состояния.  Что касается Дурака – так это сам бог в состоянии незнания, рассеяния, потери себя и забывчивости.

Есть и другие таро с Шутом. На них Дурак выступает в образе Сатурна. То, что вы видите ниже очень напоминает типичный мифологический сюжет.  Слева представлена карта из колоды Монтеньи, по середине – Карла VI, а справа – итальянская колода 15 века.

Впечатляет разница размеров фигур. Это прямо указывает на отца и детей. На правой карте Сатурн собирается съесть ребенка, остальные ждут своей участи. По центру и слева –– подготовка к оскоплению отца.

Мифический Сатурн – сумасшедший, пожирающий своих детей от ревности. Он до последнего стремится сохранить власть. Другой аспект сцены заключается в том, что Сатурн здесь может означать Бога Ветхого Завета. В средние века их довольно часто отождествляли. Таким образом, кастрация Юпитером Сатурна будет представляет собой свержение иудаизма Христом, освобождение от железного закона Иеговы и наступления эры правления любви. Однако христианство добавляет новые смыслы. Поскольку Бог и Иисус являются двумя аспектами одного и того же бога, сам Бог, переживая страдания и смерть, искупает проклятие на человечество и останавливает безумие.

Христианизация мифа о Сатурне имеет свой алхимический эквивалент. Сатурн, с которым соотносится свинец – это этап, известный как почернение, нигредо. Через нигредо жаба (вспоминаем Рипли) достигает смерти. Свинец был известен как воплощение отравы и безумия, предшествовавших умиранию и смерти. После этого будет перерождение – отбеливание – албедо и финал Малого Магистериума. 

Есть еще одна версия, по которой Сатурн – это соль. Юпитер, посредством внутреннего огня, отсекает серу, скрытую внутри соли (гениталии), и бросает в воду. Это означает отрезать сатурническую энергию и растворить ее (бросить в море). Результат этой процедуры – рождение Венеры. В этой трактовке мы видим ясные указания на определенную химическую процедуру.

Алхимики объединили два мифа, один о кастрации Сатурна Юпитером, а другой о создании Венеры из гениталий. Я расскажу о Венере позже, когда будем говорить о карте «Любовь». Сейчас имеет смысл остановиться на кастрации Сатурна. Кастрация – это выделение серы, «силы Сатурна», из которой получают эликсир. Это то, что хочет животное на карте Дурак. Однако в первоначальной, твердой форме, сера сочетается с другими, вредными примесями. Чтобы быть полезной для человечества, сера должна быть очищена, чтобы впоследствии ее можно было комбинировать с другими веществами.

Итак, в форме новой соли, она становится химическим эквивалентом Венеры, духовной небесной, божественной любви. Но для достижения этой цели потребуется соблюдение алхимической последовательности.

Эта же история отражена в следующей гравюре 15 века. Здесь изображен король – Сатурн, королева – Рея и принц – Юпитер, который отдает детям гениталии, и они потом кладут их в воду. Дети символизируют алхимическую стадию мультипликации, это воспроизведение эликсира, магическая трансформация.

 

Гениталии на карте «Дурак» связаны с мифом о Сатурне. Животное, покушающееся на них – это с одной стороны искупление, с другой – избавление от безумия.
Во Франции в 17 веке была создана колода, которая, позже разделилась на две. Это Minchiate Francesi, выпуск которых датирован 1660 г.

Хаос был бы высшей картой, богом, а Момус – низшей, человеком в мире первородного греха. Эти два имени происходят из генеалогии богов Гесиода, в которой Хаос – первый, а Момус его внук, бог- трикстер, который издевается над другими богами. На иллюстрации, однако, Момус появляется в качестве придворного шута, который обычно потешается над всеми. 

Это снижение статуса может быть связано с сатирой, написанной Альберти в 1450-х годах, когда боги свергают Момуса с небес из-за хаоса, который он вызывает там. Изгнанный Момус наполняет землю беспорядком, издевается над властью и распространяет ложные слухи, что приводит к анархии.

В колоде Eteilla, созданной Жаном-Батистом Альеттом в конце 18-го века, Хаос выглядел как коридор из облаков, в конце которых свет.

Это означает то, что Хаос уступает место Истине.

Ниже – версия карты из колоды Эттейлы, которую он назвал «Фоли». Здесь Шут представлен в образе нищего. Это означает глупость мира вокруг этого нищего, а не его самого.

В пересмотренной версии кто-то добавил к названию карты «Алхимик». В то время, (кон. 18 в.), алхимию рассматривали как духовную практику и дистанцировались от физического Делания. Адепты стремились в первую очередь исцелить свою душу и плоть, а потом уже обращали внимание на золото.

Подводя итог, нужно сказать: Дурак или Шут, это человек, который находится в начале работы. Его можно представить, как хаотическую изменчивость и первоматерию в нестабильном состоянии. Выход – сжигание или кастрация Сатурна, и получение ценных ингредиентов, необходимых для эликсиров.

 

Leave a Reply

Skip to toolbar