d52fb2[1]

Таро и Алхимия. Две параллельных Традиции.

Предисловие

Символические ряды таро и алхимии удивительно схожи. Если рассматривать ранние дошедшие до нас колоды и средневековые алхимические гравюры, складывается впечатление, что их рисовали люди одной школы или одного типа мышления. Само собой, появляется вопрос об общности традиции и о том, что хотели сказать нам художники.

Эта статья – вольный перевод Tarot and Alchemy: Two Parallel Traditions Michael S. Howard. Автор – Майкл С. Говард – известный эссеист и исследователь таро из Портленда, штат Орегон. Изучал философию и психологию в США и Великобритании, преподавал, защитил докторские диссертации по обеим наукам. Таро и алхимию рассматривает в срезе культуры Позднего Средневековья и Ренессанса.

Сатурн отрезает ноги Меркурию

Введение

14 и 15 века – расцвет популярности алхимии, хотя она не потеряла актуальности и в 16-17 веках. В алхимических трактатах авторы использовали комбинацию текста и изображений. Таким образом адепты иллюстрировали процесс Великого Делания, включавший в себя символическую смерть, трансформацию и духовное возрождение.

Гравюры в трактатах и изображения на таро имеют много общего. И создатели таро, и алхимики использовали греко-римскую мифологию, а также христианские образы, растительную орнаменталистику, геометрические фигуры, круги и астрологические символы.

Robert O’Neil (Tarot Symbolism) нашел точки соприкосновения между алхимией и таро в каждом из козырей. Я пойду по его стопам.

Некоторые сохранившиеся алхимические тексты предшествовали или появились одновременно с первым таро. Для исследования интересны рукописи Turbo Philosophorum – антология арабских источников, хранящаяся в библиотеке Висконти в Милане, Rosarium Philosophorum Арнольда из Виллановы. Также актуальна рукопись конца 14 века The Alchemy of Light, Urszula Sculakowska и иллюстрированное издание, распространенное в1400-х годах – «Rosarium cum figuris». Сохранилась Франкфуртская версия «розария»1550-го года. Это серия миниатюр, ее можно посмотреть по ссылке: http://www.alchemywebsite.com/roscom.html.

Иллюстрации в этих книгах представляют собой логическую последовательность и соответствуют порядку алхимических операций.

В «Розарии» Арнольда де Виллановы (15 век) автор рассказывает нам, что Солнце и Луна считаются отцом и матерью дракона Меркурия и его брата Серы (brimstoon). Это показывает насколько рано сформировался и широко распространился символический и метафорический ряд алхимии.

Еще одна связь алхимии и таро – германский текст Heilege Dreifaltigkeit Святая Троица. Скорее всего он появился в 1408 году и сохранился в нескольких рукописях начала XV века. Копия принадлежала отцу герцогини Мантуйской, Барбары Бранденбургской; она, в свою очередь, была близким другом Бьянки Марии Сфорца, которая тесно связана с ранним миланским таро.

Таро Висконти-Сфорца

Набор алхимических иллюстраций встречается в книге, в которой даже не обсуждается алхимия – это комментарии к раннехристианскому писателю Фульгенцию (Fulgentius)написавшему Три книги мифологии. Формально это труд о греко-римских богах, Станислав де Рола (Stanislaus de Rola) проанализировал его в своей «Алхимии» в 1973 г., и сделал вывод – сакральное искусство изображения неистребимо «алхимично» по своему характеру.

Мастера, которые создавали алхимические иллюстрации, были такими же, как те, кто делал таро. Это были просвещенные художники-миниатюристы, понимавшие суть того, что рисуют. Было естественно то, что образ от одного переходил к другому. Да и заказчики, относившиеся к знати и интеллектуальной элите Милана и Флоренции, легко прочитывали символический ряд иллюстраций. Точнее сказать, они жили в одном интеллектуальном поле, где рисованные аллегории и метафоры легко прочитывались, заимствовались и переосмыслялись.

Линн Торндайк (Lynn Thorndike) в своей многотомной книге «История магии и экспериментальной науки» (History of Magic and Experimental Science) (1923-1928) приводит многочисленные итальянские алхимические рукописи XV века. Некоторые работы, претендующие на роль произведений 14-го века, обсуждаются в главе под названием «Raymond Lull». Если вы прочитаете эту часть, вы увидите, что многие из манускриптов так называемой «Луллианской» школы относятся именно к 15 веку, когда и появилось таро.

Другая глава посвящена алхимии 15-го века как таковой. Алхимические работы в этой главе не принадлежат известным философам, но по крайней мере они реально существуют. Одна из них (стр. 342) написана врачом папы Феликса V и тестем Филиппо Висконти. Автор отвечает на вопросы Папы Феликса о алхимии и приводит переписку между Козимо ди Медичи и Пием II. Святому отцу советуют взять воду из золота и поместить ее без разделения на элементы в сферический стеклянный сосуд, чтобы она могла циркулировать и обратится к истинной пятой сущности и, наконец, превратиться в эликсир … Ваза (колба) должна стоять в течение 170 дней над медленным огнем до тех пор, пока содержимое не станет последовательно менять цвета: черный, красный, желтый и зеленый. Потом приобретет, цвет павлина и тот самый белый, что указывает на эликсир серебра. Затем следует добавить огня, чтобы получить эликсир золота.

3 Стадии Делания

Что касается Таро, то последние два этапа Магистериума соответствуют картам Луны и Солнца. Черный цвет – Смерти, а другие цвета относятся к картам между Смертью и Луной. После того, как эликсир сделан, он подходит для регенерации тела и духа, то есть воскрешения, соответствующего карте Суда. Но это обратная проекция – из таро в алхимию. Само по себе это довольно механистическое описание и требует уточнения.

Текст Луллия и таро Сола-Буска

Таро Сола-Буска – самая ранняя дошедшая до нас колода из 78 карт. Еще ее называют «алхимическое таро», поэтому стоит познакомиться с ней поближе.

 

В различных алхимических трактатах Италии используется диаграмма колеса. Его изображали последователи школы Раймонда Луллия и Арнольда ди Виллановы.

Присутствуют также «философские деревья», печи, котлы, колбы и фигуры людей.

Подобные мотивы встречаются и на таро. Здесь представлен Туз чаш, а далее мы подробно будем рассматривать Туза монет.

Круговые диаграммы и Древо познания.

На иллюстрации ниже карта Навуходоносор из колоды Сола – Буска.

Дракон и сфера – расхожий сюжет и на алхимических гравюрах. Ниже представлена одна из них.

Яркие «тароподобные» иллюстрации, показывающие людей и мифологические фигуры, которые стали популярны в конце 15 века. Таропедия ссылается на одну Луллианскую рукопись, где изображен Андрогин, сходный с картой Ipeo колоды Сола- Буска. Обратите внимание на форму крыльев.

Андрогин

Ipeo

Некоторые карты из младших арканов также предполагают алхимические операции: на девятке монет (дисков) изображен человек, лежащий поверх огня. На семерке – человек, регулирующий пламя горелки. Восемь дубин стоят в сосуде, напоминающем водяную баню, под ним цветок – пламя. Пять мечей находятся в горшке, как будто их расплавляют. Связь с алхимическими операциями очевидна.

Таропедия также связывает алхимию с тремя другими картами, представленными ниже. Самый убедительный пример – это Туз монет, который, представляет собой три основных этапа Работы. Таропедия на этот счет пишет, что три ангела на Тузе это нигредо, албедо и рубедо.

Грустный ангел слева – опус в черном, его девиз – «Я нарисован судьбой». Это означает невозможность влиять на реальность. Меланхолия по-гречески – «черная желчь». «Черному» этапу соответствует алхимический свинец. Психологически – это состояние отторжения, упадка, десоциализации. Чтобы получить мистическую инициацию, через него нужно пройти.

Центральный ангел – триумфатор. Его девиз можно перевести как «Служить. Упорствующий добьется своего». Это рубедо, финальная стадия Делания. В верхней части карты, чуть выше центрального ангела и огромного диска букраниум – череп вола. Букраниум был символом напряженной, настойчивой работы.

Букраниум. Его девиз – «VICTORIA EX LABORE HONESTA, ET UTILIS». Победа, которую вы получаете благодаря своей работе, честна и полезна.

Явно диск сделан из золота, а золото алхимиков – плод Великого Делания. Только прошедший через все стадии может добиться этого. Психологически ангел соответствует сбалансированному сангвиническому темпераменту.

Ангел с права – албедо – опус в белом. Он молится и размышляет, это флегматик, который идет к цели.

Еще одна интерпретация, не исключающая алхимической, заключается в том, что левый ангел представляет собой Ветхозаветного Бога-Отца, центральный –  это Христос, торжествующий над смертью посредством жизни, правый – Святой Дух.

Тройка мечей

Тройка мечей связана с алхимическим Свитком Рипли, написанном в 1460-70 г. Автор говорит о «крови сердца, которая приносит радость и блаженство», а потом о том, что «во всем есть только одна Природа».
«Вы должны расстаться с ним в трех, а затем связать его как Троицу». На карте сердце, три меча (возможно воплощающие в себе троицу) и связующий элемент – общая Природа. Скорее всего Рипли был «луллианцем», поэтому такая аллегория вполне в духе традиции.

Тройка монет

 

На изображении голый ребенок несет рюкзак, или сосуд, содержащий три диска. В пространстве между дисками нарисован букраниум. Форма букраниума (череп быка), идеально вписывается в пространство между дисками. Прослеживается связь с иллюстрациями к трактату того же Рипли.

Тройное солнце.

Естественно, в алхимической аллегории все раскрыто гораздо яснее, здесь и кровоточащий дракон, и сфера с крыльями… Но и через карту таро смысл прочитывается достаточно легко: Солнце, Луна и Земля в треугольной конфигурации.

Я нахожу в двух последних примерах параллели с алхимией менее убедительными, чем в случае с Тузом монет, поскольку можно найти и другие объяснения, которые не менее точно соответствуют картам. Мне кажется, что Три меча относятся к видению Святого Августина, изображенного в то время в различных церквях, в первую очередь во Флоренции.

А массив из трех монет может быть просто способом представить число «три» в виде пифагорейского «треугольного числа», которое обычно показано в арифметических текстах.

«Луллианские» тексты до Рипли имели иллюстрации с изображениями лабораторной аппаратуры и диаграмм. Также в них были описания того, как с помощью алхимического инструментария могут выполняться операции над каким-то материалом: растворение, испарение, очистка, конденсация, сжигание, измельчение и т. д. Вот пример таких иллюстраций, мы их можем найти в подлинной рукописи Рипли 15-го века. (Jennifer M. Rampling, “Establishing the Canon: George Ripley and his alchemical source,” on the Web).

Здесь не так много связей с обычным таро, в отличие от Сола-Буска. Даже когда вы представляете конкретный этап работы, например, нигредо, все, что мы видим, это часть аппарата, окрашенная в черный цвет. Это больше похоже на технический рисунок. Чем аллегорический шифр.

Нигредо.

Никаких «тароподобных» ухмыляющихся скелетов или стариков с косами здесь нет. Именно с Рипли начинается период расцвета метафор и аллегорий в алхимических трактатах, и мы поговорим об этом в следующих частях статьи.

3 ответов в записи “Таро и Алхимия. Две параллельных Традиции.”

Leave a Reply

Skip to toolbar