Для начала скажу, что же такое «Добротолюбие». Это перевод с греческого «любовь к добрО́те», т. е. любовь к красоте. под красотой понимается прежде всего некое [изначальное] состояние человека, природы, души и духа, их гармоничное взаимодействие. ДобрО́та невозможна без познания своих несовершенств и их исправления. Именно об этом и говорили святые отцы. В их учении прослеживается влияние как иудаизма, так и Платонизма и учения Аристотеля и Плотина, и конечно Христа. Есть в этом учения и откровения Духа Святого, которое, пожалуй, больше всего и интересно.
Постараюсь публиковать только самое ценное. Аминь.
Никита Стифат
Идея радостного и омраченного внешнего вида затрагивается редко в святоотеческой мысли. Эта мысль идет от самого Христа, говорящего: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6, 22–23).
Таким образом, явственно, что глаза зеркала души человека и по их виду, зачастую, опытный может понять и внутреннее состояние ближнего.
А я зло люблю. Оно правдиво и на виду, а о добре только сказки молвят. Аминь
а что вы сделали, чтобы больше добротолюбия стало ?
А если честно .. воротит меня . О добре вести речь, когда от зла уже выворачивает. И Христом тут не пахнет ваабще
А если честно .. воротит меня . О добре вести речь, когда от зла уже выворачивает. И Христом тут не пахнет ваабще
процесс очищения долгий и болезненный, а если процесс загрязнения превосходит очищение, то бесконечный.
а если честно, то сколько б не сделал — всеравно не так уж много.
Продолжаем
О гордыни
1. 53. Если, оставлен быв благодатию, пал ты падением плоти или языка, или помысла, да не покажется тебе сие удивительным или странным: твое это падение и по твоей вине. Ибо если б ты прежде не подумал о себе что-либо особенное и важное, как не следовало, или не вознесся над кем-либо в горделивом о себе мудровании, или не осудил другого кого в естественной какой немощи человеческой, то не был бы, по праведному суду Божию, оставлен благодатию, и не испытал бы сам своей немощи. Испытал же ее ты теперь, да научишься из сего не осуждать, не думать о себе более, нежели до́лжно думать (Рим. 12, 3), и ни над кем не возноситься.
1. 54. Падши во глубину зол, отнюдь не отчаивайся в возможности воззвания оттуда, хотя бы ты низвергся на последнюю ступень адской злобы. Ибо если ты имеешь у себя основание благочестия, усердно заложенное прежде деятельными добродетелями, то, хотя бы построенная тобою на нем из разных камней добродетели храмина его, поколеблена быв, подверглась падению и разорению с верха до низу, до самого лица страстнейшей земли зол, и тогда Бог не забудет прежних твоих трудов и потов, коль скоро ты сокрушенное о падениях своих носишь сердце, которое, помня прежние дни, с воздыханием взывает к Нему о своих падениях. Призирая (смотря), вскоре воззрит Он на тебя, трепещущего перед словами Его (Ис. 66, 2), невидимо коснется очес болезнующего сердца твоего, и прежде трудами заложенное тобою основание добродетели взяв под свой покров, даст тебе силу, бо́льшую и совершеннейшую прежней силы в пламенной ревности горящего духа, на то, чтоб ты снова трудолюбно стяжал дела добродетели, сгубленные по зависти лукавого, и в духе смирения воздвигнул дом ее, светлейший прежнего, для вечного ее упокоения, как написано (см. Пс. 131, 14).
Хорошие слова и Поток хороший.
Симеонъ Новый Богословъ
О познаніи и ви́дѣніи
1. Для смотрящихъ тѣлесно Бога нигдѣ нѣтъ, ибо Онъ невидимъ, а для мыслящихъ духовно Онъ вездѣ есть, ибо Онъ присутствуетъ всюду. Онъ во всемъ и внѣ всего, поэтому Онъ близокъ къ боящимся Его (Пс. 84:10), но далеко отъ грѣшниковъ спасеніе Его (Пс. 118:155).
2. Богъ отъ начала сотворилъ два міра, видимый и невидимый, и царя надъ видимымъ, который носитъ въ себѣ характеристическія черты обоихъ міровъ — одного въ своей видимой части, а другаго въ части мысленной, — въ душѣ и тѣлѣ. Въ этихъ мірахъ сіяютъ и два солнца, — это видимое, и другое — мысленное. И что есть для видимаго и чувственнаго солнце, то есть для невидимаго и мысленнаго Богъ, Который есть и именуется солнцемъ правды. Чувственный міръ и все, что въ немъ, освѣщается чувственнымъ симъ и видимымъ солнцемъ; а міръ мысленный и тѣ, которые находятся въ немъ, освѣщаются и осіяваются мысленнымъ солнцемъ правды. И чувственное освѣщается чувственнымъ солнцемъ, а мысленное — мысленнымъ раздѣльно, особо одно отъ другаго, такъ какъ не смѣшаны и не сліяны между собою ни мысленное съ чувственнымъ, ни чувственное съ мысленнымъ.
3. Если совсѣмъ ничего другого не останется послѣ конца видимаго [міра], кромѣ одного Бога, Который и есть, и будетъ, то, несомнѣнно, тѣ, кто обильно пріобщаются Его благодати въ этомъ мірѣ, несмотря на то, что остаются на землѣ, уже полностью устремлены къ будущему вѣку, хотя и стонутъ, находясь во тьмѣ и обремененные тяжестью.
4. Изъ всего видимаго и мысленнаго только одинъ человѣкъ созданъ отъ Бога двоякимъ. У него есть тѣло, составленное изъ четырехъ стихій, чувство и дыханіе, — и душа мысленная, невещественная, не тѣлесная, соединенная неизреченно и неизслѣдованно, срастворенная несліянно, и сочетанная несмѣсно съ тѣмъ, что есть въ тѣлѣ. И вотъ что есть человѣкъ, — животное смертное и безсмертное, видимое и невидимое, чувственное и мысленное, способное видѣть видимое твореніе, и познавать мысленное. Какъ два солнца раздѣльно дѣйствуютъ каждое на свой міръ, такъ раздѣльно дѣйствуютъ они и на каждую сторону человѣка: одно освѣщаетъ тѣло, а другое душу, и каждое подаетъ изъ собственнаго своего свѣта соотвѣтствующей себѣ сторонѣ или богато или скудно, сколько можетъ вмѣстить освѣщаемый.
5. Чувственное солнце видимо, но не видитъ; мысленное же солнце и зримо бываетъ достойными, и само зритъ всѣхъ, паче же тѣхъ, которые на него смотрятъ. Чувственное солнце не говоритъ и ни кому не даетъ силы и способности говорить; мысленное же солнце и само говоритъ друзьямъ своимъ, и всемъ даетъ способность и силу говорить. Чувственное солнце, свѣтя на чувственный садъ, изсушаетъ только теплотою лучей своихъ сырость земную, а не насыщаетъ и не питаетъ растеній и сѣмянъ; мысленное же солнце, когда возсіяетъ въ душѣ, оба сіи оказываетъ дѣйствія: изсушаетъ сыростъ страстей, очищая вмѣстѣ сквѣрноту и зловоніе, происходящія отъ нихъ, и сообщаетъ мысленной землѣ души удобрѣніе (жирною дѣлаетъ), т. е. божественную благодать, коею будучи насыщаемы, произрастенія добродѣтелей мало-по-малу возрастаютъ въ довольствѣ.
6. Чувственное солнце, восходя, освѣщаетъ чувственный міръ, и все, что въ немъ: людей, звѣрей и прочее все, надъ которыми одинаково простираетъ свѣтъ свой, царствуетъ въ полдень, затѣмъ опять скрывается, оставляя во тьмѣ тѣ мѣста, надъ которыми свѣтило. Солнце мысленное, возсіявъ, всегда свѣтитъ, невмѣстно вмѣщаясь все во всемъ, и вмѣстѣ отособляясь отъ тварей своихъ и неотдѣлимо отдѣльно пребывая отъ нихъ, — будучи все во всемъ и не будучи нигдѣ въ тваряхъ своихъ исключительно (такъ чтобы не быть въ другихъ мѣстахъ). Оно — все въ видимомъ и все въ невидимомъ, — все всюду присуще и нигдѣ — все исключительно.
7. Какъ тотъ, кто всегда смотритъ на солнце чувственное, и нехотя претерпѣваетъ измѣненіе въ зрѣніи, т.-е. начинаетъ смотрѣть иначе, потому что не можетъ ничего другаго изъ видимаго видѣть, а во всемъ видитъ одно солнце: такъ и тотъ, кто умомъ своимъ и сердцемъ всегда смотритъ на умное солнце правды, — и нехотя претерпѣваетъ измѣненіе въ умномъ зрѣніи, потому что онъ ничего уже изъ земнаго воображать не можетъ, но во всемъ видитъ единаго Бога.
8. Никто не можетъ по-настоящему познать при помощи чувственныхъ очей ни величину неба, ни широту земли, ни смыслъ всего остального. Ибо какъ смогутъ тѣлесныя очи понять то, что превосходитъ умъ и разумѣніе? Только если умъ будетъ очищенъ отъ помысловъ, освобожденъ отъ прираженій и просвѣщенъ милостью и благодатью Божіей, онъ сможетъ, въ соотвѣтствіи съ мѣрой просвѣщенія, по достоинству достичь созерцанія сущаго.
9. Какъ ночью мы видимъ чувственными очами только то мѣсто, которое освѣщаемъ свѣтомъ лампы, а весь остальной міръ для насъ есть ночь, такъ для спящихъ во тьмѣ грѣховъ добрый Владыка, будучи Богомъ, невмѣстимымъ для всего, становится малымъ свѣтомъ, щадя нашу немощь. И тогда человѣкъ, внезапно взглянувъ и узрѣвъ природу существующаго, какъ будто прежде никогда ее не видѣлъ, изумляется и безъ труда непроизвольно проливаетъ слезы, черезъ которыя очищается и крестится вторымъ крещеніемъ — тѣмъ крещеніемъ, о которомъ говоритъ Господь въ Евангеліяхъ: Если кто не родится отъ воды и Духа, не войдетъ въ Царство Небесное (Ин. 3:5). И еще: Если кто не родится свыше (Ин. 3:3); сказавъ же «свыше», Онъ имѣлъ въ виду рожденіе отъ Духа.
10. Кто слѣпъ отъ рожденія, тотъ не можетъ знать силу пишемаго, ни вѣрить тому; но если онъ когда либо сподобится прозрѣть, то станетъ свидѣтельствовать, что пишемое и читаемое истинно.
11. Видящій чувственными очами знаетъ, когда бываетъ день и когда ночь, а слѣпой не знаетъ ни того, ни другаго. И духовно прозрѣвшій, и зрящій умными очами, если послѣ того, какъ повидитъ истинный и незаходимый свѣтъ, по нерадѣнію и безпечности, опять возвратится къ прежнему ослѣпленію и лишится свѣта, то, находясь въ благочувствіи, добрѣ чувствуетъ лишеніе сего свѣта и того, отъ чего случилось съ нимъ такое лишеніе, не невѣдаетъ; но пребывающій отъ рожденія [духовно] слѣпымъ ничего такого не знаетъ ни по опыту, ни по дѣйству, — развѣ слухомъ что услышитъ и узнаетъ о томъ, чего никогда не видалъ, и станетъ разсказывать о томъ другимъ, хотя ни онъ, ни слышащіе ничего вѣрно не знаютъ о тѣхъ вещахъ, о коихъ разговариваютъ.
12. Слѣпой въ отношеніи къ одному [Богу], слѣпъ и весь, въ отношеніи ко всему; и видящій въ единомъ [Богѣ] въ видѣніи есть всего; между тѣмъ онъ и отстоитъ отъ видѣнія всего, и бываетъ въ видѣніи всего, и есть внѣ всего видимаго. Будучи такъ въ Единомъ, видитъ онъ все, и во всемъ будучи, не видитъ ничего изъ всего. Видя во Единомъ, чрезъ Него видитъ и себя, и все, и всѣхъ; и будучи сокрытъ въ Немъ, ничего изъ всего не видитъ.
12. Всякій безчувственный по отношенію къ Единому безчувственъ и по отношенію ко всему, такъ же, какъ и имѣющій чувство къ Единому находится въ чувствѣ всего и [въ то же время] внѣ чувства всего. Онъ находится въ чувствѣ всего, но все не охватываетъ его своими чувствами.
13. Кто глухъ къ слову Бога, тотъ глухъ и ко всякому гласу Его; какъ, напротивъ, кто слышитъ слова Бога, тотъ слышитъ (способенъ слышать) ихъ всѣ (слова Божіи), и никого онъ не слышитъ, кромѣ тѣхъ, которые говорятъ слова свои (поученія) благодатію Слова, и не ихъ слышитъ онъ, но только слово, которое безгласно говорится голосомъ ихъ.
14. Слышащій, видящій и чувствующій такъ знаетъ силу того, что говорится. А у не знающаго, очевидно, чувства души не просвѣщены и не здоровы. Находящійся въ такомъ состояніи еще не позналъ, что онъ созданъ какъ «созерцатель видимаго творенія и посвященный въ умопостигаемое», но, будучи въ чести, онъ былъ низведенъ до состоянія неразумныхъ и вьючныхъ животныхъ и уподобился имъ; а, уподобившись имъ, остается такимъ до тѣхъ поръ, пока не обратится, не будетъ призванъ или возведенъ въ первоначальное достоинство по дару домостроительства Владыки и Господа нашего Іисуса Христа, Сына Божія.
15. Какъ тотъ, кто стоитъ на берегу моря, видитъ безмѣрную пучину водъ, но предѣла ихъ не досягаетъ зрѣніемъ, а видитъ только малую нѣкую часть ихъ: такъ и тотъ, кто сподобился чрезъ созерцаніе узрѣть безмѣрное море славы Божіей и видѣть мысленно Самого Бога, видитъ умными очами Бога и бездну славы Его, не всю, сколько ея есть, но лишь столько, сколько сіе возможно для него.
16. Какъ тотъ, кто находится близъ моря, не только видитъ его, но и въ самыя воды его входитъ, сколько хочетъ: такъ бываетъ и духовно [съ достигшими совершенства духовнаго], что они, когда хотятъ, входятъ въ свѣтъ Божій и созерцаютъ его и причащаются его сознательно въ мѣру подъятыхъ трудовъ, усилій и желательныхъ стремленій.
17. Какъ тотъ, кто стоитъ на берегу моря, пока находится внѣ воды, все видитъ вокругъ и обозрѣваетъ пространство моря; когда же начнетъ входить внутрь воды и погружаться въ нее, тогда чѣмъ больше сходитъ въ нее, тѣмъ больше ничего не видитъ внѣ ея: такъ и тѣ, которые сдѣлались причастными божественнаго свѣта, чѣмъ болѣе преуспѣваютъ въ познаніи Бога, тѣмъ въ большее, соотвѣтственно тому, приходятъ невѣдѣніе [всего что внѣ Бога].
18. Какъ тотъ, кто входитъ въ воду моря по колѣно или до пояса, ясно видитъ все, находящееся внѣ воды; а когда низойдетъ въ глубь и станетъ весь подъ водою, ничего уже не можетъ видѣть, что внѣ, — и одно только знаетъ то, что онъ весь въ глубинѣ моря: тоже бываетъ и съ тѣми, кои возрастаютъ въ духовномъ преспѣяніи и восходятъ въ совершенство видѣнія и созерцанія.
19. Когда ты долу — въ земномъ, тогда не изслѣдуй того, что горѣ, т. е. небеснаго; и восходя горѣ, прежде, чѣмъ достигнешь верха, не любопытствуй дольняго, чтобъ поскользнувшись не упасть, или лучше сказать, чтобъ не оставаться долу [мняся восходити горѣ].
20. Умноженіе познанія Бога бываетъ причиною умаленія знанія всего другаго. Т. е. чѣмъ больше кто познаетъ Бога, тѣмъ больше оскудѣваетъ въ знаніи всего прочаго. И не только это [бываетъ съ нимъ], но онъ все больше и больше приходитъ въ сознаніе, что не знаетъ и Самого Бога. Обиліе возсіянія Его въ духѣ бываетъ совершеннымъ Его невидѣніемъ, и выше чувства воспаряющее чувство — нечувствіемъ всего того, что внѣ. И какъ можетъ быть и называться чувствомъ такое чувство, которое не знаетъ, что такое есть, каково и гдѣ есть то, въ чемъ оно пребываетъ, и узнать то, или понятъ совершенно не можетъ? Да и какъ возможно, чтобъ подлежало чувству то, чего око не видало, о чемъ ухо не слыхало что на сердце человѣку не всходило?
21. Дарующій намъ то, что выше чувства, даетъ намъ благодатію Святаго Духа и другое чувство выше чувства, чтобъ мы имъ чувствовали чисто и ясно дары Его и дарованія, кои выше чувства.
22. Кто обогатился небеснымъ сокровищемъ, — разумѣю, пришествіемъ и вселеніемъ въ него Христа, Который сказалъ: Азъ и Отецъ пріидемъ и обитель у Него сотворимъ (Ін. 14:23), тотъ знаетъ знаніемъ душевнымъ (опытно, сознаніемъ, чувствомъ), какую получилъ радость, коликое и каковое сокровище имѣетъ въ царскихъ сокровищницахъ сердца своего. Бесѣдуя съ Богомъ, какъ другъ съ другомъ, съ дерзновеніемъ стоитъ онъ предъ лицемъ Того, Кто обитаетъ въ немъ во свѣтѣ неприступномъ.
23. Невозможно кому-либо иначе пріобрѣсти неотъемлемую совершенную любовь къ Богу, кромѣ какъ въ соотвѣтствіи съ мѣрой духовнаго знанія; а оно понемногу возрастаетъ въ каждой усердно трудящейся душѣ. Зная это, Апостолъ и сказалъ: «Соотвѣтственно величію и красотѣ тварей созерцается Творецъ» (Рим. 1:20).
Объ очищеніи
Иное вносится [въ жизнь спасительную] нами самими, иное подается намъ Богомъ. Чѣмъ больше мы очищаемся посредствомъ собственныхъ нашихъ трудовъ и священныхъ потовъ, тѣмъ болѣе свѣтимся божественнымъ свѣтомъ
Макарій Великій
Избранныя 93 главы
О душѣ
О паденіи Адама
О падшемъ естествѣ
О спасеніи
О чистотѣ сердца
О брани и добродѣтели
О молитвѣ
О благодати
Никита Стифат
О самопознании
О любви къ Богу
[1] Презрение не в том смысле, что они злы, ибо Бог не создает ничего злого; но в том, что любовь к ним не должна обладать нами, а должна любовь к Богу.
О силах души и чувствах
О страстях
О добродетелях
О снах
О внешнем облике и внутреннем
состоянии подвижника
О чистоте
О смирении[2]
[2] т. е. о умиротворении в Боге.
О самопознании
О дарах и плодах Духа
О образе Божием
Об обожении
О плоти и духе
О Божественном ведении
О безмолвии
О Ангельских силах
[3] Число десять считалось символом Бога с древних времен. У пифагорейцев его называли «Тетрактисом» (Четверицей), потому что он равен сумме первых четырех чисел, и Его считали пределом (μέγιστο) и совершенством (τέλειο), корнем и источником всего творения. Этот символизм используют и христианские писатели (Климент Александрийский, Ориген и др.).
О восхождении
О движении к Богу
[4] См. предыдущую сноску.
О Рае и Царстве, а также о двух древах
[5] Др. вариант: умиление и смиренномудрие.
Latest Post: О мотивации Our newest member: jesuscranford95 Recent Posts Unread Posts Tags
Forum Icons: Forum contains no unread posts Forum contains unread posts Mark all read
Topic Icons: Not Replied Replied Active Hot Sticky Unapproved Solved Private Closed