1200px-Saturn_during_Equinox[1]

Сатурн в эзотерике

Вспомним греческую мифологию: Сатурн – сын Урана и Геи, известен тем, что пожирал своих детей, из-за предсказания, что один из них его свергнет. Сатурн (Кронос лат.) – бог времени, отсюда метафора пожирающего все и вся времени. Жена Сатурна скрыла новорожденного Зевса, и тот, когда вырос сверг своего отца. Это поверхностный слой мифа, но есть и другие. Чтобы понять Сатурна нужно подробнее рассмотреть его образ и атрибуты.

Сатурн из манускрипта де Роллы 17 век.

Сатурн и сатурналии

Сатурн был богом жатвы, поэтому его изображали с косой или серпом. Это важный момент, и мы к нему вернемся, когда дойдем до алхимии. В честь этого бога в Риме устраивали празднества урожая – сатурналии. Они продолжались целую неделю и сопровождались застольями и вином. Считается, что традиция европейских карнавалов произошла именно от сатурналий. Сакральный и социальный смысл карнавалов гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Это время, когда можно практически все. Карнавалы – период, когда люди «спускали пар» и отдыхали от регламентированной заботами и церковью жизни. Рекомендую посмотреть о карнавалах и средневековой культуре у Бахтина. Михаил Бахтин изучал «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле с точки зрения культурологии и литературоведения, но кроме всего прочего, образы и метафоры в этой книге имеют прямую связь с алхимией. Алхимия у Рабле – тема интересная, подробнее об этом по ссылке.

Сатурналии

Сатурналии и карнавалы Средневековья – это воспоминания о Золотом веке, когда царствовал «добрый» Сатурн, поля и рощи давали изобильный урожай, и жизнь была легка и беззаботна. Но все изменилось, как и почему – мы рассмотрим далее.

Говоря о сатурналиях, нужно вспомнить про Танец смерти (danse macabre) и пляску святого Вита. Можно сказать, что это карнавалы по ту сторону жизни. Вит – раннехристианский святой, перед статуей которого нужно было танцевать. Для многих это превратилось в нервную болезнь. В позднем Средневековье целые города были захвачены пляшущими толпами безумцев. Явление довольно известное и загадочное.

Ян Ван Кессель, нач. 17 века.  «Сатурн»

Танцы мертвых и пляска Вита несомненно связаны с сатурналиями, только со знаком «минус». Это сумасшествие, массовый гипноз, истерия и помешательство одновременно. Феномен культуры Средневековья заключается в том, что она постоянно мечется между полюсами, меланхолии и религиозного экстаза, равнодушия и экзальтации, взрывной, боевой ярости и спокойного принятия смерти. Почему это так? Вопрос не относящийся к этой статье, сейчас нам важнее понять, меланхолию Сатурна и то, что она дает людям.

Dance macabre 15 век.

Сатурн «добрый» и Сатурн «злой»

Мифология не терпит однозначных толкований, как минимум она амбивалентна. Герой или бог совершающие чудовищные поступки, при ближайшем рассмотрении часто оказываются жертвами рока, клеветы, затмения разума, наветов или манипуляций врагов. Так было с Геркулесом, царем Эдипом и Медеей, убившей своих детей. Проклятье, рок и страсть – движущие силы мифосюжета. Также было и с Сатурном.

Предсказание, по которому его свергнет один из сыновей – стало отправной точкой затмения Сатурна. Царь-властитель стал тираном, доблесть и смелость обратились в агрессию и злобу. Произошла очередная метамарфоза, мир изменился, земля и небо повернулись, вселенная дрогнула. Добрый бог изобильных полей Золотого века превращается в чудовище. С этого времени его участь абсолютно ясна. Желание властвовать вечно привело к тому, что он потерял связь с реальностью. Золотой век перестал быть Золотым не потому что Сатурна сверг Зевс, а по причине деградации самого Сатурна. Времена благоденствия закончились, и нужно было двигаться дальше

А ведь если вспомнить историю с Ураном – отцом Сатурна, мало что изменилось. Уран точно также ненавидел своих детей и заключал их в утробу Геи. При этом он был очень плодовит. Измученная земля была вынуждена просить Сатурна оскопить отца. Та же тирания, отцы и дети и беззаконные поступки владыки

В алхимии есть образы старого и молодого Короля. Старый Король должен умереть, уйти, переродится, освободить место для молодого, иначе быть не может. Добрый Король свергает тиранию, делает государство растущим и процветающим. Старый – это застой, гниение и болезни. Возможно отсюда негативное толкование значения Сатурна у многих астрологов.

Сатурн в астрологии

Сатурн – это воплощение идеи отстранения, и сосредоточения на своем внутреннем мире. Если это приводит к проработке себя и своих уязвимых мест – это неплохо, но, когда одиночество переходит в патологические формы – возникает апатия, невежество, расслабленность, снобизм и прекращении обмена между микро- и макрокосмом.

Поверхностный подход к этому вопросу заключается в восприятии Сатурна, как ограничения возможностей и сужения области деятельности, отстранение, и это верно только отчасти. Познать себя – главный смысл Сатурна, здесь он схож с Отшельником из карт таро.

Астролог А.Подводный пишет о том, что нужно прислушиваться к себе, уметь направлять свои мысли и энергию вовнутрь, чтобы внешняя деятельность стала более продуктивной. Чтобы адекватно оценить внешнее, нужно сперва привести в порядок внутреннее. Зачастую это важнее и сложнее, чем установить комфортные контакты с окружающим миром. Внутренняя практика – залог успешной внешней деятельности. Предварительная работа, борьба со своими слабостями, трусостью, неуверенностью и невежеством может быть весьма трудной, но, только выбросив мусор и гармонизировав себя, можно достичь цели.

Сатурн нетороплив и при этом имеет значительную власть над человеком. Он тесно связан с подсознательными аспектами личности. Способствует формированию глубоких, базовых убеждений, и на это требуются годы. С этой позиции Сатурн учит терпению, скромности, ему нет дела до сознания и социального поведения, он оперирует на уровне внутреннего личностного развития.  Здесь психический мир человека еще не отделен от внешнего. Индивид должен научиться узнавать низшие программы и противопоставлять им высшие.

Есть несколько уровней работы с Сатурном:

  1. Невежество. Человек не принимает и не видит указания судьбы и стремится получать удовольствие от внешней деятельности. Он не признает дисциплину, долг и обязанности. Личность может бороться или смиряться с внешними факторами, но он не смотрит вовнутрь себя, чтобы корректировать отношения с миром. Спасает то, что Сатурн не тороплив (в отличии от Солнца), он мягко наставляет на правильный путь. Депрессии, болезни и боль – крайние меры. Сперва человек теряет интерес к прежним увлечениям, появляются немотивированные уколы совести, неудовлетворенность, грусть, плохое настроение и скука. Это как поддельные елочные игрушки – как настоящие, только никакой радости. Таким образом Сатурн намекает – нужно заняться внутренней работой, стать мудрее и открыть новые миры внутри себя.
  2. На этом этапе личность начинает сознательную работу над собой, учится концентрации, сосредоточению, а также ставить цели и получать результаты. Редко у кого этот период наступает ранее 30 лет, иногда его связывают с так называемым кризисом среднего возраста. Личность чувствует ответственность за прожитые годы, за то, что он сумел или не захотел сделать. Появляется внутренняя дисциплина, в состоянии покоя приходят глубокие мысли, и это состояние человек начинает высоко ценить.
  3. Уровень системных изменений. Этот этап проработки Сатурна характерен эволюцией сознания и восприятия. Восприятие судьбы и сознания выглядят как единый узел. Появляется понимание, что состояние разума оказывает непосредственное влияние на деятельность и ее успешность. Именно здесь открывается внутренняя, личностная этика, отличающаяся от социальных норм. Она начинает работать, когда «внешняя» молчит, или никак не регламентирует сложившееся состояние.Также человек начинает прислушиваться к себе, и в хоре внутренних голосов умеет выделять внешние, искусственно запущенные влияния-манипуляции низших инстинктов. В целом внутренний мир личности гармонизируется, становится цельным и самодостаточным. Обычно внешние возбудители и эмоции отключают интуитивные, внутренние потенции. Через Сатурна можно понять, что ограничение внешних эманаций ведет к открытию канала связи с подсознанием. Человеку уже не одиноко с самим собой, он открывает прямой выход на эгрегор так как разбирается, что творится у него внутри.
  4. Этот уровень – уровень видения кармы. Теперь почти вся работа ведется внутри, а вот внешнее выступает как индикатор успешности деятельности. Если же человек делает что-то снаружи, со стороны это напоминает чудо. Случайности отступают.Четвертый этап – это монах, отшельник или, выражаясь в терминологии Православной церкви, старец. Неудивительно, что он связан с эгрегорами. Поговорив с такой личностью люди меняются, обретают просветление, переходят на другой уровень осознанности.В целом для проработки Сатурна характерны развитие внимания, терпения и настойчивости. Часто это скучная, однообразная работа, пониженное количество входящей и исходящей энергии. Кропотливые действия в экономичном режиме.В негативе Сатурн может выступать как дауншифтинг, десоциализация и эмоциональная бедность. Это страх перед социумом, недоверие к себе и окружающим, депрессия, отчаяние и меланхолия. Именно гравюра Дюрера Меланхолия хорошо иллюстрирует сатурнические эманации.

Работая с Сатурном, как и со всеми остальными планетами, нужно стремится к гармонии. При ущербном Сатурне тяжесть кропотливого труда становится неподъемной. Это говорит о том, что неправильно распределены усилия. Проработка Сатурна дает мудрость, власть, но и определенную скованность и тяжеловесность.

Ослабленный Сатурн в натальной карте не приводит к ожидаемым веселию и легкости. В положительной фазе – это относительная свобода от кармы и преимущества во внешней деятельности. В отрицательной – игнорирование работы над собой вообще, низкую культуру, развязность и потакание низшим инстинктам. Это возможность и желание лениться, отсутствие чувства долга.

Гармоничный Сатурн – это легкая и успешная внутренняя работа, ответственность, концентрация и трудолюбие. Однако, даже если вам повезло, и по натальной карте у вас Сатурн в наилучшей форме, все равно нужно его прорабатывать, так как со временем растет честолюбие и повышенная акцентация на внешней практике. И это объяснимо, так как внутренняя работа дается очень легко и не требует больших усилий. При проработке гармоничного Сатурна, к человеку приходит мудрость и возможность продуктивного развития. Важно не подменять внутренние цели внешними, и не становиться карьеристом или жадиной.

Сатурн в алхимии

Алхимия богата символикой, и с метафорой сатурна связывают черепа, кости, косу, песочные часы времени. Часто его изображают в виде старика с протезом ноги и косой. Также ему соответствуют ущербные, нездоровые состояния веществ (в частности металлов) и человека. Сатурн – это свинец, отсюда все негативные каннотации.

В эпоху Античности свинцу приписывали особые свойства. На пластинах из свинца писали проклятия, свинцом Беллерофонт победил Химеру. От любовных заговоров помогали талисманы из этого металла. Важно, что всегда он считался родственником золота. Возможно это от того, что масса этих веществ схожа. По одной из версий, именно в свинец нужно было добавлять философский камень, чтобы получить золото.

Выражения типа «налитое свинцом тело», «грех тяжкий как свинец» и т.д. говорит о том, что в народной культуре за ним четко закрепилось негативное отношение к этому металлу. Ассоциации с грузом, тяжестью, неподъемной массой и постоянным давлением перекликаются с «меланхолическими» сатурновыми атрибутами из астрологии. Естественно, это не с проста. Ведь сознание в различные времена работает схожим образом. Образы и метафоры зачастую более устойчивы чем религиозные доктрины или парадигмы элитарной культуры.

На гравюре ниже мы видим алхимическую операцию, при которой Сатурн отрубает ноги Меркурию.

Эмблема из трактата Николаса Фламмеля.

Это важная операция очищения Серебра Свинцом. На гравюрах это выражено в том, что для Короля (Золото) и Королевы (Серебро) нужно приготовить две купели, чтобы очистится перед браком. Сурьма (на гравюрах Волк) необходима для очистки Золота, а Свинец (Сатурн) – Серебра. После этого Серебро и Золото становятся чище – теряют примеси, и это необходимая подготовка к брачному ложу, плодом которого будет Гермафродит – философский камень.

Сатурн (свинец) – важный элемент, его роль не сводится только к очищению золота. Гермес Трисмегист говорил, что в природе все взаимосвязано, поэтому Сатурн – часть иерархии и одна из ступеней в мировой лестнице жизни.

Сатурн – скрытый Король

У Ю.Эволы в “Мистерии грааля” и “Герметической традиции” есть несколько интересных моментов по поводу Сатурна, на которые нужно обратить внимание.

Как уже говорилось, Сатурн – царь Золотого Века. Он сброшен с престола и кастрирован, то есть лишен возможности размножаться. Тут надо вспомнить, что способность к деторождению считалась важнейшим атрибутом короля в традиционной культуре. Король не только владыка, он еще и даритель жизни. Здоров король – здорово и королевство, у короля дети – по всему государству рост и благоденствие. Кастрированный король не может править и приносить изобилие на свою землю, поэтому неплодовитый Сатурн – это живой труп, или спящий король.

Описывая это состояние, Эвола сравнивает Сатурна с королем Артуром, который не умер, но спит. В свою очередь к сравнению можно добавить Фридриха Барбароссу, Карла Великого и даже воскресающего Розенкрейцера. По логике мифа с этим сюжетом может быть связан Осирис, Король-Рыбак и другие погруженные в сон или смерть, но потом воскресшие персонажи.

Последний сон короля Артура. Э.К. Берн-Джонс.

Как правило они спят в сокрытых землях или особых тайных локациях на границе нашей реальности и трансцендентного мира, куда людям вход заказан. В некотором смысле – это метафора пограничной стражи, которая дремлет и не видна, пока в государстве порядок, но готова проснуться в критический момент.

С другой стороны, спящий Сатурн напоминает Deus otiosus – ленивого бога, который сделал свое дело и отдыхает. Во многих традиционных (языческих) религиях бытовала эта идея. Суть ее в том, что отдыхающий бог велик, но он далеко и отстранился от дел. Гораздо проще иметь дело с духами и божками поменьше, у них и требования скромнее, и не так страшны.  Таков Мвари у племенного союза Шона (Зимбабве) и Нум у Ненцев.

Статуэтка Мвари.

Об “удаленном” боге вспоминают крайне редко, чтобы к нему обратились, должно случиться что-то значительное. Жертвы ему приносили только в случае большой необходимости.

В некоторых традициях Deus otiosus требовал нематериальных приношений, а исповеди и покаяния (в соответствующих формах). Для христианской культуры – это привычно, но у язычников вызывало массу опасений, ведь покаяние – это душа наизнанку, мало что может с этим сравниться. Покаяние – это вычерпывание грязи изнутри себя, причем открытое, то есть о твоих делах и потаенных мыслях узнает чужой человек. Это совсем нелегко, особенно для людей с завышенным самомнением.

Есть мнение, что гораздо проще для эго чистить себя посредством медитаций или иных мистических практик. Покаяние – тяжкий труд, и это в первую очередь работа над своим внутренним миром в состоянии слияния сознательного и бессознательного – сатурническая практика.

Метафора каннибализма, нигредо и Золотой Век

Сатурн поедал своих детей, в алхимии это рассматривалось как способность растворять вещества. Это сближает его с идеей универсального растворителя. Есть мнение, что проглоченный вместо Зевса камень – потенция Философского Камня, зародыш на стадии нигредо. Здесь работает метафора Царя, погребенного в материи. На начальной стадии съеденный камень черен, это скрытое, или перевернутое Золото. Это говорит, что Сатурн беременен золотым, которое еще только должно родится. После появления на свет Камень–Магистерий будет вознесен на Мировую Гору (ось планеты). В Греции этой горой иногда выступает Геликон – обитель муз.

Таким образом, алхимическая мысль, осваивая сюжет мифа, и совершает переворот смыслов. Что, впрочем, совершенно в традиции, ведь природа (а все исходит от природы), не плоха и не хороша, она такая, как она есть. Метафизическая тайна Сатурна — трансмутация, а цель — совершенный материал. В кошмаре с пожирания детей рождается алхимическая истина о тайнах преобразования вещества.

Акт каннибализма — это переработка несовершенной материи и ее трансформация в совершенное состояние. А также и метафора преобразования личностью человеком телесной сути ради возвышения духа. Без этого алхимическое делание вообще не имеет смысла. Тонкость в том, что съеденный сын соединяется с отцом и достигает состояния Золотого века. В своей работе Алхимик уподобляется Сатурну, эта неприятная стадия – нигредо, и через нее должен пройти каждый.

Сатурн и его дети — один из важнейших алхимических образов. Сатурн разрушает низшие состояния, и продуцирует в себе высшие: Магистерий – Золотой Век.

Кроме этого, метафора Сатурна связана с Пупом Мира или Мировым Центром. Это хорошо перекликается с тем, что было написано в части про астрологию. Сентенции о важности внутренней, сатурнической работы указывают на этот центр. Встречаясь с Сатурном, алхимик получает шанс на то, что Мирча Элиадэ называл вечным возвращением. Принять Сатурна как учителя – жесткая дисциплина, но дает она больше, чем можно рассчитывать. Далеко не каждому адепту по силам этот акт, ведь в первую очередь, нужно изменить, исчерпать, перекроить себя самого, а мы себе дороги….

Сатурн может дать остроту мысли и понимание подлинной природы материи. Но для этого нужно победить сомнения, противоречия и выносить в себе тайну Золотого Века. Ведь миф цикличен, и то, что было, еще повториться, Солнце станет лицом смеющегося бога, поля покроются тучными всходами, холмы – виноградниками и все горести нашего века растворятся в сатурническом царстве, нового витка времени.

Сатурн и творчество

Как уже говорилось, Сатурн повелевает депрессиями. В их числе депрессия, позитивная по отношению к творчеству. Парадоксально, но факт, вспомним, что гениальный блюз рождается, когда хорошему человеку плохо.  Подобным образом дела обстоят с живописью и литературой. «Черная фантастика» По и Лавкрафта, полотна Дали, Яна ван Брейгеля Младшего, Яна ван Кесселя и т.д.

Ян ван Брейгель Младший, «Дети Сатурна».

Сатурн имел отношение не только к увечным телом людям, но и к тем, кто погружен в себя – художникам и литераторам. Перед началом новой работы у многих авторов отмечается ухудшение настроения и ослабление либидо. По сути – это сублимация энергии, то, что могло быть потрачено на внешнюю деятельность идет в творчество. Все это сводится к старой метафоре: «это даже хорошо, что пока нам плохо».

Свинец мудрецов из трактата 16 века.

Человек ищущий и стремящийся к познанию должен «переболеть» Сатурном, осознать его, пропустить через себя и получить плоды – концентрацию, проработанный внутренний мир, самодостаточность и умение работать с минимальными потерями энергии. Только преодолевая препятствия и разбираясь в себе, можно перейти на другой, более высокий уровень.

Leave a Reply

Skip to toolbar