serebro_1[1]

Серебро с точки зрения алхимии

«Судя по чистоте составных начал, серы и меркурия, получаются металлы совершенные или несовершенные»
Роджер Бэкон. «Зеркало алхимии»

Серебро – это благородный металл и по своим свойствам лишь немногим уступает золоту. Оно важнейшая часть Великого Делания и традиции вообще и, несомненно, заслуживает пристального внимания.

В герметической науке логика подачи информации завязана на повторениях и сложном символическом ряде. Луна и Солнце предстают в облике Меркурия (ртути) и серы, одновременно с этим они ассоциируются с серебром и золотом. Если в трактате говорят «серебро философов» (или алхимиков), то, вполне возможно, имеют ввиду ртуть, а если написано «алхимическое серебро», то скорее всего, это обозначение серебра, полученного путем трансмутации, очищенного серебра, или серебра, которое задействовано в каких-либо манипуляциях с металлами. Ситуация осложняется переводами, одно дело если источник — это английский язык – тут разобраться проще, но, если это средневековая латынь – помочь может только вдумчивое чтение, понимание логики и контекста.

Серебро в иерархии металлов

В алхимии принято рассматривать 7 металлов: железо, медь, свинец, олово, ртуть, серебро и золото. Металлы выстроены в соответствии с иерархией совершенства – от «простых», к более «сложным». В соответствии с этой логикой они зарождаются в недрах земли и проходят путь развития, постоянно улучшаясь.

В герметической традиции отношение к химическим элементам такое же, как и к растительному и животному миру. То есть минералы рождаются, растут, созревают, умирают и идут на новый жизненный цикл. Все в природе «закольцовано», и вслед за смертью идет новая жизнь. Алхимическая Вселенная построена на метамарфозах (трансмутациях) веществ в природе (естественным путем) и в лаборатории – искусственным. Но в лаборатории лучше – потому что именно здесь можно создать философский камень и превзойти природу.

Глаубер в трактате «Минеральное творение» писал, что, дойдя до состояния золота, металлы проходят все стадии в обратном порядке – спускаются до железа, и так до бесконечности.

Наиболее совершенные металлы – это серебро и золото, женское и мужское начало, Луна и Солнце, ртуть и сера, Королева и Король…

Ассоциативный ряд можно продолжать еще долго, но в этой статье я хочу рассмотреть именно серебро, его символику и значение.

Символизм серебра

В земных недрах каждому металлу и минералу покровительствует своя планета. Со времен неоплатоника Прокла (5 в.), принято считать, что серебро появляется благодаря Луне, и привязано к лунному циклу. В традиции Розенкрейцеров серебро близко к греческой Артемиде, у алхимиков Возрождения – Диане. Арабы связывали его с женским именем Маната.

В целом для серебра характерны:

  • чистота;
  • ясность;
  • осведомленность;
  • женственность;
  • упрямство;
  • видение;
  • прочность.  

Серебро – символ силы, потому что оно достаточно устойчиво, выдерживает агрессивные среды и высокие температуры, но при плавке хорошо заполняет формы. Обладает тонкими (эзотерическими) способностями (нужно помнить, что жидким серебром часто называют ртуть).

Серебро в алхимической практике

Апофеоз серебра и одна из завершающих стадий магистериума – алхимический брак Короля и Королевы, результатом которого выступает появление андрогина – Ребиса. Часто изображают серебро в виде Королевы, одетой в белое. Белое – символ чистоты, и очищению посвящена отдельная процедура Делания.

Очищение

Королева, прежде чем дойти до брачного ложа (с Королем), должна очистится в бане или теплой ванной. При этом мыть Короля и Королеву следует по отдельности, потому что «она не вынесет едкой мужской ванной». Эта аллегория подразумевает совершенно конкретный химический процесс.

Мужскую баню делали из сурьмы, а женскую – из свинца. Три цветка в руке Королевы говорят о том, что очищать нужно три раза. После очищения серебро теряет в весе, аллегорически говорят, что Сатурн (свинец) отрубает Меркурию ноги, то есть делает его стабильным и неподвижным.

Очищение происходит и с золотом. Таким образом артист получает серу философов – из золота, и меркурий философов – из серебра. Иногда говорят, что получили золото и серебро философов. Добыв эти вещества, можно довести до конца магистериум, то есть получить философский камень.

Гебер писал о 2-х видах философского камня, белом – из серебра и красном из золота, серебра, серы и Меркурия.  Белый – лунный камень, может превращать обычные металлы в серебро – это Малый Магистериум. Красный камень – в золото. Камни рисовали в виде деревьев – солнечного и лунного. Алхимики указывают, что Великое Делание, или Большой Магистериум происходит благодаря смеси ртути и солей серебра и золота.

Финал

Нужно помнить, что полученные вещества уже не являются теми, которые были до очищения. Сера золота и Меркурий серебра – это материя для камня, растворенные в специальных составах металлы, их семя и первооснова. Здесь мы вступаем в область догадок, так как эту часть Великого Делания алхимики тщательно оберегали от посторонних.

Скорее всего серебро и золото растворяли в различных кислотах, отсюда изображение львов, пожирающих Солнце и Луну. Готовый состав изображали как жидкость в специальном сосуде, или как гермафродита. На этом путь серебра закончен.  

PS. В качестве бонуса тем кто дочитал до конца предлагаю подборку символов которыми обозначали серебро в алхимических трактатах:

Leave a Reply

Skip to toolbar