alch_ouroboros1[1]

Философская ртуть

Меркурий превращает все металлические тела, с помощью Арсеника в Серебро, а с помощью Серы или Сульфура в Золото
(Иоанн Исаак Голланд «Рука Философов»)

Понять, что такое Философская ртуть непросто. Алхимики и суфлеры ассоциировали ее с различными веществами, среди которых дистиллированная моча, кислоты и даже кровь новорожденных. И это не удивительно, так как сложный символический ряд и масса разночтений приводят к тому, что смысловые поля сначала раздваиваются, а потом вообще многократно умножаются и разбегаются как солнечные блики на зеркалах.

Особенно большая путаница возникает там, где артист не прошел инициацию у мастера и самостоятельно изучает Искусство. Для того, чтобы уловить суть этого явления, нужно сделать интеллектуальный шаг назад, абстрагироваться, рассмотреть символический ряд и поэтапно разобраться в предмете исследования.

Физическое состояние веществ в алхимии.

Для алхимика все, что жидкое – вода, твердое – земля, летучее (газообразное) – воздух, горящее – огонь. При этом элементы удваиваются, потому что кроме них существуют еще и качества. Так существуют: теплота, твердость, сухость, влажность, холод. Стихии содержат в себе различные качества, поэтому при нагревании «вода» испаряется и превращается в «воздух» и твердые элементы, по большому счету, могут плавиться или гореть.

Нужно сказать, что алхимики добавили и 5-й элемент, объединяющий 4 первоначальных – «квинтэссенцию». Она включает в себя астральные, сокровенные качества и иногда соответствует соли.

4 элемента и Христос в образе 5-го.

Получается, мы имеем 3 начала (сера, ртуть и соль), иногда они выступают как сущность, субстанция и форма. Также 4+1 элемент (вода, земля, воздух, огонь + астрал), и именно с этим нужно работать.      

При определенных условиях происходит круговорот состояний веществ, и это указывает на то, что есть и первовещество – первоматерия, из которой все начинается. Движителем, или толчком для изменений (трансформаций) служит внутренний огонь – об этом отдельная статья, а здесь нужно рассмотреть место Философской ртути в мироустройстве и процессе Великого Делания.

Символ меркурия в алхимии

Ртуть и 7 металлов алхимии

Алхимия активно работает с металлами. Свойства металлов зависят от соотношения в них свойств серы и ртути, то есть теплоты и сухости против холода и сырости. (Связующим звеном выступает соль, о ней в трактатах говорится не много).

Сера выступает активным, горячим, мужским началом, а меркурий (ртуть) – женским, холодным и пассивным. Сера – отец, а ртуть – мать, и именно она управляет семью металлами. Так писал Николас Фламель – алхимик, которому удалось совершить трансмутацию элементов.

Иллюстрация из Манже (Bibliotheca chimica).
Ребис среди символов 7 металлов, воплощает в себе летучесть и стабильность одновременно. Шар с крыльями – материя, наполненная жизненной силой.
Также изображены треугольник и четырехугольник – 3 начала и 4 элемента, дракон – первоматерия.

В природе два начала смешиваются в различных пропорциях, а от их чистоты зависит совершенство металлов. Первыми появляются несовершенные – железо, потом оно улучшается и эволюционирует в медь, свинец, олово, ртуть, серебро и золото.  Золото – венец творенья природных сил. В земных недрах металлы созревают, чтобы превратится в золото.

Философская ртуть в символизме алхимии.

Как мы уже говорили ранее – ртуть, это женское начало, при этом обладающее свойствами летучести, сера мужское и постоянное. В известной аллегории двух, пожирающих друг друга драконов, крылатый – ртуть.

Распространен образ ртути как королевы, одетой в белое, (король в красном – сера). Вместе они образуют алхимический брак, плодом которого выступает андрогин, гермафродит – ребис.  

Именно алхимический брак, единство и борьба противоположностей, делает возможной трансмутацию веществ. Философская ртуть – это текучая, пластичная субстанция, «наполнитель», из которой через Великое Делание можно получить что угодно.  

Leave a Reply

Skip to toolbar