WcWDDT81Ek8[1]

Учение Митры от античности до наших дней

Эта статья – продолжение серии работ о культах и тайных организациях прошлого. Одним из религиозных обществ был культ Митры. Это достаточно экзотическое персидское учение, считается, что оно оказало заметное влияние на раннее христианство и средневековую эзотерику. Христианство в результате победило, но почитатели этого солнечного культа есть и в наши дни, например, в Лондоне работает митраистский храм.

Особенность этого культа в том, что он превратился в «профессиональную секту» римских легионеров, и триста-четыреста лет конкурировал с христианством. Встречаются упоминания о том, что император Коммод участвовал в ритуалах, хотя митраизм так и не стал официальной религией.

Митраизм возник в Персии, распространился в Месопотамии, Греции и оттуда попал в Рим. Плутарх в середине первого века писал, что пираты из Киликии практикуют какие-то странные ритуалы… Сопоставив их описание с работами других историков, можно сделать вывод, что они были митраистами. В то же время археолог Хопф пишет о том, что в Сирии найдено всего лишь три митрениума – храма митраистов, в то время как в Риме их было огромное количество. Видимо, этот культ был на западе более популярен, чем на востоке.

О Митре и митраистах

Митра – связующее звено между человечеством и Ормуздом (Ахурамаздой). Адепты культа верили, что он дает своим поклонникам счастье в существовании на земле и комфортную жизнь в лучшем мире.

С самого начала его почитали доброй сущностью, которая управляет человеческой судьбой. Всего в их пантеоне было 28 духов, из которых Митра самым значимый, потому что может исполнять пожелания.

Произошел обычный для древних религиозных систем сдвиг, и персидский культ Ормузда – божества справедливого, был заменен почитанием его посланника.

Археология не может рассказать многого о церемониях и сути учения поклонников Митры. К счастью, некоторые фрагменты их традиций сохранилась на Востоке. По этим данным можно реконструировать способ мышления последователей этого направления и, что особенно интересно, – их магические воззрения.

Для митраизма характерны три ритуальных предмета: корона (солярный знак), молот – дубина (символ человеческой работы) и бык (телесная энергия, плодородие). При верном постижении этой символики обычный человек может подняться над повседневной реальностью, добиться реализации, выполнения желаний и стать счастливым.

Что для этого нужно сделать? Совсем мало – только сохранять верность духу, который повелевает нитями судеб.

Скорее всего, падение культа было обусловлено тем, что приток неофитов был сильно урезан, мало кого адепты этого культа считали достойными своего внимания. Тут у христианства была масса преимуществ, главное – постоянная работа с людьми и проповедь, хотя его таинства тоже не были доступными для непосвященных.

 

Мистерии и посвящения

Митраистские обряды несли в себе мощный психологический заряд, видимо поэтому считается что они сильно повлияли на культовую основу христианства. В митраизме, как и в большинстве доктрин, было несколько степеней посвящения:

Первый уровень таинства мог получить любой человек, если способен хранить секреты и хотел стать достойным последователем этого учения.

Эта ступень Ворона, а он как известно символ умирания, разложения и поглощения мертвой плоти. Все это только лишь для того, чтобы взойти к новой жизни. Это говорило о том, что человек умер для ложных религий или жизни во тьме безверия.

В Иране у парсов до сих пор существует обычай хоронить мертвых на специальных площадках, чтобы птицы могли питаться их плотью. Символически это означает что птицы переносят тело в мир иной.

Инициация происходила таким образом: неофит сходил по семи ступеням в подземное святилище, напоминающее грот, где его испытывали. Этим инициация в митраизме мало чем отличается от этого события в большинстве древних культов.

Его пугали, не кормили и всячески испытывали на силу воли. Потом, когда он впадал в трансовое состояние, рассказывали миф и объясняли, что он теперь должен делать и как жить.

Затем происходила праздничная часть посвящения – музыка, и объяснение символики этой религии. Изображение Митры, который несет быка – это победа над своей телесной оболочкой и преодоление звериного в себе. В этом культе широко применяли методы трудотерапии, как практики по усмирению плоти и воспитанию внутренней дисциплины. В то же время музыка – экстатическая основа культа, переход от обычного осознания мира к мистическому.

После завершения этой части посвящения неофит проходил между рядами членов культа и причащался хлебом и вином. Этот обряд был связан с солярной символикой, кроме того, в нем использовали барабан вместо подноса и таким образом человек воздавал должное митре, как великому дарителю.

По окончании, ему говорили ритуальные слова, служащие для распознавания свой-чужой.

Второй уровень инициации – Тайна. Адепта вводили в измененное состояние, когда ему казалось, что изображение Митры перемещается. Потом человек подносил идолу дары, в знак признания и подчинения. Пройдя ритуал, он становился Солдатом, возможно это наименование восходит ко временам персидской и римской античности, когда именно солдаты составляли большинство поклонников этой религии.

После этого на лбу у Солдата рисовали стилизованное изображение креста – солярного символа, и предлагали корону на острие клинка. Он должен был символически отказаться от короны, в знак своего подчинения Митре.

Интересно, что при этом использовали солярную диадему, которая на западе известна как корона Востока. Ее символика восходит к тому же солнцу.

Затем кандидата на посвящение проводили по подземным тоннелям, где он должен был победить символических чудовищ. Есть история о том, как Коммод – римский император, проходя это посвящение, по-настоящему убил одного из тех, кто принимал участие, хотя этого делать было не нужно.

Следующий уровень посвящения – Лев. Этот уровень для тех, кто хотел отречься от мирской жизни и всецело заняться служением Митре. Известно, что в этом обряде опять действия проходили в подземелье, человеку рассказывали о культовой жизни, об обрядике и ритуалах. Также делали крестообразное помазание, только уже не водой, а медом.

Посвящение проводили в период, когда солнце было в созвездии льва – конец июля, начало августа. Это говорит о том, что митраисты знали астрологию. А кроме этого, они были сильны и в нумерологии, потому что имя Митра, в его греческом варианте, если перевести его в цифры равняется 365 – количеству дней в году. Это обозначает полноту и завершенный цикл.

Всего в этой системе было семь уровней, хотя у отдельных направлений их насчитывалось двенадцать. После указанных шел Перс, потом Гелиодром, Отец и Отец отцов.

В более поздней традиции, высшая степень – Царь Царей (у персов – Шахиншах).

Заключение

У этого культа есть магическая система и моменты, близкие к индийским практикам – концентрация на священном имени всякий раз, когда принимали пищу или устраивали богослужения. Они верили в силу слов, астрологию и симпатическую магию.

Римские писатели говорили, что поклонники Митры – достойные люди с хорошим моральным обликом. Раннехристианский автор Тертуллиан стыдил своих единоверцев говоря, что митраисты достойнее их.

С социально-политической точки зрения, они были нейтральны – не противопоставляли себя системе и не пытались конфликтовать с другими верованиями. Может быть поэтому и в наши дни у Митры есть поклонники, для которых светит его солнце.

Leave a Reply

Skip to toolbar