maxresdefault[1]

Магические общества древней Греции

Классическая античность

Прежде чем начинать разговор об эзотерических культах и обществах Древней Греции, давайте вспомним, чем же являлась эта страна. Из уроков школьной истории мы что-то помним про Афины, Спарту, Крит и Микены. Небольшое государство на Балканах, которое героически противостояло огромной Персии. Ну и помним про Александра Македонского, который умер молодым.

При этом мало кто понимает, что на самом деле Греция была огромной колониальной державой, население которой достигало 20 миллионов (3 век до н.э.)! В то время существовало более 1500 греческих городов в малой Азии, Причерноморье, на Балканах и в Африке.

По меркам древнего мира это было крупнейшее образование, связанное морскими путями и торговыми отношениями. Известно, что экономические связи страны достигали Индии и Китая на востоке и Британии на западе. Эта цивилизация существовала на пересечении или на стыке культур, отсюда ее богатство и своеобразие. Обратите внимание, через греков соединялись и контактировали Египет, Междуречье, Галлия, Скифия и Африка. Не удивительно, что ядерная смесь породила совершенно особенные религиозные и эзотерические учения, фрагменты которых существуют до сих пор.

Религия Греции.

Греческую мифологию в школьном варианте помнят все. Она формировалась на протяжении многих веков и нельзя сказать, что был какой-то единый, продуманный, упорядоченный путь развития от простого к сложному или от низкого к высокому.

А.Ф. Лосев, изучая религиозные сюжеты, говорил о социально-культурной логике мифа, который разворачивается во времени и пространстве. Так для охотников и собирателей древнейшей эпохи были характерны одни сюжеты, для ранних государств – другие, для империй – третьи.

Первобытный миф – это фетишизм, анимизм и шаманская магия. Здесь природные духи, оборотничество, поиск животных, покровители и наделение утилитарных вещей чудесными свойствами. Также растения галлюциногены, измененные состояния и контакты на равных с миром природы. Обо всем этом можно почитать у этнографов, или в многотомнике Карлоса Кастанеды. Остатки древнейших культов в греческой парадигме – это мифология священных рощ, персонификация наяд, нимф и сатиров. Когда культурный пласт, связанный с первобытными верованиями, стал терять актуальность, рудименты шаманских культов сохранялись в сельской местности и практиковались пастухами, земледельцами и иными людьми близкими к природе.

Потом приходит хтонический миф хлебопашцев. Здесь обыгрывается плодородие, религиозные жертвы, культ земли и все, что с этим связано. В Греции долгое время проводились элевсинские мистерии – празднества, посвященные Деметре. Они проходили два раза в год – весной и осенью и должны были гарантировать хороший урожай.

Позже на смену «темному» веку владычества земной стихии приходят юные сияющие боги солнца, ветра и неба. Богини-матери уступают место отцам и мужьям. С точки зрения Юнгианской теории сознательные, проявленные феномены одерживают победу над скрытыми, бессознательными потенциями хтонического матриархата. Солнце побеждает Луну, мужское начало порабощает женское. Если вспомнить теорию культуры Роберта Грейвса, то именно в этот период Белая богиня потеряла верховную власть. Теперь «женские» мистерии с их влажной, темной символикой вытеснены на периферию. Обряды становятся мужскими, яркими и дневными. Боги получают точную специализацию, природа обыгрывается поэтически. Этот период соответствует мифам о героях, которые несут просвещение и очищают мир от хтонических чудовищ старых эпох.

Естественно, процессы трансформации сознания и мифа проходили постепенно. Старые сюжеты и традиции поклонения частично сохранялись в социальном поле. Например, жреческая традиция какого-нибудь Гермеса-пастуха. Везде Гермес – посланец богов, а в городе Танагра, что в Беотии – носитель агнцев. Существовала легенда, что он спас город от болезни, обнеся вокруг него ягненка. Этому был посвящен местный праздник и ежегодный конкурс красоты среди юношей, кто победил – тот Гермес в этом году.

Со временем от таких культов оставалась горстка почитателей, которые превращались в тайные общества, передающие знания прошлых поколений, или в ковены ведьм, живущих в определенных районах. Особенно ярко подобные процессы проходили, когда на смену язычеству пришло христианство. Известно, что далеко не сразу крест сменил колесо и змею. Во многих районах противостояние продолжалось сотни лет, а языческие пережитки сохранялись в народной культуре вплоть до 20-го века. И теперь его пытаются реконструировать неодруиды, неоведьмы и иные родноверы.

Еще один источник энергии для тайных обществ Европы – экзотические религии. Античный тип культуры формировался благодаря торговым связям в средиземноморском регионе, при этом они умудрялись торговать даже в Красном море и Персидском заливе. Многое греки почерпнули у египтян, халдеев, персов и даже индусов, но вместе с заимствованиями они перерабатывали информацию и творили свое. Древняя Греция была буквально переполнена религиозно-философскими школами, мистическими учениями и сектами. Этому способствовали хороший климат, высокий уровень жизни, неплохое образование граждан и достаточное количество свободного времени

Далее в этой статье мы рассмотрим наиболее влиятельные эзотерические культы Древней Греции.

Орфики

Одной из мощнейших сект античного мира были орфики. Следы их деятельности (тексты и культовые предметы) находят от Африки до Северного Причерноморья. Считается, что этот культ был аристократическим по своему характеру и одновременно являлся философским, мифологическим и научным (для своего времени).  Вазы с изображением колосков, золотые пластины и костяные дощечки с логическими парами, такими как жизнь – смерть, говорят о том, что здесь были орфики. Ну а самое характерное их достижение – огромная коллекция поэтических гимнов и инструкций как их правильно применять в богослужебной практике.

А.Ф. Лосев писал, что орфики не младше Гомера и со временем обогащались идеями пришедшими с Востока. Они считали, что душа бессмертна, а тело – могила. После смерти душа попадает в загробный иной мир, где отрабатывает плохую карму.  После очищения она опять приходит в мир и воплощается в человека или животного. Это объясняет, почему последователи учения были вегетарианцами, ведь животные обладают такой же духовной сущностью, как и мы.

Орфики считаются почитателями мифического Орфея, который спускался в Аид за своей женой, а потом был растерзан вакханками за то, что не хотел принимать участие в их оргии. Здесь сокрыта злая многоуровневая ирония мифа. Сам по себе Орфей тяготел к аполлоновскому началу творчества, то есть аристократическому искусству. Но было еще одно начало – народное, дионисийское. В этом смысле Аполлон и Дионис антагонисты, и не удивительно, что Орфея убили именно вакханки (посвященные Дионису). Но! Следующий мифологический кульбит заключается в том, что секта орфиков поклонялись именно Дионису, а не Аполлону, только не традиционному, олимпийскому, а орфическому Дионису – Загрею. Здесь происходит еще один оборот смыслов.

Чтобы в этом разобраться, нужно понимать, что у орфиков человек двойственен. Одна его часть происходит от Диониса – Загрея – демон, который попадает в тело по причине первогреха. Именно эта сущность переходит через реинкарнации (метампсихоз) и раз за разом воплощается. Смысл жизни – почти буддистский, прервать цепь перерождений, высвободить душу. Даже если демон и не освободится сразу, то правильная жизнь и религиозные практики приводят к тому, что человек будет награжден в аду или в следующем перерождении сможет воплотится в бога.

Учение орфиков просуществовало достаточно долго и оказало влияние на другие философские и эзотерические школы.

Пифагорейцы.

Пифагорейство произошло от имени ученого – Пифагора из Самоса. Этот человек известен тем, что первым назвал себя философом. В 6 веке до н.э. он создал учение, которое существовало даже в христианские времена (4 в. н.э). В основе его – теория справедливости и мир, как единая система. Пифагор первым назвал мирозданье космосом, то есть прекрасной, упорядоченной системой. Основатель не оставил письменного варианта учения или доктрины, поэтому пифагорейство считалось тайным, закрытым знанием. Все достижения и идеи автоматически причисляли основателю.

Многое в учении последователей этого культа было унаследовано от орфиков, в частности теория переселения душ и вегетарианство. Пифагорейцы считали, что есть животных неправильно и неэтично. Кроме того, существовал запрет на употребление бобовых растений. Возможно потому что разбухший в воде боб напоминает зародыш в яйце.

Философия пифагорейства достаточно развита и объемна. Адепты делились на слушателей и учеников, это как бы две ступени иерархии и два концептуальных подхода. Слушатели больше занимались обрядовой частью, ритуалами и религиозной стороной, в то время как ученики практиковали науку. Пифагорейская наука – это четыре «матемы», куда входит гармоника, сферика, геометрия и арифметика.

Центр пифагорейского учения – созерцательный ум. Это то, что позже называли точкой сознания и точкой сборки. Кроме него существовал еще гражданский ум – социальный центр и религиозный ум, связанный с мистериальной стороной жизни. Пифагорейцы стремились развить эти начала.

Еще одна важная категория их учения – вселенская гармония. Она воплощает единство во множестве и множество в единстве и реализуется через число. Пифагорейцы считали математику основой сущего и раскрывали мир через гармонии и соотношения чисел.

Они подарили миру достаточно развитые науки – теорию музыки, геометрию, астрономию и математику, которые стали основой для античной и средневековой науки.

Жрецы и мистерии.

Говоря о мистических традициях Греции, нельзя пройти мимо мистерий. Мистерии – это особые празднества, которые проводились в различных храмах и были посвящены богам. В отличии от современных праздников, они были не просто воспоминаниями о событии или плясками в честь чего-то. Мистерии – это таинство повторения мифа, цель которого воспроизведение вселенной и поддержание жизни в космосе.

Дельфийские мистерии посвящены Дионису и проходили в раз в три года. Жрецы воспроизводили воскрешение бога, через соединение частей, на которое он был расчленен. После этого он соединялся с «царицей» дабы продолжить жизнь. В этих мистериях запечатлен круговорот жизни и природный цикл – смерть, воскрешение (рождение) и зачатие.

Самофракийские мистерии известны нам через христианских писателей, а значит существовали достаточно долго. Также были посвящены Дионису, только здесь обыгрывалась история братоубийства. Двое братьев убивают третьего и везут хоронить к основанию Олимпа. Убитый – воплощение Диониса.

Элевсинские мистерии – тайна за семью печатями. Разглашение тайны того, что происходило в Элевсисе, небольшом городке близ Афин, грозило смертью. Эсхил в Прометее, прикованном пытался намекнуть на какие-то моменты, но был вынужден бежать от гнева жрецов. Даже рабы, которые убирали в этом храме проходили специальное посвящение.

По данным археологии храм в Элевсинах – амфитеатр, в котором разыгрывалось действие. Скорее всего мистерии были каким-то театрализованным представлением, возможно на сюжет Деметры и Персефоны. Именно в этом городе Деметра задержалась на некоторое время, когда разыскивала дочь. Ну а основа – сельскохозяйственный цикл и смена времен года.

Вообще мистерии сопровождались бурной радостью и мощнейшим выплеском эмоций. Платон говорил, что экстаз, в который люди впадали под звуки ритуальных дудок и бубнов, приводил к разрядке. Аристотель считал, что мистерии лечат душевные болезни, а после безумия и хаоса наступают катарсис и порядок.

В завершении статьи нужно сказать, что античная греческая мистика достаточно богата и своеобразна. В этой статье я говорил о школах и учениях, которые можно отнести к эзотерическим, то есть тайным и религиозным. Кроме них существовало огромное количество философских школ светской, социальной или экзотерической направленности. Сюда относятся натурфилософы, искавшие первооснову и центр сущего. Преподаватели – софисты.  Сократ и Платон, говорившие о мире идей и о том, как они просачиваются через слой реальности в наш мир. Аристотель – энциклопедист, который собрал и упорядочил все, что можно было систематизировать. Финалом греческой античной философии стали неоплатоники, которые в своих идеях уже вплотную приближались к трансцендентному монотеизму.

Склонность греков к мистике была характерна не только для античности. В измененной форме идеи пифагорейцев, орфиков и дух мистерий нашел свое воплощение в христианской, православной традиции, которая многим обязана именно греческой земле. Но это уже тема для другой статьи.

 

Leave a Reply

Skip to toolbar