33pic5[1]

Пятибожие князя Владимира

Славянское язычество, официальное и народное

Когда княжил в Киеве Владимир, то поставил кумиры на холме, за двором княжеским: деревянного Перуна, с серебряной головой и золотыми усами, Семаргла, Хорса, Даждьбога, Стрибога и Мокошь…
Из Повести Временных лет.

В подстрочнике названия этой статьи противоречие – слово «язычество» переводится как народная вера. Термин произошел из Нового завета, где слово «языки» означало «народы». По логике народная вера не может быть официальной, ведь она имеет отношение к этносу, а не к социальным институтам, а значит должна быть свободной от официоза. Но когда центральная власть усиливается, правитель стремится упорядочить и контролировать все области общественной жизни, даже народная религия может стать официальной. Эта статья о попытке превратить народную религию в государственную, а также о славянском пятибожье Владимира

Летописи и славянский пантеон

В 980 году князь Владимир решил упорядочить и реформировать язычество. Для этого в Киеве было устроено «официальное» капище с идолами Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла, Перуна и Мокоши.

Внимательный читатель заметит, что богов не пять а шесть, но тут есть тонкость. Скорее всего, Хорс и Даждьбог – это один солнечный бог, только под разными именами, или в различных ипостасях. (Такой ход был весьма распространен в древних мифологиях, вспомним Египет, где одновременно несколько богов отвечали за различные состояния светила). Пять богов вошли в так называемый «славянский пантеон».

Информация о пяти славянских богах нам известна из Повести Временных лет. Из летописи в летопись переходила информация о том, что до Христа славяне поклонялись именно пятерке. Почему так? Вероятно, церковные писцы переписывали друг у друга эти имена, возможно, так им рассказывали при обучении. Естественно, церковные писатели подчеркивали, что языческие боги – суть бесы пекельные, отродья Диавола. Почитать их, означает поклоняться силам ада. Это было достаточно серьезное заявление в Средние века.

Капище, современная реконструкция

Интересно, что даже во времена Ивана Грозного (16 век), священники жаловались митрополитам что по окраинам сохранялось множество пережитков язычества. И чем больше расширялось Московское царство, тем с большим количеством язычников и иноверцев приходилось иметь дело. Даже в 19 и 20 веках приходилось сталкиваться с остатками старых верований, особенно много их было на севере, за Уралом и в Поволжье.

В отличии от католической церкви, православная решала вопросы с иноверцами достаточно мягко. Здесь не было ужасов инквизиции или каких-либо кровавых расправ.  Распространение христианства проходило более-менее спокойно. Для нас важнее другое – то язычество, с которым сталкивались в Сибири сельские батюшки в 16-19 веках и советские школьные учительницы в 20-м, ничего не знает о киевских богах. Я уже не говорю о всех чудесах «Русских Вед» или еще какой фантастической литературы. Язычество, с которым сталкивались церковные служители, – обычный шаманизм, поклонение духам и силам природы, сельские поверья.


Существуют серии книг «Эпос народов СССР», «Героический эпос народов СССР», дореволюционные исследования и отдельные работы по мифологии. Из них можно многое почерпнуть о архаичных религиозных представлениях, но с информацией о «киевской пятерке» дело плохо. А ведь логично предположить, что если бы славянское язычество было в половину так сильно, как пишут современные родноверы и их друзья, то найти доказательные упоминания о нем не составило бы труда.
Опять же, славянская деревня полностью забыла всех «хорсов» и «перунов», зато еще относительно недавно никто не сомневался в том, что в лесу живет леший, а в реке водяной. Пережитки язычества были вытеснены на периферию, где частично существуют до сих пор, а вместо главных богов и капищ – церковь.

Казусы и искажения

Огромный интерес к киевскому пятибожью появился в конце восемнадцатого, начале девятнадцатого веков. Это была эпоха романтизма, когда интеллигенция увлеклась стариной, поэты искали вдохновение в истории и дальних-далях, а историки с огромным рвением изучали архивы, книгохранилища и монастырские библиотеки.

Крупнейшая библиотека севера находится в Соловецком монастыре

Европа тогда болела рыцарством. Реконструкторы делали доспехи (которые в наше время иногда принимают за средневековые), энтузиасты устраивали турниры, все интересовались стариной и романтикой. Не исключение и территория, на которой мы живем.
В Российской империи вышли первые фундаментальные исторические труды. Славянофилы как всегда спорили с западниками, и именно в это время велись дебаты о происхождении и характере славянских богов.
В восемнадцатом веке интеллигенция, воспитанная на классической греческой мифологии, считала, что Перун – это славянский Зевс, а все остальные боги – суть подобия того, что люди вычитали в Илиаде, только перенесенные на родную почву. Такие сравнения неточны, сказать, что Перун безусловно равен Зевсу, упрощение, но и оно хоть как-то объясняет ситуацию, когда информации для исследования практически нет.  Ломоносов сравнивал Перуна и Зевса, Попов говорил, что Хорс – это Асклепий, Чулков писал о Полеле, как славянском Гименее… Идея еще тогда не выдерживала никакой критики. Но зерна рационального в ней все же были.
В девятнадцатом веке была распространена теория заимствования, согласно которой Перун, Даждьбог и Стрибог были «славянами», а остальные боги «импортированы» у вассальных и сопредельных народов. Соответственно, Владимир для усиления центральной власти искусственно собрал этот пантеон. Происхождение этой теории понятно, потому что так поступали римляне, свозившие в столицу идолы из захваченных стран. В 20 веке эта идея была полностью опровергнута археологическими данными.
Западники говорили, что своего язычества у славян не существовало и даже идолов Русь завозила из-за границы. А славянофилы утверждали, что до православия, миролюбивые и «пушистые» славяне идолов не имели вообще, и никому не поклонялись – ожидали Христа.
Споры продолжались долго, ведутся они и сейчас, но в 1975 году, в Киеве археологи нашли фундамент того самого капища. Оно располагалось недалеко от княжьего дома. По углам четырехугольного помоста круглые выступы (места столбов). На востоке еще один, большой круг, около двух метров в диаметре. В середине сохранились остатки огромного деревянного идола. У каждого столба – ямы, разной величины. В одной из них – обломки костей животных, в другой – щебень и битый кирпич.

Схема киевского капища

Археологи установили, что дата постройки между 971–988 г. Скорее всего, большой столб – остатки идола Перуна. После этой находки в реальности киевского пантеона сомневаться нецелесообразно. Осталось выяснить, что он из себя представлял и какую роль играл в то время.

Старое киевское капище

Языческое святилище в Киеве было построено в 980 и просуществовало 8 лет, до самого крещения Руси. Мало это или много 8 лет? С точки зрения истории – миг, но в человеческой жизни – достаточно продолжительное время. Мог ли большой город жить без места поклонения богам? Сомнительно, и это подтвердили археологи. Кроме большого капища, которое располагалось недалеко от княжьего терема, было в Киеве, как минимум, еще одно. Его нашли ученые на Старокиевской горе еще в начале 20 века. Конструкция и ориентация по сторонам света напоминают строение капища Владимира. В глине рядом откопали обломки костей жертвенных животных.

Старое и новое капища

Получается, то, что называют языческой реформой, могло таковой и не являться. Боги как были, так и остались, просто в городе открыли новое, большое капище. Остается вопрос – а была ли реформа вообще? Но это вопрос для углубленного исторического изучения, пойдем дальше.

Пять богов

В научной и околонаучной мысли есть такой «обычай», когда археологические источники и артефакты заканчиваются, авторы начинают заниматься сопоставлениями и сравнительным анализом различных религий. Этот метод не всегда корректен, но порой дает интересные результаты. Так, современный исследователь, историк, кандидат наук Лев Прозоров сравнивает славянское пятибожье с индийским, ссылаясь на индоевропейскую общность народов. Верить этому или нет – дело каждого, но теория небезынтересна.
Всем известно, что в Индии почитают троицу, Тримурти, но кроме нее есть еще и пятерка ПанчаДэватта. В пятерку входят: Вишну – хранитель, лучник Рудра, Сурья – солнце, слоноголовый Ганеша и Дэви – мать.

ПанчаДэвата
Дурга, Шива, Ганеша, Вишну и Сурья

Некоторые исследователи говорят, что этот вид почитания богов в пятом веке возродил мыслитель и подвижник Шанкара после длительного забвенья, которое было из-за распространения буддизма. Другие утверждают, что культ не переставал существовать параллельно, доминировавшему почти тысячу лет, буддизму.
Весьма интересно геометрическое расположение идолов в общем святилище. Самый почитаемый находится в середине и немного сзади, ближе к алтарю, а остальные – каждый в своем углу. Практически так же, как и в Киеве в 980 году. Эти боги упоминаются в большинстве индуистских ритуалов, но не всегда изображаются в храме. В тантрах есть подробное описание священнодействий.
Еще один пример пятибожья – кельты. В наше время этот народ живет в Ирландии. Шотландии и Бретани (США и Австралию учитывать не будем). Но две-три тысячи лет назад это был крупный этнос мореходов, воинов, музыкантов и изобретателей. Кельты придумали кольчуги и научились делать более-менее качественные железные мечи. Они побывали во многих странах, от Атлантического океана до Каспийского моря. По мнению ученых-историков, некоторые племена осели в Карпатах, а потом ассимилировались со славянскими народами.

Ареал кельтских племен

Места поклонений кельтов напоминали славянские капища. Там ставили деревянных идолов с металлическими личинами (вспомним Перуна с золотыми усами). Среди четырех мужчин была одна женщина.
Имена богов: Таранис, Езус, Тевтат, Беленос, Бригантия. Известны и другие боги, но сейчас речь пойдет именно об этих. Пять богов упоминает в «Записках о гальской войне» Цезарь. Он рассказывает о богах кельтов, только называет их по-своему: Марсом, Юпитером, Аполлоном, Меркурием и Минервой. Это не удивительно, зачем просвещенному римлянину было ломать язык о варварские имена, если и так все понятно?
У нас есть три пятерки – а это уже некоторый материал для сопоставления, а еще – имена римских богов от Цезаря.
Если сравнить древние религии, то получается:

  1. Таранис – Перун – Индра – Юпитер. Это громовержцы и метатели молний, боги бурь и стихий.
  2. Беленос – Даждьбог – Сурья – Аполлон. Солнечные божества, лекари.
  3. Тевтат – Стрибог – Рудра – Марс. Боги – лучники, воины.
  4. Бригитта – Макошь – Деви – Минерва. Женские божества/
  5. Езус – Семаргл – Ганеша – Меркурий. «Добрые» божества, связанные с торговлей и прибылью.

Это, конечно, приблизительное сопоставление, но позволяет кое-что «вытащить», если не из области доказанных научных знаний, то хотя бы из аналогий.
Подводя итог, нужно сказать, что версия о пятерке главных богов у различных индоевропейских народов выглядит вполне правдоподобно, несмотря на некоторые условности при сопоставлениях.

One thought on “Пятибожие князя Владимира”

  1. Серия статей понравилась обоснованностью, отсутствием растекания мысли по древу.
    Интересно было бы про древние обряды почитать. века эдак до 15-17…

Leave a Reply

Skip to toolbar