maxresdefault[1]

Солнце в эзотерике

Некоторые люди считают, что Солнце –  звезда, желтый карлик спектрального класса G2V, при массе 1,989 × 1030 кг, диаметр которой составляет 1 392 000 км. Световые характеристики: 3,83 × 1026 Вт, звездная величина +4,82. Конечно, это допустимый подход, но отражает только физический аспект вопроса.

Ричард Коэн

У нас на сайте уже есть материал о Золотом Солнце в алхимии, эта статья – попытка «посмотреть на солнце через другие стекла». Солнечная тема неисчерпаема, поэтому продолжаем.

Солнце в мифологии

Выражение «Солнце многолико». Звучит странно, но это так. В древнем Египте солнечными богами были Ра, Харахути, Атон, Гор, Хефри, Амон-Ра, Хатор. У американских ацтеков это Уицилопочтли, Тескатлипока и Нанауацин. Майя сравнивали светило с гремучей змеей, сбрасывающей кожу. Образов, с которыми ассоциировали Солнце – масса, среди них глаз, диск, тарелка, крыло, рыба, сокол, дракон, лев и тигр…

Можно искать между ними видимое сходство и даже находить его, но лучше понять логику мифа. Всегда есть утреннее, обеденное, закатное, ну и иногда ночное Солнце. Молодость, зрелость, старость и то, что можно назвать перерождением, или сакральной фазой не-жизни. Логика мифа проявляется ситуативно, но всегда точно описывает события и явления. Отсюда и сходство с предметами и животными. Динамика юности, сила зрелости и ослабленность старости. Если помнить об этом, миф становится понятнее.

«Доброе и злое» светило

Чаще солнце – это добро и благо всему живому, но избыток света несет смерть. Так в китайская богиня Си-Хэ стала матерью целых десяти светил. Они стремились действовать одновременно, но жар уничтожал посевы, сады и рощи. Богиня пыталась ограничить их активность, но они сбежали. Жизнь на земле находилось под угрозой. Появились орды всевозможных чудовищ: огромный, зубастый великан Цзо Чи, чудовище Чю Ин, уничтожающее огнем, гигантская птица Да Фэн, повелевающая ветрами, вепрь Фэн Си и огромный удав Си Су Шэ.

Люди молили молодые светила умерить свой пыл, но те не соглашались, потому что трудно определить кому светить, а кому нет. И вот в момент кризиса появился молодой лучник Хоу И, который убил чудовищ и людоедов, и главное – сбил с небес девять солнц. После этого он стал правителем Китая и традиционно основал династию.

Известен сюжет с Фаэтоном, который был сыном Солнца и чуть не сжег все живое, когда не справился с колесницей отца. В Эзоповых баснях (Свадьба солнца), есть момент – мудрая жаба опасается того, что у светила будут дети и сожгут планету. Ну и кульминация «злого Солнца» – у бедуинов. Там это старуха с клюкой, затаскивает к себе на ложе Месяц, «осушает» его, после чего тот вынужден долго восстанавливаться.

Характер Солнца сильно обусловлен областью, в которой появился миф. В умеренных широтах оно ласковое, в засушливых – опасное, иногда даже враждебное. Также нужно помнить про региональные локации. Одно дело полноводная дельта Нила, где свет и влага уравновешивают друг друга, иное – пустыня, где нет ничего живого. Миф ситуативен и описывает конкретное состояние природы и определенную картину мира.

Примерно также дело обстоит с половой принадлежностью Солнца. У романских народов оно – мужчина, а у германцев и кельтов – женщина. Соответственно, и Луна меняет пол, ведь они почти всегда выступают в паре. Германцы из Верхней Баварии до сих пор говорят Frau Sonne, а Месяц – Herr Mond.

Племена эскимосов и индейцы чероки также именуют Солнце в женском роде. У славян «оно» среднего, а пол Месяца варьируется.

Особое внимание нужно уделить Книге Бытия. В ней сказано: «…создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;». Обратите внимание, автор преднамеренно убирает личностные характеристики. Точно также можно было написать: «и повесил Бог два фонаря в небе, один, большой – чтобы светил днем, другой, малый – ночью». В иудаизме веками велась борьба с языческим наследием. Специально устраняли любую персонификацию природных явлений. Должен был остаться только один – Творец.

Как мы видим иудаизм – это переход на другую стадию осознания мира, от язычества к монотеизму. Природные силы явления утрачивают сакральный смысл. Происходит качественный скачек, и вместо «твари», сотворенного, главную роль играет Создатель. Он источник и причина мира, а не капризы стихий.

Интересно, что язычество в толковании Мирче Элиаде, вполне вписывается в эту ситуацию. В статье «Оккультизм, колдовство и моды в культуре» автор говорит о мифах народов Колумбии, где Отец-Солнце творит жизнь, а потом удаляется в свою обитель. Вместо себя оставляет светило, которое мы и видим на небе. По сути тот-же «имманентный фонарь». До конца не ясно: это Элиаде так интерпретировал миф, или индейцы сами додумались.

Чтобы лучше понять ситуацию, обратимся к астрологии. С одной стороны, она рассматривает небесные светила как физические объекты, с другой – наполняет смыслами энергии и эманации, которые с ними связаны.

Солнце в астрологии

Известный астролог А. Подводный писал о том, что Луна и Солнце определяют психический фундамент личности и обуславливают обстоятельства, возникающие в жизни. Солнце отвечает за волю, Луна – за желания и рефлекторные проявления подсознания. Внешне это выглядит как «солнечное» преобразование мира, диктат воли, и «лунное» принятие социальных правил (коллективное бессознательное, выплески иррационального).

Можно сказать, что Солнце – это воплощение принципа воли в ницшеанском смысле. Вместе с волей работают жизненные обстоятельства. Солнце в гороскопе определяет характер этих обстоятельств и ситуации, необходимые, чтобы спровоцировать деятельный импульс.

Действия Солнца нужно отличать от проявлений Марса. Марс – это энергия, Солнце – инициатива. Марс может работать как угодно – по приказу или вынужденно. Солнце подразумевает личную ответственность и выполнение своей кармы. Чтобы это понять, посмотрим, какие бывают уровни проработки Солнца.

Первый уровень – условно «дорефлексивный». Здесь человек рассматривает себя и свою психику как целое. Он раб своих потребностей и желаний, не разделяет действия и волю, все что происходит, рассматривает как единый поток. Личность не отделяет солнечных желаний от лунных. Для него «хочу» – это «хочу». Воля навязывается общественным бессознательным, привычками и социальным окружением. Он в плену кармических сетей и влияния подсознания.

Второй уровень – подразумевает различение солнечных и лунных импульсов. То есть личность уже вполне осознанно пытается найти свое место в этом мире. Ей хватает сил, чтобы пробовать концентрировать волевые усилия, управлять собой и ограничивать потребности. Но карма продолжает тотально довлеть над человеком.

Третий уровень – осознание в себе социальных и подсознательных программ. В этом состоянии личность может более-менее осознанно выбирать эгрегор. Волевые акты человека могут быть согласованы с тем, что он называет высшей волей. Это одухотворяет и наполняет силой.

Четвертый уровень – видение кармических результатов своих действий. Человек начинает понимать какова структура кармы. Действия приобретают точность и четкость, появляется возможность воздействовать на окружающий мир. Связь с эгрегором упрочняется. Свобода воли становится возможностью участия в эволюционном процессе.

Посмотрим, как власть проявляется на различных уровнях проработки.

  1. Человек – раб внутренних импульсов, а значит внешняя власть равна нулю. Он не может противостоять желаниям подсознания, ставить цели и достигать результатов. Внутренняя жизнь отсутствует, а внешняя – это чистая иллюзия.
  2. Появляется власть над самим собой, человек учится сублимировать и подавлять самые вредные, с его точки зрения, подсознательные программы. Это дает возможность ставить жизненные задачи и реализовывать долгосрочные планы. Результат – возникает ощущение какой-то власти над своим куском реальности. При этом может расти и положение человека в обществе. К цели человек относится как к судьбе. Чаще всего ее ставит эгрегор, но власти над тонким миром у личности еще нет. Человек может принимать участие в выполнении каких-либо кармических задач, но только как исполнитель.
  3. Приходит понимание природы власти, он отделяет низшие психические программы от высших. Осознает, что низшие являются базой, на которой строятся более сложные. Понимает, что идеалы не являются таковыми, а только фрагментами пьесы в общем действии. Важно, что именно в это время приходит осознание, что внутренний и внешний миры тесно связаны, и работая над внутренним, мы изменяем внешний. На этом основано магическое воздействие мысли на реальность.
  4. Здесь открываются глубинные, подсознательные мотивы и сплетение нитей кармы. Знание становится властью, потому что человек видит, как при небольших тратах энергии воздействовать на внешний мир. Это то, что можно назвать магией проявлений. Также открывается возможность влиять на карму людей и сообществ, менять структуры и изменять мир. Только при неудаче человек рискует получить обратный удар, превосходящий его воздействия.

Характер и свойства «солнечных людей»

Солнце – это отец и воплощение властных, кармических эманаций. Сильное Солнце наделяет волей, мужеством, решительностью и стойкостью, только «солнечный человек» должен и сам проявлять эти свойства. В другом случае ждет разочарование, он может сгореть, или потерять самостоятельность выпав из жизненной струи.

Если в натальной карте человека ярко проявлено Солнце, то авторитарность и уважение к авторитетам видны из самого детства. Он подражает сильным, властным людям, его устремления направлены во внешний мир. Это значит, что цели и задачи личности связаны с преобразованием окружающего, время расписано по минутам. Кармическая ситуация такова, что ее участник просто вынужден действовать.

«Гармоничное» Солнце – любимец руководства и противоположного пола, он подчиняется авторитетам, но мягко. Ему везет в жизни, может достичь высоких результатов. Солнцу нужно учиться блокировать немереную энергию и инициативу.

Особенно это актуально для тех, у кого в карте пораженное Солнце. Такой человек особенно склонен к тоталитарности и агрессии. Может превратится в деспота, диктатора или тирана. Даже достигнув определенных высот в саморазвитии человек способен замкнуться на своем эго, вместо того, чтобы освещать окружающий мир. Так поступали многие эзотерические учителя древности, в частности гностики. Найдя в своей душе искры нетварного света, они пытались полностью разорвать узы материального. Свет должен освещать мир, иначе все обернется фатальной гордыней – одним из семи смертных грехов.

Опасность гордыни – это то, что подстерегает на пути развития. Те, кто не может с нею совладать, разделяют судьбу Фаэтона, или девяти китайских солнц.

Из астрологического экскурса видно, что человека со слабым Солнцем можно сравнить со светилом северных стран. Его энергии недостаточно, и приходится радоваться каждому лучу. Гармоничное Солнце – это светило средних широт и влажных субтропиков, наполняющее жизнью все вокруг. А пораженное Солнце – сжигающий огненный шар пустыни. Такая схема легко накладывается и на образы Солнца в мифологии, которые мы рассмотрели ранее. Астрология повторяет миф и переводит его в другую, личностную плоскость интерпретаций.

Заключение

Согласно Карлу Густаву Юнгу, солнечный восход является для личности глубокой метафорой получения сознания, как во время пробуждения после сна. А если сказать иначе – переживание рождения сознания из пределов небытия. Восход намекает на бессмертие для любого человека, осознающего конечность существования в этой форме. Отсюда трепетное отношение в большинстве мировых религий к утренним часам. Православные службы, намаз или даже упражнения Сурья Намаскар – все об одном. Молитва на рассвете всегда считалась самой действенной и искренней. Когда сознание не затуманено, а подсознание не отодвинуто повседневными заботами, самое время обратится к свету.

Leave a Reply

Skip to toolbar