1200642[1]

Луна в эзотерике

Цезарейский епископ Андреас, еще в шестом веке писал: Луна — царица трансформаций, легкомысленная волшебница масок и переодеваний, мать превращений. У путешественников, которые сумели выжить, столкнувшись с лунными воздействиями, глаза застилает молочная белизна, чтобы от нее избавиться нужно использовать топаз из храма святого Матвея.

Арабский ученый и путешественник восьмого века Мухамад ибн аль Хабиб, оставил несколько десятков заметок о влиянии Луны. Он говорил, что Луна и Солнце — это два полюса одного светила. Свойства и качества Луны безграничны, как ночь.

Поэт Хуан Рамон Хименес, вдохновленный средневековыми метафорами, говорил, что оттенки луны отражают различные качества ночи. Задача мага — научиться оперировать этими эманациями. Сорвать с луны покров — задача сложная и под силу только посвященным. Чтобы хотя бы прикоснуться к зыбкой вуали ночного светила, рассмотрим лунную мифологию.

Луна в мифологии

Мифы о Луне встречаются у всех народов. Это довольно любопытные образы и их стоит изучить подробнее. Чаще всего солнце выступает в мужской роли, но иногда и наоборот.

Распространенный мотив в мифологии сибирских народов — небесная свадьба. Солнце и Луна женятся, но потом Луна (точнее сказать Месяц), покидает Солнце и попадает в плен к колдунье подземного мира. Солнце приходит на помощь, пытается вырвать мужа из рук колдуньи. В результате Месяц разорван пополам — так объясняют перемену лунных фаз.

Также известен миф о том, что животные или монстры пожирают Луну, а потом она возрождается по новой. Еще один сюжет — лунные пятна. У племени бай-нингов есть история, что однажды Луна спустилась на землю и была поймана женщиной, смогла вырваться, но остались жирные пятна от рук. Существуют мифы о лунном человеке, как причине пятен. Иногда это апокрифический Каин, «скверная женщина» — у татар, или два брата, которые почему-то бьются за сено (украинский миф).

 

В немецком языке есть слово «der Mond» — Луна мужского рода. В русскоязычном мире говорят: «Лунус». Лунус — молодая луна, которая, зарождаясь, растет и превращается в полную луну. Некоторые исследователи уверены, что Луна-женщина более поздний сюжет, но думаю, что тут скорее играют роль региональные факторы и мифологические метамарфозы. Луна может быть мужчиной и женщиной в зависимости от контекста, в котором употребляется миф, и от того, что нужно сказать, какой феномен мироустройства требует описания.

У китайцев Луна — воплощение силы Инь, женское, влажное, прохладное начало. Солнце — Ян, а значит мужское, теплое и деятельное начало. Не корректно говорить, что Луна — это отрицательная или враждебная сила, в мифе все взаимосвязано и взаимозависимо. Если Солнце — это день, активность и труд, то Луна — ночь и сакральные знания, гадание и волшебство.

Лунные фазы в мифологии

Роберт Грейвс, оксфордский профессор филологии и весьма одиозная личность, в 1948 году написал книжку «Белая Богиня», которая чуть позже дала пищу для огромного количества спекуляций, споров и исследований. В этом произведении речь идет о общей индоевропейской трехликой богине. Грейвс считает, что это было центральное божество матриархата, и остатки ее культа он находит в поэтике европейского эпоса. Грейвса критикуют до сих пор, но переиздают чаще, чем большинство книг по истории и мифологии.

Лунные фазы: молодая, полная и убывающая, напоминают этапы жизни женщины: девственница, женщина в детородном возрасте и старуха. Эта тройственность ассоциируется с переменами времен года и мифологической структурой мироздания (верхний, средний и нижний миры). Это метафизическая тройственность, на которой базируется мифологическое сознание. В греко-римской мифологии с луной связаны многие богини, но ярче всего ее образ раскрывается через женскую троицу: Диана, Селена и Геката.

Диана (Артемида)

Артемида — греческая богиня охоты, сестра Аполлона, дочь Зевса и Лето. Она богиня-девственница, покровительница плодородия, живой природы, воплощение девичьей субтильности и грации.

Происхождение имени «Артемида» туманно, возможно оно означает «та, кто убивает», «владычица», «богиня медведей». Скорее всего эта богиня родом с Крита, ведь именно там существовали самые архаичные формы культа. Артемиду сопровождают нимфы и морские полубожества, которые вслед за ней приносили обет безбрачия. Отступление от клятвы каралось смертью.

В период эллинизма и позже в Средние века Диана-Артемида считалась божеством, дружественным для мужчин. Алхимики считали ее покровительницей своего искусства и называли «наша Диана», подробнее об этом в части про алхимию.

Селена

“Селас” — это свет, лучи и сияние. Мифология о происхождении Селены довольно богатая. Эсхил считал Селену дочерью Гелиоса. Другие писатели говорили, что она дочь Гипериона и Тейи, то ли жена, то ли сестра Гелиоса.

Селену было принято изображать в виде женщины в серебряных одеждах с крыльями и золотым обручем на голове. Она владычица ночного неба и едет по нему на своей колеснице, запряженной рогатыми буйволами (полумесяц). Иногда она изображается верхом на быке или коне. От ее союза с Зевсом родилась Пандия — богиня полудня.

Известны несколько версий мифа о любви Селены и спящего юноши Эндимиона. Сюжеты разнятся, но центральный образ — сомнамбулическое состояние парня и тоска Селены по своему возлюбленному. В то же время, по одному из мифов у Селены и Эндимиона было около пятидесяти детей. Поэтому Селена — мать, и это ключевой момент понимания этой ипостаси.

Геката

Геката — богиня мрака, ночных грез, кошмаров и волшебства. Как и у всех остальных божеств, у Гекаты несколько сфер влияния: луна, ночь, привидения, кошмары, тени. Также она ответственна за пограничье и рубежи. В широком смысле слова это и географические разделения, и метафизические грани между мирами. Она повелевает перекрестками, поэтому очень часто ее изображают с тремя ликами.

Геката обладает демонической силой, она ходит со сворой адских псов и со свитой из теней. Ей подчиняются вампиры и домовые.  Гекату чувствуют собаки, и, если воют — это значит, что она близко. Гекате приносили жертвы, ей посвящали кровавые ритуалы. Считалось, что для магических манипуляций лучше всего подходит период, когда луна убывает.

Несмотря на то, что Геката выглядит достаточно грозно, не нужно считать ее однозначно негативным персонажем. Ее статуи ставили на перекрестках для защиты от демонических сил. Геката — старуха, повелительница мертвых, это третья лунная ипостась.

Есть еще загадочная Черная Луна — Лилит, иногда их ассоциируют с Гекатой, но это не всегда корректно. Геката — это старуха, а Лилит — небытие. Этот момент трудно ухватить сознанием, чтобы прояснить ситуацию рассмотрим Луну в астрологии.

Луна в астрологии.

Известный астролог А. Подводный писал о том, что Луна представляет собой воплощение подсознания, точнее сказать трудно, как и трудно переоценить значение луны. Ведь сознательная часть мышления — это всего лишь тонкий налет над бездной бессознательного. Человек контролирует только верхнюю часть айсберга, да и то, с горем пополам, ведь при всплесках активности бессознательного происходят вещи, которые дестабилизируют разум и вызывают массу проблем.

Луна — важнейшая при составлении гороскопа планета. Она отвечает за социальные и повседневные потребности человека. Тесно связана с тем, что приходит к нам из детства. Луна — это материнское инь, образ женского начала.

В зрелом возрасте Луна отвечает за отношения мужчины с женщинами, в которых он не влюблен. У женщин Луна работает всякий раз, когда она чувствует себя женщиной, но без сексуального подтекста (Венеры). Луна — это домоустройство, уход за детьми, защита и социализация. Луна образует тот мир, который мы помним с детства. Это запах бабушкиных пирожков, тихие вечера в деревне, покой, приятная теплота и беззаботная радость. Но это в идеале, потому что Луна бывает разной. Лунные аспекты обуславливают размеры и характер этого мира. При гармоничном состоянии — это защищенность и уверенность в завтрашнем дне, при пораженной Луне — фатализм и чувство неизбежного рока.

Проработка Луны ведется по двум направлениям: внутреннему и внешнему. Это означает понимание своих подсознательных мотивов и расширение сферы влияния в окружающий мир.

Первый уровень — это стадия эгоцентричного человека. Он действует только для себя, другие ему интересны только как инструменты для реализации целей. Здесь человек уверен, что его желания и он сам — это единое целое. Когда такой человек участвует в общественной работе, он тянет все к себе, и плюет на интересы окружающих. Его интересует только удовлетворение своих материальных и сексуальных и амбиций.

Второй уровень подразумевает включенность в какой-либо эгрегор. Это может быть семья, или узкий круг друзей. Все, что происходит снаружи объединения, человеку малоинтересно. На этом уровне действует архетипическая мать семьи, которая смотрит на мир через своих детей. Здесь еще нет гражданской и социальной позиции, только «мой дом — моя крепость».

Третий уровень — это уже серьезная социализация. Тут встает выбор — альтруизм или эгоизм, появляется гражданская гордость, понимание потребностей своих социальных групп и коллектива, иногда даже самопожертвование в пользу общего дела.

Четвертый уровень — подключение к большим эгрегорам планетарного масштаба. Уровень вождей и полководцев. Такой человек может напрямую управлять народом или уйти в монастырь, при этом его влияние не станет менее значительным. Это тот, кто ведет за собой социум.

Как видите, Луна оказывает мощнейшее влияние, правильная ее проработка обеспечивает комплексный успех, как в социальных, так и в личных делах.

Луна в алхимии

Луна в своих дружественных проявлениях — это старшая сестра и мать, которым можно довериться в трудную минуту. Диана — это Луна алхимиков и последователей герметической философии. Ее любят, и именуют «наша Диана», «Дама», «белая магнезия». Это таинственная «Белая Женщина алхимии» и она верная спутница и помощник философа, сопровождает его на протяжении всей жизни и даже после.

В метафорическом смысле артист должен постичь женский подход, тип созерцательности и отношения к вещам. Если мужчина стремится преобразовать, покорить и изменить, то женщина сотрудничает, понимает и сопереживает. Чтобы успешно совершить Великое Делание алхимик должен научиться работать в «женском стиле». Приступая к делу, он долго думает над ингредиентами и операциями, и принимается за процесс, четко сопоставляя работу с астрологическими фазами планет. Только после длительной подготовки он приступает к преобразованию веществ. Все это происходит под покровительством Белой Дамы — Луны.

Как ингредиент магистериума Луна — серебро, работает в паре с Солнцем (золотом). Это мать металлов, Королева, и основа для Малого магистериума. На гравюре ниже аллегорические Король и Королева, которые соединяясь превращаются в андрогина Ребиса. Ребис — философский камень и цель работы.

Луна в психологии

По сути Луна — это идеальная иллюстрация к фрейдизму. Вспомним азы, Зигмунд Фрейд писал: любое внешнее действие инициировано подсознанием. Таким образом запускается вытеснение, компенсация или сублимация. Бытовые и психологические моменты идут рядом друг с другом.

Известно, что генеральная уборка в квартире может принести больше пользы, чем месяц посещений психоаналитика. Это же верно и в обратном направлении, посетив специалиста, человек обращает внимание на то, что неплохо бы подмести и вымыть пол. Что первично — бытовые факторы поведения или психика, для Луны не очень важно, потому что она ответственна и за первое, и за второе. Тут важнее понять на каком уровне эта проблема и найти адекватное решение.

Рассматривая Луну, нужно помнить, что она не спешит сбросить вуаль таинственности, склонна всячески маскироваться, сглаживать углы и прятаться в тенях за другими планетами. В психоанализе это проявляется как попытки замаскировать и не давать себе отчета в происходящем.

Методика психологии, основанная на том, что нужно найти проблему в подсознании, вытащить наружу и проанализировать — это практическая проработка луны. Сюда же относятся социальные мотивы, когда человек обустраивает внешний мир по подобию того, что внутренне считает правильным, и обратный этому процесс — когда мы пытаемся тянуться за окружением, которое совершеннее нас.

Луна — мощная сила и с нею нужно быть осторожными. Изначально она открыта для женщин и многое может дать мужчинам, но при этом требует концентрации на внутреннем и внешнем мире одновременно.

 

Leave a Reply

Skip to toolbar