В самом начале нужно сказать, что римский Марс не равен греческому Аресу. Да, они во многом схожи, но есть и принципиальные расхождения. Марс яростный, как Арес, но не настолько кровожадный. Римляне именовали его Марс – питар (или патер), что означает «отец», «родитель», «защитник». Он изначально был богом сельского труда и обработки земли, заведовал временами года и приходом весны. Ему посвящен месяц март, именно Марс-март изгоняет зиму, чтобы наступили теплые дни.
Родители Марса – Юпитер и Юнона. По альтернативной версии мифа Юнона обиделась на мужа и решила родить без него. Для этого она приложила к животу магический цветок и зачала от него. Юпитер не обиделся, потому что уже было поздно, да и произошло настоящее чудо. Владыка признал ребенка и сделал его богом войны.
Сам Марс по мифу отец Ромула и Рема и покровитель Рима. В ранний период там особо почитали триаду богов – Юпитер, Марс и Квирин. С Юпитером все ясно — это бог-царь, отец и владыка. О Квирине мы знаем от Тита Ливия — это сабинский бог-воин, позже его отождествили с Ромулом и Марсом. Ну и сам Марс, которого римляне почитали как военного бога. Получилось сращивание смыслов, Марс сблизился с Квирином, а Квирин с Ромулом — сыном Марса. На первый взгляд может показаться нелогично, но такой подход вполне соответствует духу мифологии с ее метаморфозами и перетеканием смыслов внутри парадигмы.
Жена Марса — богиня Нерио (Доблесть). Ее отождествляют с Венерой и иногда Минервой. Отношения Марса и Нерио-Венеры — отдельный сюжет. Получается, что любовь и война тесно связаны. С одной стороны, существует расхожий литературный миф о том, что сила побеждается любовью. С другой стороны, данная любовь интересует «войну» до тех пор, пока находится в поле зрения героя. Марс легко увлекается, так как энергии у него предостаточно, а мир полон прекрасными формами.
Любовь и война — аллегория наподобие инь и ян, они дополняют друг друга, но при перекосах возникает вражда, соперничество или неприязнь, так у художников эпохи Возрождения популярен именно этот мотив.
Культ Марса
Марсу молились в Капенском храме (у ворот), уходя на войну. В честь него устраивали парады. Лик Марса чеканили на монетах, которые очень любили солдаты в армии. Ему присущи такие эпитеты: «победитель», «воитель», «хранящий», «умиротворитель», «расширитель империи», «бог сражений», и что особенно интересно – «царь света», «мудрый» и «вождь общины».
Марсу посвящены животные: волк, вол, дятел и конь. С волком линия Марса прослеживается отчетливо — это агрессивное животное, кровожадное и опасное. Кроме того, вспомним историю с Ромулом и Ремом, ведь их выкормила волчица. Вол, или бык — это сельское хозяйство, а также напор и пробивная мощь. Конь — стремительность, атака и война. Дятел (picus) — обращенный птицей римский бог полей и лесов. Отец Фавна и дед Латина. По преданию именно он приносил еду и огонь Ромулу и Рему. Есть информация, что дятла связывали с небесным огнем и молнией, веткой из его гнезда можно было открывать любые замки. Также дятел наделен даром предвидения. Атрибуты Марса подчеркивают его смысловое поле и происхождение.
Марс и война
Главное предназначение и суть Марса — война. В доме царя хранилось копье, посвященное Марсу, и щит, который упал с неба (был дарован как символ защиты). Потом сделали одиннадцать его копий — чтобы враги не смогли украсть оригинал. Собираясь на войну, командующий исполнял специальный ритуал с этим оружием, и восклицал: «Марс пробудись!». Плохим предзнаменованием считалось, если оружие начинало двигаться самостоятельно. Святыни хранили жрецы-салии (прыгуны, плясуны). Каждый год в начале военного сезона (весной) они исполняли с оружием военные танцы. Осенью проводили символическое очищение. Приносили Марсу в жертву коня и откладывали военные святыни до следующей весны.
В Риме Марсу принадлежало Марсово поле. В этом месте разрешалось носить оружие и тут ежегодно, проводили скачки и обряды очищения народа. Август построил на форуме большой храм Марсу, несущему возмездие, в честь победы над убийцами Гая Юлия Цезаря. Марсовы поля существуют по всему миру (Париж, Детройт, СПб). Известно, что традиция смотров и парадов на Марсовых полях жива до сих пор, что очень символично.
Бога войны сопровождали младшие божества — Честь и Доблесть, вдохновляющие римлян, а Ужас и Страх устрашали врагов. Над полем битвы кружила Глория – Слава. Греки Ареса не любили, а вот римляне считали Марса отцом народа. У него было два прозвища: «копейщик» и «идущий в бой»
Имя «Марс» произошло от корня «mar» — блеск. Это указывает на смысловую близость его образа к светлому, апполоническому началу. То есть «марсова» война — это не тьма, магия, коварство, забвенье, мороки, бред, гнусности, интриги и долгое умирание, происходящие от хтонических, подземных сил, а блеск оружия, напор, атака, рывок, победа или смерть, но смерть в бою, на виду, быстрая и славная. Это одновременно может пугать и вдохновлять. Неудивительно, что культ Марса существовал очень долго, а с принятием христианства перетек в астрологию и эзотерику, а также аллегории, метафоры, поэтику и живопись.
Марс и астрология
Марс — воплощение активной жизненной позиции, силы и энергетики. Это относится к внутренним и внешним проявлениям. Астролог А.Подводный писал, что Марс ответственен за инстинкты и подсознательные программы, которые тесно связаны с активностью и энергетикой личности. Это может проявляться в эмоциональной сфере: ревность, страстность с Венерой или Луной в паре, торжественные моменты побед и самоутверждений, достижение поставленного результата, горячка, безумие и необузданный порыв. Слабый Марс в натальной карте — это отсутствие энергии, депрессивные состояния, апатия, потеря интереса к жизни. Как видите есть моменты отрицательные и положительные, чтобы гармонизировать Марс нужна качественная его проработка, но к ней мы перейдем немного позже.
Астрологические толкования Марса уходят корнями в юность этой области знания. В те времена человек не умел владеть собою так, как мы. Относительно низкая плотность населения, сокращенные контакты, минимум раздражителей и размеренный образ жизни приводили к тому, что люди теряли самообладание при даже при минимальном избытке марсовых энергий. Люди в древнем мире держали себя в руках хуже нас с вами, привыкших жить в муравейниках городов, с постоянно включенными телевизорами, гаджетами и прочими внешними раздражителями. Попади к нам римлянин второго века или вавилонянин первого, они сошли бы с ума не столько от внешних форм цивилизации, сколько от обилия того, что должен ежедневно переваривать разум. Социальное поведение, выработанное культурой — умение держать в руках «своего Марса», или переправлять его энергию в другие области: спорт, бизнес, изобретательство или науку.
Марс отвечает за энергетику и энергии, без него немыслима никакая активная деятельность. В свою очередь, важно какая планета оказывает влияние на Марс. Если это Луна, то на первое место выступают подсознательные импульсы. Любой спортсмен знает — чтобы овладеть техникой приема или движения нужно действовать без размышлений, на автомате. Подобным образом дела обстоят и у музыкантов. Если начинающий гитарист думает, что сейчас надо поставить, например, септаккорд четвертой ступени, то ему придется потрудится, чтобы сделать это хорошо и своевременно. Подсознательно такой аккорд берется без напряжения сил. Что это значит? Когда мы начинаем думать и строить алгоритм, автоматически включается Меркурий, Марс вынужден его «тащить» и, соответственно, мы напрягаемся.
С другой стороны, если вы готовите убедительный спич, то Марс и Меркурий обязаны быть вместе, ведь слова без силы будут неубедительными. Планеты содействуют, одна — дает «топливо», вторая — «смысл».
Каждый лектор сталкивался со случаями, когда понимаешь, что слова «как об стенку горох». А бывает, пожилая, добрая старушка-учительница «держит в кулаке» здоровущих хулиганов. Почему так? Говорят — харизма, опыт. Да, но это далеко не все, опыт и харизма должны дополняться силой — и это Марс.
Предположим, перед выступлением на семинаре по биологии вы «включили» Луну, что получится? Скорее всего что-то типа:
Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
«Пинь, пинь, пинь!» — тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!(Кузнечик (Хлебников))
Поэтично, сильно, но малоинформативно. Нет рядом с Марсом Меркурия, логика посыпалась, смысл почти утерян. Чтобы планеты гармонично дополняли друг друга и мощный катализатор- Марс работал правильно, над ним нужно много работать.
Проработка Марса
- На первом уровне человек не может управлять проходящими через него энергиями. По сути это подросток 15-16 лет, у него много гормонов, упрямства, но мало ума. Он неуправляем, иногда даже вызывает неприязнь у окружающим. (Марса не очень любят другие боги). Его восхищают супергерои и чемпионы по силовым видам спорта. У девочек Марс вызывает отстранение от матери и желание самостоятельности.
На этом уровне управлять человеком может только сила. Логика, доводы или намеки, не подтвержденные силой, не срабатывают. Вдохновить можно только примером. Имеет смысл отвести энергию в другое русло, рассеять или обратить на пользу. - Второй уровень подразумевает наличие некоторых навыков управления энергиями. Теперь человек понимает не только «в лоб», но и скрытую злобу или ненависть. На этом этапе человек вполне социализирован, но все равно считает, что сила и власть — наилучшие решения для контроля над любыми ситуациями. На этой стадии человек предпочитает безусловно доминировать над окружающими, если что-то не так — возникают дискомфорт и агрессия.
- Третий уровень — это уже контроль марсовых энергий при помощи силы воли. Иногда это незаменимая практика, но она же приводит к невротическим состояниям. Подавленная агрессия — опасная вещь, в критической ситуации плотину может прорвать и все, что накопилось в подсознании, выльется на тех, кто подвернется под руку.
Человек, находящийся на этом уровне, может быть неплохим управленцем, психологом, или ученым. Именно здесь личность вплотную подходит к управлению своими энергиями. Иногда это получается, но бессознательно. Зачастую успешно сублимирует агрессию в энергию и успешно достигает целей. - Человек осознает, что различные виды энергий — суть одно и с легкостью превращает одну в другую. На примере чакр можно сказать, что манипура питает аджну и подчиняется ей. Аура перестает излучать видимую агрессию. В критической ситуации достаточно сказать несколько слов. Такой Марс — это чистая сила, контролируемая высшими чакрами.
Марс, как и все остальные планеты, хорош в гармонии. Проработать Марс зачастую помогает Сатурн, так как направляет силы на внутреннюю работу, помогает стать мудрее и лучше. Ну а внутреннее совершенство рано или поздно переходит и во внешнее.
Марс. Цвета и камни
При работе с энергиями Марса, или для их притяжения, часто используют драгоценные и полудрагоценные камни. Ему соответствуют: раухтопаз, рубин, красная яшма, гранат, карнеол, янтарь, коралл, гематит, розовый кварц, сердолик. Обратите внимание, практически все это розовое или красное. Главное при выборе камня для талисмана Марса, остерегаться камней с недостатками, они совершенно не подходят для дела. Также, обратите внимание на то, что сочетания красных (марсовых) камней с камнями, относящимися к другим планетам, может неблагоприятно сказаться на энергетике. Рекомендую не смешивать энергии, особенно если у вас нет четкой информации о результатах.
Марс в алхимии
Марс фигурирует в средневековых алхимических трактатах реже, чем Солнце, Луна и Меркурий, но его значение велико. Как минимум — это часть пирамиды жизни, кирпичик в мироздании, а вообще один из ключевых элементов, без которого эта пирамида невозможна.
Марс — метафорическое название железа и некоторых его свойств. В герметической традиции принято считать, что все вещества зарождаются в земле и под воздействием божественных энергий там созревают. Все они происходят от первовещества, поэтому Альберт Великий говорил, что они сходны по своему характеру и отличны по форме (обратите внимание — чистой воды платонизм). Считалось, что первоматерия принимает разные формы и может изменяться в процессе работы над материалом (варка, прожиг, возгонка). Мнение Альберта Великого поддерживал Космополит и Арнольд из Виллановы. Мастера сходились на единстве природы и цикличности обращения материалов в ней.
По мнению адептов, все металлы в природе проходят различные стадии и превращаются одно в другое. Конечно, для этого требуется много времени и определенные условия, но это закон. Благодаря этому свойству, возможно провести ускоренную трансмутацию в лабораторных условиях, и поднять простой металл до идеального состояния (Золото). Чтобы это сделать, необходим Философский камень. Но в этой статье нас не интересуют металлы как таковые, необходимо проследить железо в связи с тем, что оно посвящено Марсу.
Как уже говорилось выше, металлы формируются из первовещества, определенными пропорциями меркурия и серы, плюс влияние планет. Чтобы получилось железо, требуется влияние Марса, тогда мы получим все необходимые его качества: твердость, вязкость, сухость.
Также воздействием Марса объясняется этап делания, на котором материал приобретает желто-оранжевый цвет. У Хеффера это звучит очень поэтично, даже в переводе:
Сперва приходит Сатурн, которого Юпитер изгоняет из жилища.
Об этом вздыхают Луна и Венера,
потом входит Марс и создает убийственный железный век,
и в конце является возрожденное Солнце.
Также воздействие Марса упоминается в «Двенадцати ключах» Василия Валентина. Это девятый, самый загадочный ключ, или 6 фаза делания, если идти «влажным», долгим путем по Филалету. В нем автор описывает и аллегорически изображает, как переливается и меняет цвета рождающийся Философский камень.
Полностью цитировать текст не имеет смысла, привожу то, что касается Марса:
Марс же — знаток войны, и власть его огненная,
и, когда он выступает, перед ним идет Землемерие,
вздымающее багряную, как бы залитую кровью, вуаль,
с очертаниями Силы, наряженной в красное сукно.
Тут нужно сказать, что финальный красный цвет Камня — это не марсов (кровавый или желто-оранжевый) цвет, это Солнце, червонное золото.
Описывать все операции с Марсом не имеет смысла, так как это мало чего добавит для понимания его сути и характера, важнее сказать, что Марс является важной энергетической составляющей. Во многом он работает в режиме эмоций, разжигает ярость, провоцирует активность и ответственен за реализацию переменчивых, иногда даже противоположных друг другу, инстинктов. В традиции именно с железа, как действенного элемента, начинается Великое Делание. Само по себе оно не плохое и не хорошее, ни великое, ни простое. Только в момент реализации приобретает завершенную форму, и только личность адепта несет ответственность за его воплощение. Это же относится и к его архетипу — Марсу.
Вместо выводов железо и Марс в психологии
Школа Юнга рассматривает алхимическое железо как земной Марс. Принято рассматривать его как воплощение агрессивности, влечений и комплексов. Чтобы изменить ситуацию, нужно вытащить наружу, разобрать и осознать их характер. Нужно сказать, что Юнгианство рекомендует проделывать такие операции со всеми проявлениями подсознания, сознания и сверхсознания (если это возможно). По сути психологическая проработка Марса мало чем отличается от того, что было описано в части про астрологию, а характер его проявлений взят из мифологического сюжета, что вполне закономерно. Осознание и проработка марсовых эманаций — то, что связывает все концепции и с чем согласны и алхимики, и астрологи, и психотерапевты.