Таро и Алхимия. Император и Папа

Магический форум Новости Таро и Алхимия. Император и Папа

Алхимический Император, Король, Сера (Сульфур).

На иллюстрации три карты таро: Император из колод Кэри-Йель (15 в.), из PMB (нач 16в.), и, наконец, Noblet (1650) г. В отличии от Императрицы с колоды PMB, у Императора минимум зеленого цвета. Его стихия – это ум и власть, а не природа. Отсюда обилие золота.

Чтобы провести параллели с алхимией давайте вернемся к трактату де Ролы, с которым мы уже работали, изучая карту «Шут». На гравюре изображен бог Юпитер, который для де Ролы, а также исследователя О’Нила – алхимический образ, связанный с императором.

Король из трактата изображен с регалиями власти и в окружении орлов, таких же, как и на ранних таро. В отличии от алхимической гравюры у Императора на карте один орел, символизирующий единую империю. Восемь орлов на гравюре – это восьмикратное алхимическое возрождение после смерти.

Императрице и Императору таро в алхимии соответствуют Король и Королева в середине процесса делания. Это важный факт, так как в начале они выступают как Адам и Ева, а в конце, после символической смерти и возрождения, сливаются в двуполого гермафродита.

С Королем связана еще одна алхимическая ассоциация с картой, о которой стоит упомянуть. Речь идет о скрещенных ногах на Марсельском таро. В христианских и римских символах это означает отстранение и возможность независимого суждения. Это важный атрибут Короля, который обязан вершить справедливый суд. В алхимии скрещенные ноги придают фигуре сходство с алхимическим знаком серы (сульфурный крест). И это очень важное замечание!

Сера является основным мужским элементом алхимии, связанным с Солнцем в неочищенном состоянии. Это очень горючий, легко взрывающийся материал. Символ подходит для незрелого маскулинного эго. Союз Императора и Императрицы прочитывается точно также, как и союз Короля с Королевой. Сера (сульфур) соединяется с женской Ртутью, и вместе они порождают Соль.

На стадии нигредо происходит отрицание, бунт и смерть. Молодому Королю нужно пройти через символическую смерть, чтобы получить инициацию и Королеву. На втором этапе он получает силу и возможность вершить суд. Это «рабочая» стадия, на ней находятся Император и Императрица таро, остановиться здесь было бы классической ошибкой новичка. Таро – это не набор образов, это процесс и путь. Дух исследователя и философа рвется к рубедо, плодом которого является мудрость, и Магистерий. Проходя стадии развития Император, восходит к следующему этапу – это Папа таро или Гермес Трисмегист алхимии. Осознать этот момент означает понять таро не как статичные архетипы, а динамичный процесс развития.

Алхимический Папа, Гермес Трисмегист, Имхотеп, Юпитер.

Карта «Папа» — это воплощение духовной и социальной власти одновременно. На картах таро он демонстрирует жест власти, благословение или увещевание.

Вот популярные колоды 15 –17 веков: слева Сфорца (1455 г.), потом d’Este (1475 г.), Джеффри (1557 г.) и, наконец, Ноблет. Сразу бросается в глаза коническая шляпа, которая часто представляет собой трехуровневую корону.

На таро Карла VI, созданных где-то между Флоренцией и Феррарой в 1460 г. Папа имеет подобный головной убор.

Рядом с картой изображение Гермеса Трисмегиста, дарующего ученикам Изумрудную скрижаль. Два кардинала на карте Папы соответствуют ученикам на гравюре с Гермесом. Фигура Гермеса Трисмегиста связывает алхимические образы средневековья с древним Египтом, и это удивительно, учитывая хронологический разрыв между ними.

Гермес Трисмегист – легендарный основатель алхимии, царь и мистик, мудрец и полубог, достигший необычайных высот в постижении вселенной. От его имени произошел термин «герметические знания».

О Гермесе нужно рассказать подробнее. Цицерон в книге «О природе богов» писал, что Гермес, убив чудовище Аргуса, уплыл в Египет, где занялся научной и просветительской деятельностью. Там он учил людей читать и писать, дал им юриспруденцию и медицину. Египтяне зовут этого бога Тот, а греки ассоциируют с Асклепием.

Согласно блаженному Августину, Гермес написал серию произведений, о подлинности которых сомнений не было. Он считал, что Гермес младше Моисея, но старше греческих мыслителей классической эпохи. Философ Лактаций писал, что Гермес появился ранее Сократа, Платона и Пифагорейцев. Этот исследователь ориентировался на Трисмегиста как на пророка, предсказавшего приход Христа. Еще один христианский мыслитель Климент из Александрии писал, что Гермесу принадлежат 36 книг по различным наукам.

В «золотую» эпоху алхимии – 14-17 веках, Трисмегист считался непререкаемым авторитетом среди философов, магов и алхимиков. Интересно сравнить статуи в храме Имхотепа, которого ассоциируют с греческим Асклепием (соответственно Гермесом) с иллюстрацией из алхимического трактата.

Ниже представлены статуи Имхотепа из храма в Мемфисе и иллюстрация из «Heilege Dreifaltigkei». Исследователь Ронка отмечает явное сходство голов этих персонажей.

Для египтян, как говорит Ронка, Имхотеп был архитектором первой пирамиды и легендарным целителем. В алхимии он — мудрый старик, владеющий эликсиром вечной жизни.

На гравюрах 17 века часто можно увидеть бородатую фигуру с крыльями, которая как бы направляет работу алхимика. Этот духовный наставник вполне соответствует карте Папы. Вот изображение из «Философии Реформата» 1617 года.

Ниже эмблема из «Lambsprinck’sde lapide philica» 1625 года

А это цитата из сопроводительного стихотворения:

Наставник обращается к Ученику в таких словах:
Иди сюда! Я буду вести тебя повсюду,
к вершине самой высокой горы,
чтобы ты мог понять всю мудрость…

На этой иллюстрации три мужские фигуры. Центральная – молодой Король, которому еще предстоит пройти через все испытания, слева Папа, а справа еще один персонаж, значение которого предстоит выяснить. Папа на таро никогда не изображался с крыльями, это атрибут Отшельника. Ниже мы видим его на напечатанных картах, вероятно, из Болоньи, начала 16 века. Это гравюры к поэме «Триумфы» Петрарки, где он представляет Время, которое, как говорится, летит…

Есть еще карты с крылатыми фигурами мужского пола – Амур, Дьявол и Ангел Суда. Также крылья встречаются на женских иллюстрациях, это Умеренность и Справедливость. Из-за отсутствия крыльев у папы я склонен думать, что он не выступает как личный гид, но может делегировал эту роль кому-то еще.

Слева, на картах Джеффри Папа смотрит вправо, и у него есть два помощника внизу. По середине, на карте из колоды «Chosson» видна рука, скорее всего, помощника.

В колоде Conver 1761 года, автор пошел еще дальше, превратив складку мантии в нож. Это лучше видно, если мы поместим карту из Conver рядом с современной редакцией карт Camoin and Jodorowsky, где нож специально выделен.

Есть предположение, что помощник на более поздних таро стал невидимым, а рука и нож – намек на евхаристию и жертвоприношение Христа. То есть то, что священник делает на каждой литургии.

Рисунки с трехъярусной тиарой, характерной для Папы, иногда появляются в алхимии. Например, в трактате Splendor Solis1532-1535 годов говорится о обновленном короле. Он был увенчан тремя драгоценными коронами, из железа, серебра и золота (Хендерсон и Шервуд «Трансформация в психике: символическая алхимия великолепия Солиса», стр. 73)

Обратите внимание – умирающий король на заднем плане чудесным образом возрожден на переднем. «Утренняя звезда» сияет на небесах рядом с солнцем. Железная корона, вероятно, представляет временную, земную власть, так как железо связано с Марсом. Серебряная корона – духовную власть, достигнутую на стадии альбедо. Золотая корона – это то, что обретается в конце Делания, когда дух спускается в очищенное тело. Это духовное господство над материальным миром, здесь имеют ввиду трансмутацию металлов и физическое здоровье через эликсир.

Мне кажется, что здесь алхимия следовала примеру таро, представляя фигуры с тройной короной. Возможно тройная корона, была известна и раньше, если она использовалась для обозначения трех царств, которыми владел Гермес Трисмегист. Однако я не нашел ее в алхимических трактатах, старше карт таро (начало 15 века).

Еще один интересный момент – иногда, на алхимических гравюрах Король и Папа изображены вместе, как сиамские близнецы. На одной голове шапка епископа, на другой – железная, светская корона. Вместе они отображают материальный и духовный аспекты Короля.

Ниже иллюстрация из работ Эдварда Келли.

На эмблеме справа Юпитер сидит на троне, протягивая свой посох или скипетр в левой руке. На голове он носит тройную корону. У его ног малые символы Солнца и Луны, а рядом с ним стоит алхимик. На эмблеме слева, стоя на коленях, у ног Юпитера находятся Сатурн, Солнце и Марс, а справа — Меркурий, Венера и Луна. Тройная корона здесь в значении «обновленный царь», это обновление духовной силы и вливание ее в материю. Это также сочетание мирской и церковной власти. Папы в эпоху Ренессанса имели такую власть в центральной Италии вплоть до завоеваний Наполеона. Однако алхимики имели в виду магическую власть над материей, подразумевающую трансмутацию и исцеление, а не просто сочетание управленческих функций.

Подведем итог. Папа в последовательности таро является духовным авторитетом иерархии. Он выполняет роль главного администратора. Вполне объяснимо совпадение образа Папы и Гермеса Трисмегиста. Ведь алхимия, медицина и другие науки всегда были тесно связаны. Юпитер – дополнительный образ царственной особы. В целом Папа – это единение материального и духовного, перетекание их друг в друга. Стоит сказать, что в отличии от Отшельника Папе нужны последователи, поэтому часто на старых колодах он изображается с двумя кардиналами или учениками. В инициации он выполняет роль наставника, способствующего обновлению и переходу на новый цикл.  Все вместе это хорошо описывается знаменитой метафорой Трисмегиста – «…что наверху то и в низу…». На этом месте нужно сказать, что круг замкнулся.

Добавить комментарий

Перейти к верхней панели