Образы Императрицы и Императора обычно расположены в конце алхимических трактатов. Они символизируют продукт алхимического процесса и завершение Делания. В иллюстрациях к «Розариум Философорум» в финале Магистериума появляется Гермафродит – как плод слияния царственных особ.
Рядом с Королем и Королевой рисуют солнце и луну. Это соответствует Аполлону и Диане греческой мифологии. Ниже представлены гравюры на дереве из «Rosarium Philosophorum», изданного в Франкфурте в 1550 г.
Королева в алхимических трактатах может иметь различные атрибуты. Чаще всего это стебли пшеницы, вместо скипетра, и орлы. Эти образы прочитываются достаточно легко. Пшеница указывает на связь с Деметрой, Исидой и древними женскими богинями плодородия. У египтян считалось, что орлы-стервятники посвящены Исиде. Орел – птица королей, символизирующая высокий полет и власть. Орел был воинским символом в Древнем Риме. В средние века Священная Римская империя приняла эту эмблему, чтобы подчеркнуть преемственность традиций. И в наше время у многих европейских государств гербом является орел, достаточно вспомнить Польшу и Германию.
У Императрицы на таро щит с орлом, который подтверждает власть и традиции преемственности. На алхимических гравюрах очень часто орлы изображены рядом с Королевами. Чуть позже мы подробнее разберем этот вопрос.
В «Розариуме» сюжет с Королем и Королевой развивается естественным образом. Сначала это одетые фигуры, потом – раздетые, потом постельные сцены, гробница и объединение в Гермафродита. Все вместе – это описание алхимического процесса. Эту интимную линию корректнее сравнивать с картой «Любовники», чем с «Императором» и «Императрицей». Но пропустить их было бы не разумно.
То, что большинство из этих иллюстраций происходят из Розариума и относятся к одной эпохе (15 век), это точно. Король и Королева выступают как Солнце и Луна или Сера и Меркурий, они, наряду с драконом, одни из самых древних символов в алхимической литературе. Можно ли сказать, что карты «Император» и «Императрица» произошли от них? Четкого ответа дать невозможно, да и нет необходимости. Предшественники таро представляют собой рукописные и геральдические изображения настоящих или типичных императоров и императриц. Я думаю, что эти карты таро произошли от алхимических гравюр.
На первый взгляд две пары (алхимическая и таро) имеют различную символику. Пара таро кажется просто представителями светской власти в материальном мире – достойной чести, благодарности, уважения и страха.
Алхимическая пара амбивалентна, то есть чисто материальные, человеческие формы имеют под собой огромный метафизический пласт, толщиной в несколько уровней. Посмотрим, как это выглядит.
Король и Королева на ранних этапах Работы – это просто Адам и Ева, хозяева земли и ее рабы одновременно. Рабство – плод непослушания и греха. Великое делание может освободить их от рабства, но для этого нужно пройти через все стадии философской трансформации. Это похоже на сказки, где король или королева находятся под чарами (лягушка, чудовище). Это миф, который очаровывает нас. У таро и алхимии есть общая задача – освобождение человечества от материального мира.
Но Император и Императрица это не алхимические Адам и Ева. Императрица на таро символизирует природу и материнство. В этой ипостаси она имеет свой алхимический аналог на многочисленных гравюрах. Пример – эмблема из Убегающей Аталанты Майера. Я повторю то, что Роберт О’Нил говорит о леди сидящей слева.
Женщина сидит в поле и кормит ребенка грудью. Это символизирует ее плодородье. Колосья пшеницы – это отсылка к Деметре (Церере, Кибеле). В средние века считалось, что от плодородия императрицы зависит стабильность и достаток в государстве.
Де Рола поясняет этот сюжет таким образом: Церера кладет своего приемного сына Триптолема на ночь в огонь, чтобы сделать его бессмертным. В другом мифе морская богиня Фетис делает то же самое с телом Ахилла после смерти, положив его на костер. Эпизод с приемным сыном в огне имеет параллель в истории Исиды (по Плутарху, раздел Исида и Осирис).
Алхимики того времени широко использовали мифологические сюжеты на своих эмблемах. Здесь представлена голландская гравюра 17 века.
Внизу слева мы видим Цереру с колосьями, напротив нее – Исида держит корабль. Она была защитницей моряков. Преданные Изиды устраивали в честь ее празднества и шествия к морю. Это отражено в античных романах, например, у Апулея.
Обе богини являются воплощением императрицы в обеспечении материального благополучия своих подопечных. В верхней части Frontispiece находятся Нептун и Аполлон. Помощь Нептуна требуется кораблям, а Аполлона – посевам.
Здесь представлены три карты «Императрицы». С лева – молодая Императрица из колоды Cary Sheet, хранящейся в Йельском университете. Посередине – из таро Noblet 1490-х годов и Conver 1760г.
Обратите внимание, задняя часть трона напоминает пару крыльев, это может быть отсылкой к Исиде, которая по Плутарху могла приобретать форму птицы. Кроме того, Исида рассматривалась как олицетворение природы. Была известная статуя Исиды из Саиса, описанная Плутархом, с девизом «Я все, что было и есть, и мой полог не подвластен смертным».
Римский философ Макробий говорил, что Изида – это земля или под солнцем. Вот почему все тело богини щетинится множеством грудей, расположенных рядом друг с другом (как в случае с Артемидой из Эфеса), потому что все вещи питаются землей или природой. (Сатурналии I, 20, 18.).
Еще один популярный источник – Апулей, он описал Исиду, говорящую со своим героем: «Я мать всей природы, любовница всех элементов».
Как уже говорилось выше, птица Исиды – стервятник. В эпоху Возрождения трактовка египетских иероглифов была такова, что стервятника ассоциировали с природой. Леон Альберти в своем трактате об архитектуре говорит: «Египтяне использовали следующий язык знаков: бог был представлен глазом, природа – стервятником…». Его источником был текст римского генерала Аммиана. Анонимная книга «Hypnerotomachia» также подразумевает, что стервятник представлял природу. Ниже я воспроизвел первую строку иероглифов и поставил под нее первую строку перевода на латынь. Первый иероглиф переводится как: «из ваших трудов», второй – бог природы, а затем: «свободно», и «жертвоприношение» (урна). Порядок слов, конечно, соответствует порядку обычной латыни.
Ниже представлено изображение природы из «Nova Iconologia» Рипы, Издано в Падуе в 1611 г. Здесь голая женщина с птицей на левой руке, как щит с орлом у Императрицы.
Она голая, чтобы указать на Принцип Природы. Груди из которых течет молоко – это поддержание жизни во всем живом. Стервятник связан с природой потому что уничтожает трупы и превращает их в живую материю. Это алхимический агент перехода от жизни к смерти и обратно. Смысловая связь с Императрицей вырисовывается достаточно четко.
На иллюстрации ниже слева мы видим леди, держащую книгу, это указывает на связь с мудростью и знаниями. Книгой она напоминает Папессу. Справа дама в короне кормит грудью двух бородатых мужчин. Это Мудрость, питающая мудрых, тех, кто посвятил себя ей.
Подобная гравюра. София – «мудрость Бога» опять кормит двух философов. Матери, защитницы и воспитательницы с коронами – все это воплощения Императрицы, которая заботится о своих последователях.
В конце нужно сказать, что линия Императрица – Исида (Природа) – София выглядит довольно правдоподобно, и весьма достоверно описывает ситуацию.
Чтобы рассмотреть этот вопрос с другого ракурса, далее мы рассмотрим карту «Император».