b35f948661564003293efb6774057c13[1]

Чёрное Солнце

«Тьма имеет свое собственное сознание и логику, которая должна восприниматься со всей серьезностью»
К.Г. Юнг

«Черное Солнце претендует на господство в глобальных размерах. Солнечные потенции людей сейчас покорены чернотой, Западная Европа наполнена меланхолией и нет щита от ее алхимического влияния. Но в трудные времена не нужно забывать – внутри Черного есть возможность Золотого, и очищение обязательно придет».
Рудольф Мунд «Миф о Чёрном Солнце»

Solniger (Черное Солнце) неоднозначный символ. С самого начала, доподлинно, не ясно, что это за явление и где его истоки. Оно присутствует в некоторых мифологиях, но чаще всего, как-то невнятно, маргинально, скрыто. Я не встречал подробных описаний свойств и атрибутов этого солнца у древних авторов, или у «классических» исследователей мифологии Евразии. Такое впечатление, что о нем забыли или очень хотели забыть.

В Средние века, это солнце появляется в европейской эзотерике и алхимии, а в 20 веке о нем уже пишут практически все – от К.Г. Юнга до Е.П. Блаватской. Это довольно странно, потому что для появления мощного образа в культуре нужны веские причины. Это особенно важно в ситуации, когда мифологических данных недостаточно.

Мифологические основания, символика и смысловые поля Черного Солнца – об этом статья.

Черное солнце в мифе.

Посмотрим, где и в каких мифологических системах можно встретить информацию о Черном Солнце.

Шумеро-аккадцы.

На плите царя аккадцев Нарам-Сина изображены два светила. Этот царь был вполне исторической личностью, внуком известного всем Саргона I. Плита – первый и самый достоверный источник информации о черном солнце, дошедший до нас с ХХIII века до н. э.

Плита царя Нарам-Сина Аккадского, хранится в Лувре.

Вместе с изображением плиты часто приводят текст: «Выше мира стоят полуночные горы Карсак Курья, свет в выси рождается. Человеческий глаз не может его видеть, но здесь он, сверху полуночных гор сияет темное солнце. Его не видит глаз человека, но внутренность свет твой озаряет. Храбрые и достойные радуются с тобой в божественности. Белое солнце светит над миром, даешь ты дневной свет. Черное Солнце – внутренность нашу озаряешь, даешь нам божественный свет познания».

Если верить этой информации, то у аккадцев Solniger было мистическим средоточием тайных знаний, и само по себе представляло тайну, о которой мало говорили.

Египет

Есть версия, что бог Амон (сокрытый) является темным, мистическим двойником Ра – бога светлого, проявленного, дневного солнца.

В 16-17 веках до н.э., Египет объединен под властью Фиванской династии, и влияние Амона распространилось на всю страну. Еще более упрочились его позиции во время Нового царства. Амон считался одним из членов египетской троицы (Птах, Амон, Ра), и в то же время воплощал в себе весь пантеон (включая троицу).

Греки

В греческой мифосистеме Черное Солнце иногда ассоциируют с титаном Гиперионом, являющимся отцом солнца-Гелиоса и зари-Авроры. Это имя переводят как «Идущий наверху», он первый постиг премудрость движения планет. После того, как богом солнца стал Гелиос, Гиперион отходит на второй план и воплощает в себе тайное светило. Эта история не «канонична» и имеет только косвенные подтверждения.

Иллюстрация к «Божественной комедии». Титаны в аду.

Еще один интересный момент – ассоциативная пара: Черное Солнце – Кронос. Как мы помним, Кронос (Сатурн), отец Зевса, съедал своих детей, потому что ему было предсказана потеря власти от одного из них. Потом Зевс оскопил своего отца и таким образом лишил царства. Но именно при Кроносе-Сатурне был золотой век, когда все жили в гармонии и счастье. Эту идею с радостью приняли последователи психоанализа, и мы к ней вернемся позже.

У Плотина в Энеадах есть идея «интеллигибельного светила», которое ответственно за разум. Но это внутреннее солнце не обязательно черное – то есть не факт, что оно относится к объекту нашего исследования.

Иудаизм

Полуденный демон (Кетев Мерири) Ветхого Завета, Талмуда и мидрашей ассоциируется с темными солнечными аспектами. О нем можно посмотреть во Второзаконье 32:24 и Псалтыре 90:5. Его связывают с одним из божеств Ханаана – Решефом. Это владыка молний, покровитель оружия и эпидемий.

Решеф

Раннее христианство

В Православной иконографии, снисхождение Святого Духа на апостолов иногда изображают в виде Черного Солнца. Здесь оно символизирует знание, мудрость и благословение, ведь после этого они заговорили на разных языках и отправились проповедовать во все стороны света.

Кроме этого, нужно вспомнить святого Дионисия Ареопагита – известного богослова поздней античности. Он, в Послании к Тимофею, пишет о мистических практиках и о «сверхъестественном сиянии Божественного Мрака». А в письме Гаю Монаху говорит о том, что Бог не познаваем, а, следовательно, окружен мистическим Мраком, и что полное неведение является единственным способом познать Того, кто превосходит все познаваемое.

Христос и Черное Солнце гравюра 15 в. из Часослова.Хранится в национальной библиотеке Франции.

Этот момент – важнейшее обоснование для апофатического метода богословия, и сильный момент православия. В то же время – это предостережение для тех, кто идет альтернативным путем. Непонятно с каким именно мраком адепт имеет дело, и неизвестно кто за ним скрывается.

В 20 веке Черное Солнце пользовалось необычайной популярностью, его символику использовали все: идеологи 3-го Рейха, последователи нью-эйдж, скандинавские и славянские неоязычники, адепты оккультных знаний Востока и Запада, теософы, «гиперборейцы» и масоны.  Большинство того, что ими написано, не подтверждается никакой древней литературой, изображениями или мифологическими сюжетами, а поэтому интересно только для общего развития.

Николай Рерих «Полунощное»

Америка.

Развита идея «старого солнца» в мифологии древних мексиканцев. Исследователи мифов считают его женским аспектом светила, воплощением детородных органов (матки) и гробницы одновременно. Это смерть и ожидание плода – метафора смены времен года.

Tezcatlipoca

У Ацтеков Черный Tezcatlipoca – персонификация одного из 5 солнц, правитель севера и владыка колдовства. Он сын изначального бога Ометеотла, который был богом дуальностей, таких как свет и тьма.

Символизм и ассоциации.

Черное Солнце символизирует гниение, умирание, отравление, убийство, распад, мучения и смерть. – этот феноменологический ряд образует сеть взаимосвязей, которые описывают экзистенциальное затмение.

На рисунке алхимический путь мортификации по Эдварду Эдингеру.

Многозначность феномена приводит к путанице и парадоксам, чтобы упорядочить – разложим все по порядку.

Характеристики Черного Солнца:

  • находится в точке эклиптики – максимально удаленной от Солнца и Земли;
  • вполне может быть подземным солнцем, «огнем в земле»;
  • светит мертвым в загробном мире;
  • полностью трансцендентно реальности и видимо только мистикам;
  • находится сзади Солнца, поэтому невидимо для нас;
  • соответствует полярной ночи на полюсе;
  • дарит эзотерическую мудрость;
  • воплощает в себе парадоксальный «дневной» негатив;
  • символизирует болезни и эпидемии, связанные с жарой;
  • является «антисолнцем», то есть во всем противоположно светилу;
  • разрушает личность (микрокосм).

В знаковом виде – это левонаправленная свастика, иногда – 12 лучевая. В аллегорическом – изображается как черный шар или точка.

Удивляет то, что вместе с негативом есть и позитив. Если Черное Солнце разрушает, то откуда все эти мистические откровения? Алхимическое прочтение поможет лучше понять эту проблему.

Алхимия

В алхимии Черное Солнце играет видную роль. В отличии от привычного нам белого, или золотого солнца, Черное – скрыто. Если Желтое солнце – это Король, дарящий жизнь, то Solniger – тиран. Оно не то что отдает энергию, скорее поглощает ее. Это Король, который ест самого себя. Это тень настоящего Короля, деструктивное его проявление.

Иногда Желтое солнце рассматривается как намек на Черное, оно знак, указывающий в черноту. Это Солнце символически воплощает в себе аспекты смерти. Упоминается в трактате у Johann Daniel Mylius в «Philosophia Reformata» и для всех интересующихся будет полезно посмотреть эту работу.

Оно связано с обычной или инициатической смертью. При инициации адепт должен пройти через стадию смерти, чтобы получить доступ к высоким уровням искусства. На практике соответствует нигредо – Деланию в черном. Нигредо – первый этап, на котором личность разрушается, и в этом разрушении освобождается от лишнего.

На гравюре Скелет, Ворон и Черное Солнце

Чтобы обрести бессмертие, нужно пройти через смерть.

К.Г. Юнг и его последователи рассматривала алхимическую традицию с точки зрения архетипов и много внимания уделяли «солнечному вопросу».

Архетипика Черного Солнца.

Юнг открыл алхимию для психоанализа. Хорошо это или плохо – неважно, интересно то, что при этом общество стало уделять ей гораздо больше внимания чем до Юнга.

С точки зрения юнгианской психоаналитики Черное Солнце – теневая часть сознания, деструктивный аспект божества. Это полуденные призраки южных стран, Отец-Сатурн пожирающий своих детей и даже Король-тиран, который ест самого себя. Интересна история с Сатурном, которого по легенде оскопил и сбил с неба его сын. Он тень солнца, лишен власти и справедливости, но вместе с тем угрожает всему живому.

Два солнца – это анима и анимус, самость и индивидуация. Юнг видел главную цель алхимии в восстановлении разрозненных элементов психики-души и создании внутреннего философского камня. Алхимический процесс сложен. В начале адепт видит хтонических чудовищ, дракона, демона, и проходит сквозь нигредо. Это вызывает глубокие страдания, и это продолжается до полного аннигилирования тьмы.

Метафора смерти

На языке психологии – психика погружается в сплин и борется с тенями. (Подробнее о меланхолии и Черном Солнце смотрите у Юлии Кристевой).

Гравюра А. Дюрера «Меланхолия»

Центральный момент алхимии – соединение противоположностей и победа над тьмой, растворение дьявола и ассимиляция. На языке алхимического дискурса, материя испытывает мучения, пока нигредо не развеется, и Аврора прорежет реальность «хвостом петуха» и альбедо (белое) не принесет с собою новый день.

Но в фазе альбедо невозможно полноценно жить, это идеализированное состояние наподобие прозрения или просветления. Чтобы наполнить его жизнью, нужна кровь, должно прийти рубедо (красное). После этого Опус Магнус закончен и человеческая душа обретает целостность.

Два Солнца – это два полюса психики и алхимии, Самость и не-Самость, жизнь и смерть, и только пройдя через смерть в этой жизни, возможно вслед за Виктором Гюго сказать – «Я вижу черный свет»!

2 ответов в записи “Чёрное Солнце”

  1. Почему «Божественный мрак»? Дело в том, что когда подвижник погружаешься в Божественный свет (иже не кийждо может узреть), то этот Свет заполняет все вокруг и ничего кроме Него уже не видно. Вокруг подвижника вроде все тоже, но он везде видит Бога, и по сути выразить что он видит не может словами. И именно это позволяет ему знать Бога.
    Что касается черного солнца. Есть солнце видимое, то что мы видим, а есть солнце духовное, которое мы не видим. Вообще хорошо на этот вопрос может ответить молитва «Свете тихий», то есть Свет неявный, который называют «вечерним». Его узреть можно только преображенными, духовными очами.
    Вот эта молитва:
    Свѣ́те ти́хій святы́я сла́вы, Безсме́ртнаго, Отца́ Небеснаго, Свята́го Блаже́ннаго, Іисусе Христе́: прише́дше на за́падъ со́лнца, ви́дѣвше свѣ́тъ вече́рній, пое́мъ Отца, Сына, и Свята́го Духа, Бога. Достои́нъ еси́ во вся́ времена́ пѣ́тъ бы́ти гла́сы преподобными, Сыне Божій, живо́тъ дая́й: тѣ́мже мі́ръ Тя́ сла́витъ.

    1. Это говорится в том смысле, что этот Свет или Мрак он трансцендентен этому миру, отсюда в раннехристианской традиции все аллюзии на тему сияющего мрака, божественного мрака и запредельного света. Трансцендентен на столько, что его можно только вообразить, это та Слава Божья, которую не выдержит ни один человек в обычном состоянии.

Leave a Reply

Skip to toolbar