прага-и-алхимия

Тайный огонь

Прежде чем начать разговор о Тайном огне нужно уточнить важный момент: Великое Деяние состоит не из одной, а из нескольких разных операций. Но в значительном количестве книг весь процесс создания магистерия выглядит как одно цельное действие. Зачастую операции приводятся по особой авторской логике, которая не сразу очевидна, и это вносит путаницу, но также говорит и о том, что каждый великий мастер шел своим путем. Другими словами, знания о Тайном огне правильнее передавать от учителя к ученику в процессе посвящения, а не узнавать из учебников или трактатов. С другой стороны, поощряется желание вникать в суть и пробовать ухватить сознанием особенности явления.

Логика тайного огня

Возможно это самое сложное для понимания дополнительное (вспомогательное) вещество в Великом Деянии. Об этом говорит Василий Валентин, указывающий на то, что это огонь сам по себе, то есть без пламени. Филалет, в свою очередь, утверждает, что огонь – орудие Бога, и человек не сможет понять его физические свойства, то есть измерить температуру, объем и другие качества, но философ обходится без этих характеристик.
Тайный огонь – важнейший компонент, оживляющий Философскую ртуть. Поиски тайного огня происходят долго, он скрыт, имеет двойственную природу и может выглядеть как кристаллическая соль или сухая вода, которая жжет без пламени. При этом он чем-то сродни Первоматерии, а также кислотам и щелочным растворам.
Символ-знак огня в алхимии – это направленный острым углом вверх треугольник: ?
В более аллегорической форме – саламандра, или дух огня:

Версия Ж. Садуля

Известный исследователь Ж. Садуль, ученик великого Фулканелли, утверждал, что Тайный огонь – это винокислый калий, обработанный особым образом, при использовании весенней росы. Известна иллюстрация из книги Mutus Liber, на которых изображены алхимики, собирающие росу с помощью специальных холстов под знаками Овна и Тельца.


Адепт должен провести ряд манипуляций с Первоматерией и Тайным огнем, потом провести очищение, и таким образом получить Философскую ртуть. Ее узнают по специфическому запаху дождя и подсыхающей земли. Эту версию подтверждают Жак Бержье и Арман Барболь. Но жесткая привязка к конкретным химическим веществам будет не очень корректна, потому что проявления огня будут разнится от того, какой путь Великого Деяния выбирает адепт, а также от множества дополнительных условий.

Духовное понимание Тайного огня

Понимание огня как импульса для дальнейшего развития и активности идет от Гераклита. Этот философ считал, что все постоянно изменяется благодаря внутренней двойственности элементов. Ключом к изменению выступает огонь. С этой позиции огонь – активное начало и алхимик, начиная работу передает веществу свой внутренний импульс. Пассивная (стабильная) материя теряет свою стабильность и трансформируется в иные, более совершенные формы. Огонь – это внутренний волевой толчок, который выходит во вне. Совершая его философ уподобляется Богу.
Чтобы провести это действие нужно чтобы внутри было достаточно этого огня, а это уже практика его накопления, работа над собой и своей духовной сущностью. Только в постоянном труде возможно устранить собственные недостатки и достичь совершенства. Накапливая Тайный огонь, адепт изменяет себя, а потом, выплескивая его во вне, меняет мир.
Такое понимание близко к «кастанедовскому» намерению, когда воин-маг сливается с ним, применяет намерение без искажений и получает возможность вливать его в предметы. С этой стороны, Тайный огонь – воля мага, гармонирующая со вселенной.

2 ответов в записи “Тайный огонь”

Leave a Reply

Skip to toolbar