Символика-дракон[1]

Символика алхимии

Символика алхимии сложнейшая и интереснейшая тема. Изучить символы, их значение и связи – означает понять язык, на котором говорит данная культура, и это совсем непросто. Алхимическая символика, особенно в динамическом прочтении (с учетом контекста и конкретной ситуации), чем-то сродни игре в бисер Гессе. Это квинтэссенция и выжимка герметического мировоззрения, энциклопедия позднеантичной и средневековой эзотерики.

Языки и тайна

О профанных и сакральных языках написано много. Мирча Элиаде, Д. Кембелл и К. Г. Юнг упоминают тайные языки, существовавшие в локальных человеческих обществах-племенах. Между собой взрослые мужчины говорили на особом наречии, которое мальчики узнавали после прохождения инициации. Это был диалект охотников и воинов, женщины его не понимали.
Элиаде говорит, что у шаманов и магов был свой язык, еще более сложный, полный сакрального символизма. Ведь каждый шаман мог быть охотником, но далеко не каждый охотник шаманом. Да и ответственность на шамане лежала гораздо большая.
Ошибившись, охотник мог оставить семью без обеда, а шаман – все племя без покровительства духов.
И в наше время католическая церковь широко использует латынь, а православная – церковнославянский, и в этом есть глубокий смысл. Ведь тайное и важное должно быть скрыто от профанов и дилетантов. С этой позиции таинства церкви мало чем отличаются
от древних мистерий.

Язык артистов и язык простецов

Сложнейший символизм алхимии возник по разным причинам, но самая значимая – мультикультурное происхождение алхимии.
Алхимия, скорее всего, возникла в Древнем Египте, у которого были налажены контакты с Вавилоном и Персией. Потом попала в лоно греческой культуры, обогатилась у арабов и расцвела в европейском средневековье. Нельзя не упомянуть сильные связи
алхимии с каббалистикой, гностическими учениями и неоплатонизмом. Естественно, она впитывала практически все, что имело отношение к сакральным знаниям и стала сплавом различных учений. Отчасти это благотворно сказалось на ее развитии, но с другой
стороны произвело такую путаницу, в которой разобраться – нелегкое дело.

Понимали ли «классические», средневековые алхимики друг друга? – Далеко не всегда. То, что написал один человек в Испании, мог абсолютно иначе трактовать другой, например, в Германии. А кроме того, сами алхимики были совершенно разными. Известны «щедрые» и «жадные» адепты. «Щедрые» – более-менее понятно излагали свои мысли, и не очень путали читателя. А вот «жадные» – тщательно скрывали знания и писали так… Чтобы разобрать что-то в их трудах нужно приложить максимум усилий. Вспомним
классический рецепт: «Возьми пять унций серы и три унции злости и, выпарив, преврати в ту мазь, что является его сутью, не человеческой, к которой он не причастен». Эта шутка вполне в их духе.

Тех, кто не понимал алхимического языка, но пытался экспериментировать, называли «суфлерами» от фр. «sufle»- дуть. Эти люди пытались практикой компенсировать недостаток знаний и совершали массу ошибок. Вместе с тем символы передают посвященным опыт и мистические знания, необходимые для развития. Как толковать алхимические символы? Как понимать суть операций и веществ? Ответив на этот вопрос, мы приблизимся к пониманию сути алхимии. В этой и следующих статья попробую сделать выжимку из образов и символов, чтобы прояснить ситуацию.

Алхимическая триада (Сера, Ртуть и Соль)

Для осознания триады многое сделал арабский ученый 8 века Абу Абдаллах Джабир ибн Хайян аль-Азди ас-Суфи или просто Гебер. При этом он не претендовал на открытие, и всегда ссылался на древних. Тогда было важно подчеркивать преемственность
традиций. Сера ртуть и соль в понимании алхимиков – это не конкретные химические формулы, а состояния вещества и первоэлементы, из которых складываются металлы одновременно. В любом из них есть соль, сера и ртуть, и их пропорции отличаются. Поэтому они называются: ртуть философов, сера философов и соль, или мышьяк. Только не нужно путать ртуть философов с философской ртутью – это разные вещи. Они поясняют качества материи. Как это выглядит:

  • ? Сера – мужское начало, символизирует цвет и горючесть.
  • ☿ Ртуть – женское начало, обозначает обобщенные свойства металлов, которым характерны ковкость, блеск и пластичность.
  • ? Соль (или ? мышьяк) – это не то что третий элемент, скорее способ соединения первых двух.

Философски это оформлено в виде принципов:

  • Принцип ртути содержит в себе свойства металлов.
  • Принцип серы – горючесть.
  • Принцип соли – твердость.

Все металлы состоят из этих элементов, различие только в пропорциях. Такой подход делает трансмутацию вполне осуществимой.

На практике это выглядит так: медь складывается из практически равнозначных частей серы и ртути, при этом содержит малую долю соли. А вот золото, по Герберу, состоит из весьма летучей ртути и малого включения серы, причем чистой, плотной, со светло-красным оттенком. Из-за неравномерного окраса этой серы желтизна золота может разнится. А теперь посмотрим, смогли бы философы понять друг друга. Вот описание того же золота, у клирика из Британии, Р. Бэкона. В своей книге «Зеркало алхимии» он говорит,
что золото – это блестящая, красная ртуть и чистейшая, не горючая, красная сера. Пластичность, особая цветовая гамма и визуальная чистота. Все в превосходных терминах. Как мы видим, – они нашли бы общий язык.

Триада и стихии

Алхимики приняли и доработали античную идею о 4-х стихиях. Примерно так выглядят стихии и качества, которые их порождают:
Огонь = Тепло + Сухость
Воздух = Тепло + Влажность
Земля = Холод + Сухость
Вода = Холод + Влажность

Для нас важно, что каждая стихия включает элемент, присущий другим, это позволяет стихиям смешиваться. С позиции стихий сера – это огонь, ртуть – вода, а соль – плод их слияния. В алхимической традиции:

  • Соль можно разложить на землю и воду.
  • Серу на воздух и огонь.
  • Ртуть на воду и воздух.

Это характерно им при разделении элементов. При соединении – картина выглядит вот так:

  • При слиянии земли и воды получится стабильная соль.
  • Воды и воздуха – текучая ртуть.
  • Воздуха и огня – горючая сера.

Разрушая или добавляя какой-либо элемент, мы получаем другой. Это открывает большие возможности, и на этом стоит вся алхимия.

Триада и Великое Делание

Чтобы собрать «картинку», нужно сказать несколько слов о первоматерии. Она не является веществом в привычном смысле, это скорее потенция вещества. Не имеет качеств и свойств, явление без характеристик. Идея первоматерии возникла из герметических представлений о единстве сущего. Наверное, можно допустить, что это идея материи как таковой, в платоновском смысле.

Иллюстрация из «Douze clefs de Saggesse» Василия Валентина. Дракон – первичная материя, крылья в кругу – сера, лапы и корпус – твердое (соль), хвост – текучее (ртуть). Треугольник – начала. Всё объединено в философском яйце.

Алхимики считали, что можно опустить металл до первоматерии, а потом поднять до прежнего состояния, но уже с наилучшими характеристиками. Совершенный металл – золото, а значит его можно делать из простых металлов. Созидание символизирует Феникс – завершающую стадию Великого Делания. Но так происходит только благодаря триаде и потенции трансмутации веществ. Арнольдо де Вилланова писал: «Есть камень, состоящий из четырех элементов: воздуха, огня, земли и воды. Материя камня имеет: три угла, три начала, — в своей субстанции; четыре угла, элементы, — в своей добродетели; два угла, устойчивость и летучесть, — в своей материи; один угол, всемирную материю, — в своем корне. Сумма чисел этого построения 10 – соответствует золоту, и количеству сефирот каббалы, то есть эманаций Бога.»

One thought on “Символика алхимии”

Leave a Reply

Skip to toolbar