Каббала (Qabbalah) – мистико-религиозная традиция в иудаизме. Слово «каббала» на арамейском и иврите означает «предание, получение или приятие», в смысле обретения Света знаний и передачи традиций.
Самое интересное заключается в том, что настоящая каббала до сих пор тайна. Поэтому на эту тему есть масса спекуляций в среде иудаизма и вне его. На многих книгах стоит надпись «Каббала», но к самой каббале они никакого отношения не имеют. Элифас Леви, Алистер Кроули и Папюс свободно использовали идеи из этого учения и смело интерпретировали материал, но они настолько далеки от первоосновы, что не могут претендовать на идентичность. Хорошо это или плохо – другой вопрос.
В этой статье поделюсь тем, что имеет отношение к «традиционной» каббале.
Кратко о происхождении каббалы
Историки утверждают, что это учение сформировалось в поздней античности и раннем средневековье на основе гностицизма и неоплатонизма, переосмысленных в духе иудейской традиции. Идея реинкарнации, которая есть в каббале, абсолютно не свойственна «библейскому» иудаизму. Она могла существовать только в каких-то маргинальных, течениях или сектах, но вообще не прослеживается в «официальном» вероучении.
Сами последователи уверены, что каббала возникла вместе с человечеством. Первым практикующим был Адам, потому что именно он давал имена животным, таким образом наделял характером и обрел над ними власть.
Правда где-то по середине. Самые важные книги действительно датируют средневековьем, но книги – одно, а их содержимое – совсем другое. То есть традиция и идеи могли веками храниться в узком кругу посвященных и передаваться от учителя к ученику. Или просто-напросто древнейшие списки до нас не дошли.
У евреев задолго до времен Талмуда (VI в.н.э.) существовала своя эзотерика и магия. Общаясь с народами Египта и Вавилона, трудно было бы не научиться чему-нибудь этакому, ну и, естественно, дополнить и переосмыслить в духе своей культуры.
Есть мнение, что каббала, как учение для немногих, возникла во времена вавилонского плена и многое почерпнула из халдейской магии. А потом пополнялась новыми идеями подчас контактов иудеев с греческой философией неоплатоников и различными сектами гностиков, но об этом периоде мы почти ничего не знаем. А вот книга – Сефер Иецира (Книга создания), предположительно VI в.н.э., это уже факт, и мы поговорим об этом далее.
Учение каббалы
Каббала – не религия, потому что каждая религия считает верной только себя саму. Каббала проповедует своеобразное свободомыслие и альтернативный взгляд на вещи. Поэтому она, мягко говоря, не пользовалась популярностью ни в исламе, ни в христианстве, ни в официальном иудаизме. Есть представления о каббале как синкретической «протонауке», от которой еще не отпочковались отдельные дисциплины, и такой подход заслуживает внимания.
За каббалу в определенные века легко можно было быть побитым камнями или попасть на костер. Да и в самом иудаизме последователи этого учения считались странными чудаками.
Каббалисты претендуют на владение тайным смыслом Торы (Пятикнижия Моисея), и знанием о том, как мир устроен на самом деле.
Каббала изучает 3 части бытия:
- Бога
- Человека
- Мир
Ее последователи говорят, что это учение раскрывает истинное предназначение человека и позволяет обрести счастье, здоровье, любовь, успех, удовлетворенность, благополучие и самореализацию.
Умозрительная каббала
Существуют умозрительное (юинит) и практическое (маасит) направления учения. Их принято разделять, хотя по сути это две стороны одной медали.
Теоретическая, умозрительная каббала складывается из 2-х направлений:
- Маасэ берешит – учения о происхождении мира (космогонии)
- Маасэ меркаба – общей теории творения мира и вещей (теософии)
Теория важна для понимания основ. Без правильной теоретической базы попытки практического применения каббалы – «стрельба вслепую». Не зная таблицы умножения или правил арифметики, очень сложно построить инженерную конструкцию. То есть, что-то построить можно, но совсем не факт, что это будет именно то, что нужно и многие каббалисты «любители» действовали таким образом.
Основные книги умозрительной линии – Сефер Иецира (Книга создания) и Зогар (Блеск). Сефер возводят к Аврааму, но, скорее всего, это 6-7 в.н.э. Зогар – 13-14 в.н.э, так как там упомянуты магометане и римский папа Николай III.
Кроме этих книг для теоретической каббалы важны произведения Исаака Лурия, Моисея Кордуанского и Исаака Слепого.
Центральной выступает идея трансцендентного божества, которое выше любых границ. Оно именуется Эн-соф, то есть Бесконечное. Чтобы открыть возможность существования «имманентных» миров, Божество ограничивает само себя. Это производится методом «стягивания» (сод цимцум). Таким образом возникает точка, которая расширяется в пустое место, отделенное от Творца. Лучи Создателя проникают в эту пустоту – ведь теперь есть куда светить, и творят формы – этот мир.
Свет не находится в плане чувств, но умопостигаем. Эманации Света – это 10 сефирот, вместе они образуют вселенского человека – Адама Кадмона. Отдаляясь от Эн-соф, сефироты теряют силу и рассеиваются. От этого – несовершенство нашего мира.
Сефироты соответствуют десятичной системе исчисления, в некотором смысле они протоцифры. Также важны буквы иврита (12 простых, 3 основных и 7 удвоенных), всего – 22. Каждая из них соотносится с определенным именем Созидателя, они способны описывать мир. Бог, при помощи 32 знаков (10 цифр и 22 буквы), или, как их еще называют, путей, разворачивает вселенную.
Практическая каббала
Практическая каббала (ха-шимут, практическая мудрость) – в нашем понимании ближе всего стоит к белой магии.
Важнейший момент этого учения – работа с эзотерическими именами ангелов и даже самого Создателя. Как известно, их применение может изменить имманентный мир, но такие манипуляции могли совершать только самые осведомленные и продвинутые мистики, для блага общества и ни в коем случае не для материальной выгоды. Если же кто-то пытался самовольно совершить что-либо подобное, он серьезно рисковал телом и душой.
Библия рассматривается как многоуровневый текст, в котором кроме поверхностного слоя есть шифрованные смыслы, которые каббалисты получают с помощью перестановки букв и слов.
Черная магия каббалы – это применение «нечестивых имен» для получения собственной выгоды. Традиция «черной каббалы» восходит к книге Еноха, по которой падшие ангелы учили людей магической науке. Также темные искусства называют «мудростью людей с Востока» – прямой посыл в сторону Вавилона. Такие колдуны умели призывать демонов и смешивать светлые и темные практики.
Применение таких манипуляций считалось допустимым только в особых обстоятельствах.
Феноменология каббалы
Известно, что в античности тексты считались костылями, по отношению к устной речи. У индусов греков и римлян изначально не было особого трепета по отношению к слову написанному. Зачем записывать то, что лучше запомнить? Поэтому и веды, и Илиаду передавали из уст в уста, такова была традиция распространения знаний. Сократ, Будда и Пифагор не написали ни строчки, и в этом был свой резон.
С Библией ситуация иная. Это, в первую очередь, текст, и текст сакральный, переданный народу от Бога через пророков. Отсюда такое внимание к именам, буквам символам и числам. Отсюда уверенность в могуществе текста и в том, что с помощью его можно менять мир.
Послесловие
Сейчас существует масса литературы о каббале и каббалистах. Для продолжения знакомства сами каббалисты рекомендуют обратить внимание на книги Шолем Гершома (Алхимия и каббала, Основные течения в еврейской мистике) и обзорные аудио и видео лекции Л. Мациха.