О пылкий друг искусства, я даровал тебе надежду познать и понять самого себя; иные, опаленные тем же огнем, отыщут возможность раскрыть свойства природы; а подлинные ищущие, кто смог глубже вникнуть, обретут дар искусства, которое краеугольный камень и скала, дарованные нам свыше. Я открою тебе, как древние учителя наши создавали Камень, одержанный от Всевышнего, чтобы применять его с толком, для собственного здоровья и наилучшего устройства в жизни земной
Так пишет Василий Валентин в «Двенадцати ключах философии». В этих строчках вся квинтэссенция алхимии. Познать мир и себя – все. Можно закончить статью, расслабиться и пить чай, но тогда вы не узнаете некоторые подробности, которые, как я надеюсь, будут для вас полезны и не безынтересны.
Что такое алхимия
Разберемся с определением… – так положено начинать любую статью, в которой есть термины, далее идет короткое пояснение с переходом на описание, потом развязка и выводы, но с алхимией сложно. Вместо однозначного термина мы получаем целую связку смыслов, и все они актуальны, если желаем «ухватить сознанием» это явление.
Слово «алхимия» (лат. alchimia) произошло от арабского «al-khīmiyā», а то от греческого «χυμεία» – сок, флюид, настойка. Ну и греческий термин «химейя» восходит к древнеегипетскому «хем» – что означает искусство рудознатцев, металлургов, златоделие. Тут же в смысловом ряду стоит латинское «humus» – земля, грунт и даже китайское «ким»- золото.
Сомнительно, что корни этого термина в древнекитайской культуре, но связи могут быть, ведь мир, на самом деле, очень мал. Существуют китайская, индийская, европейская, арабская, еврейская и даже африканская ветви искусства. Это общемировой, мультикультурный феномен, а значит требует особого отношения.
Мирча Элиаде в «Кузнецах и Алхимиках» говорит, что алхимия возникла в начале кали- юги, чтобы как-то компенсировать человечеству утраченные способности золотого и серебряного веков.
Истоки традиции
Герметические знания
Считается, что алхимия возникла в Древнем Египте. Тексты, найденные в гробницах, говорят о том, что алхимия и магия занимали важнейшее место в этой культуре. Сила жрецов-ученых была огромной, по преданию, они могли управлять стихиями и знали тайные свойства элементов. Греки, посетившие Египет, говорили, что египтяне производят золото из руды, используя ртуть.
Египтяне получали порошок черного цвета, обладающий особенными свойствами и заключающий в себе потенцию всех металлов. Изготовление и манипуляции с порошком и металлами называли «хем»- сакральная металлургия.
Именно ее открыл людям бог Тот – хранитель знаний, ну а в греческой традиции его именовали Гермес Трисмегист, потому что именно Гермес у греков – даритель знаний, посланник и проводник воли богов в этот мир. Поэтому и говорят, что алхимия относится к герметическим наукам.
По Мирча Элиаде – Тот-Гермес – это образ обожествленного культурного героя, дарящего знания по сельскому хозяйству, медицине, музыке, металлургии, астрологии и астрономии, математике. Считается, что он правил еще до фараонов и написал несколько произведений. Самое известное – «Изумрудная Скрижаль», одно из понятных и лаконичных описаний Великого Деяния. По преданию, скрижаль нашли в Гизе солдаты Александра Македонского.
Не буду приводить этот текст полностью, но это знаменитое: «…То, что внизу, как то, что вверху…». Найти скрижаль в сети можно без труда, гораздо важнее осознать.
Трисмегист – эпитет, который означает Трижды Величайший среди царей, философов и жрецов. Именно он открыл принципы, которые легли в основу всей алхимии, но об этом далее.
Заинтересовавшись истоками европейской алхимии и «копнув», вы узнаете, что скорее всего, она начала проникать в Европу после 8 века, когда мусульмане захватили часть Пиренейского полуострова. Говорят, что наследие древних греков попало к арабам, а от них – уже сюда.
В полной мере она развилась во время крестовых походов – рыцари привезли тайные знания. Так это или не совсем – вопрос к историкам, но я считаю, что тут дело не в арабах, а в том, что мы очень мало знаем о жизни Европы «темных веков». Да и проще было пообщаться с самими греками, с которыми торговые и культурные связи не прерывались до 12-13 веков, чем завозить трактаты через Пиренеи или Палестину.
Родоначальником герметической науки в Европе считается Роджер Бэкон, францисканец (1214-1294). Традицию продолжили Раймунд Луллий, Арнольд де-Вилланова – испанский лекарь и Василий Валентин из Германии.
Искусство королей
В Средние века верили, что короли от природы обладают особыми способностями к алхимии. Есть описания случаев превращения различных металлов в золото, проведенных Хлодвигом, Фридрихом I, Ричардом I, и конечно Людовиком Святым. Существуют книги за их авторством. Естественно, что историки ставят это под сомнение, но эти труды небезынтересны. Также считалось, что ослабление королевского могущества произошло от того, что помазанники утратили свои сверхспособности.
Известно, что помазанник мог лечить наложением рук многие недуги: дизентерию, скарлатину, корь и желтуху. И это было очень важно в мире без антибиотиков. Помогало даже прикосновение к королевским одеждам. Благодаря этому народ любил и ценил их. Случались мятежи, когда лечебное воздействие не работало. Тогда думали, что или епископ неверно помазал, или король сам пропил-растерял способности.
Изучить алхимию – значило самостоятельно получить то, что короли имеют от природы.
Алхимия в поисках философского Камня
Алхимик – это тот, кто пытается получить золото с помощью философского Камня – распространенное заблуждение. Золото это далеко не все. Оно было приманкой для стремящихся обогатится «легким» путем. Таких адептов называли суфлерами (от «sufle» фр. дуть). Эти люди ставили эксперименты ради наживы, не понимая глубинного смысла традиции. Именно суфлер стал образом для киношного алхимика.
Алхимик – тот, кто тонко понимает природу и действует без насилия. Суфлер – об этом не думает, ему важнее результат. Современная наука, скорее всего, пошла именно от суфлеров.
Главное отличие алхимика от суфлера в том, что настоящий адепт двигался двумя путями, связанным воедино. Это внутренняя и внешняя практики, изменение себя и мира. Алхимик понимает суть гармонии и совершенства, суфлер – добывает золото.
Адепты именовали себя артистами, но не в плане выступлений на сцене, а от «art»– искусство, то есть людьми, творящими.
Кроме трансмутации неблагородных металлов, алхимики умеют делать эликсиры здоровья и долголетия, которые способны дать человеку гораздо больше, чем груда ценного металла.
Символизм и практика
Герметическое искусство оперирует многими понятиями, но ключевыми являются сулфур (сера), меркурий (ртуть) и соль – это не абстракции, а вполне обоснованные состояния вещества и сознания человека. То есть алхимическая ртуть и сера не являются тем, что мы слышали из общего курса химии. Парацельс объяснял их на примере горения: горит дерево, горение – сульфур, дым происходит от меркурия, а пепел – это соль.
Сера (сульфур) – мужское начало. Потенция огня и взрыва в веществах. Соответствует духу – активному началу.
Ртуть (меркурий) – женское, мягкое начало – душа. Свойство блеска, ковкости и тягучести в металле.
Соль – материальный плод союза этих элементов. Соответствует телесному состоянию, стабильной субстанции.
Также есть три основных шага на пути развития адепта: нигредо, альбедо и рубедо. То есть делание в черном, белом и красном. Или опус в черном, белом и красном.
Первый этап – нигредо – это отделение, сепарирование, отрицание. Соответствует горению сульфура. На этом этапе начинающий стремится избавиться от коллективного мышления, навязанного социумом. Это нигилизм, отрицание и бунт. Конечно, это сложный этап, ведь предстоит освобождение от внешних ценностей через разрыв, и это больно.
Нигредо примерно соответствует отшельничеству в этнических и религиозных практиках. При этом человек должен уйти от всего, в том числе и от ума. Это посвящение в шаманы, и даже удачное его прохождение ничего не гарантирует. Есть опасность «зависнуть» на этой стадии, тогда удел ищущего – безумие.
Второй этап – альбедо. Это уже видение мира в его подлинном аспекте, восхождение духа и прорастание, подобно тому, как росток пробивается сквозь черную почву. Это открытие стихии воздуха, отсюда связь с дымом. Это вторая стадия Великого деяния, и она предшествует третьей.
Рубедо. Сложнее всего объяснить этот этап и тут уместно сравнение с розой и огнем. Прорастая из навоза, на воздух, росток превращается в прекрасный цветок и являет миру чудо. Это чудо – философский камень, производящий золото и эликсиры, и это адепт, совершивший Великое Деяние. Далее следует тишина.
Подобие внешнего и внутреннего – ключевой момент в понимании алхимии. Осознать то, что философский Камень создается не только снаружи, но и внутри человека – то, без чего невозможно начинать изучение этого искусства. Создавая его, артист творит свой микрокосм и внешний феномен одновременно, уподобляясь творцу, и в полном соответствии с учением Гермеса Трисмегиста.
4 ответов в записи “Введение в алхимию”