00901994

О демонологии

Я знаю, что демоны существуют. Люди растут, как и растения, некоторые в свете, другие в тени. Есть многие, кому нужна тень, а не свет.

Демонология – наука, изучающая демонов. Подразумевается, что это злые существа разной степени могущества, способные вредить людям, но и давать некоторые преференции.

Чаще всего их дары тесно связаны с неудержимыми страстями и желаниями. Это может быть стремление к власти, деньгам, любви и даже превосходству в искусстве. Важно огромное
желание и готовность платить большую цену.

По сути, демонология – часть магического сознания, которое стремится манипулировать мистическими сущностями. Магия – это взаимодействие с мистическими силами по принципу ты – мне, я – тебе. Адепт приносит жертву и получает желаемую силу. В таком ключе она не является чем-то из ряда вон выходящим. Есть возможность – почему бы ею не пользоваться? Демонические (негативные) черты эта наука приобретает только под запретом со стороны доминирующей религии.

Расцветом демонологии стало Средневековье, именно тогда появилось огромное количество источников по этой науке, которые читают до сих пор. Их богатство и разнообразие наводит на мысль, а так ли уж неправы были экзорцисты и инквизиторы, искоренявшие эту традицию, если уж до нашего времени дошел огромный корпус литературы, с подробными инструкциями по жертвоприношениям, ритуалистике, подселению духов и прочему вредительству (малефицистике) и некромантии.

Давайте сделаем краткий экскурс в мир ранней демонологии, чтобы понять суть этого явления

Демоны у Древних греков

Демон (δαίμων) – с греческого переводится как гений, дух, божество. Поэтому на первый взгляд кажется, что истоки этой традиции нужно искать в мистериях Пелопоннеса. Так это или нет – увидим далее.

Что же такое греческий демон? Что означает это слово и как его применяли в античности. Чтобы не возникло путаницы, нужно учитывать, что демон – это не кириос (Господь), не теос
(Бог) и не агио пневма (Святой Дух). Это слово имеет другой оттенок, демон – гений в смысле классической литературы 18-19 веков. Невидимый дух, который может влиять на человека. Например, Сократ (через Платона) говорил о том, что ему помогает «добрый демон».

В греческом мире не было противопоставления демонов и богов. Платон писал, что демоны – духи рангом меньше богов. Демон – это посланец, хранитель и помощник, толкователь воли богов относительно человека. Бог – далеко, а демон – близко, поэтому его нужно почитать. Существовала целая традиция общения с демонами через обряды, ритуалы и оракулов. Это скорее ангел-хранитель и вдохновитель человека, в этом он ближе к музам, чем к нашим чертям.

Позднеантичный автор Порфирий писал о том, что философа Плотина пригласили в храм Исиды в Риме, чтобы тот вызвал демона–хранителя, но тот немного перестарался и явился бог. Это было грандиозно по меркам того времени, Плотин был несомненно силен, но обряд пришлось свернуть, потому что жрец-завистник задушил жертвенных цыплят…

Интересно, что сам Плотин не уделил этому событию большого внимания. Философ считал, что человек способен на многое, в том числе и на серьезные метафизические акты.

Античный мир стремится к гармонии, в нем нет ярко выраженного добра и зла. Есть рок и круг событий, которому подчинены и люди, и боги. Они по очереди становятся в те, или иные позиции, играют роли, умирают, рождаются, но все как-бы немного не всерьез.

Даже классическая трагедия, при всей ее тотальности, подразумевает круговорот, возвращение, перерождение. Будет еще новый Золотой век и новая попытка, может быть, бесконечное число попыток переиграть пьесу бытия и сделать все иначе…

Из этого несколько выводов:

  • демоны греков – скорее добрые духи;

  • они не имеют негативного подтекста, скорее наоборот;

  • то, что сейчас именуется греческим словом «демон» пришло к нам из другой традиции.

Искать корни того, что сейчас именуют по-гречески, демонологией, нужно не в античной Греции и Риме, а восточнее.

Демоны у иудеев. О Соломоне, происхождении демонов и восьмой книге Моисея

В официальной Библии о демонах говорится мало. Упоминается только, что они живут в пустынях и развалинах, и что некоторые люди преуспели в искусстве призыва, изгнания и борьбы с ними. Другое дело – народная еврейская традиция, именно здесь мы находим все, что потом веками будет привлекать внимание демонологов и экзорцистов. То, что мы сейчас именуем «демонами», у евреев называется «серим» – мохнатые и «шедим» – разрушители, или живущие в руинах.

Ученые говорят, что представления иудеев о демонах со временем менялось и структурировалось. Так, сперва это были не оформившиеся духи, потом они организовались в иерархию под руководством Сатаны, Баала или Мастема. Не совсем ясно, разные это персонажи, или проявления различных свойств одной сущности. Чуть позже, в демоническом пантеоне появляется «эмигрант» из Персии – Асмодей (Аешма-Девас).

Есть множество вариантов толкования происхождения демонов. Например, народная легенда говорит, что Бог создал демонов в первую пятницу вечером и не успел дать им тела. Теперь они болтаются между землей и луной, занимая промежуточное положение между миром людей и ангелов.

По другой легенде, Лилит – первая жена Адама, созданная, как и он, из природной материи и отказавшаяся подчиняться мужу, стала матерью всех демонов. При этом образ Лилит раздвоился. Есть две Лилит: одна – жена Самаэля (старшая), вторая – Асмодея (младшая). Речь идет о двух ипостасях одной сущности.

В иудейской каббалистической традиции это «антиженщина». Она способна умерщвлять младенцев, не защищенных амулетами. Соблазняет мужчин во сне (прообраз суккуба), иногда пьет кровь (вампиризм). Кстати, красная нитка, которую в наше время многие носят «на всякий случай», – оберег необрезанного иудейского младенца против Лилит. По преданию она не терпит красный цвет.

Также демоническая Лилит связана с пустыней, песком, жарой, змеями, ящерицами и насекомыми. Она плодовита и бесплодна одновременно. По одной из легенд – ее потомки умирают. По другой – она породила полчища тварей.

Видимо, речь идет о не благом рождении. Это лоно, которое производит беду. От нее не может произойти ничего хорошего, поэтому она завидует и вредит.

В книге Еноха есть миф о том, что от человеческих женщин и ангелов, спустившихся на землю, родились гиганты, притеснявшие людей. Речь идет не о Сатане и его ренегатах, а о Азазеле, обучившем людей добывать полезные ископаемые, плавить железо, делать оружие. А также принесшем тайные знания о свойствах камней, колдовстве, магических растениях. У Азазеля было несколько помощников: Шахмазай, Бакиэль, Кохвиэль, Тамиэль, Сахариэль. Каждый из них отвечал за свою область науки. Но как известно, многие знания – многие печали. Среди людей появилось неравенство, они начали из зависти убивать друг друга. Эти ангелы, и их потомки были уничтожены посланниками Бога. Кроме Азазеля, которого заточили в пустыне под скалой (3 км. от Иерусалима). Именно туда во время праздника Йом-Кипур направляют козла отпущения.

По этой версии после гибели ангелов Азазеля и их потомков из тел произошли злые духи-демоны. Древние евреи именовали их «духи ублюдков» и считали виновниками всех бед.

Через время эти духи демонов донимали сыновей Ноя и тот обратился к Богу, чтобы научиться с ними бороться и стал первым «официальным» экзорцистом и заклинателем. Именно от него пошла традиция борьбы с духами. Этот момент – подтверждение наличия шаманизма в ранней иудейской традиции.

Еврейский ученый 1-го века, Иосиф Флавий писал о царе Соломоне как о человеке искусном в лечении болезней через экзорцизм. Неясно, откуда он брал информацию, потому что в официальной библейской традиции этих данных нет. Видимо, в то время были доступны другие источники, или существовала мощная устная культура.

Флавий рассказывает историю о том, что некий солдат обладал волшебным кольцом. При его помощи, а также заклинаний, составленных Соломоном, тот публично проводил изгнания. Демоны выходили через нос болящего. Солдат произносил формулы и запрещал им возвращаться.

Можно предположить, что демоны присутствовали в иудейской культуре еще на ранних этапах – вавилонский и египетский плен. Возможно иудеи многое почерпнули от халдеев и жрецов Фараона. Позже составители библейского канона посчитали демонологические моменты в письменной культуре вредным суеверием, поэтому выбросили все упоминания о них из Писания.

Археология и история 20–го века позволили копнуть источники времен Второго Храма и раскрыли ранннеиудейскую метафизику для всех интересующихся. Это касается теретических и практических аспектов. Например, самый простой и безобидный еврейский ритуал – изгнания бесов при помощи сжигания сердца и печенки рыб. Интересно, что во многих апокрифах нет истории о грехопадении, или она повернута таким образом, что вся вина возложена именно на демонов.

В середине 20-го века были найдены Кумранские рукописи. Среди прочего, там есть апокрифические псалмы Соломона, где этот царь назван властителем демонов и духов. Он вызывает, изгоняет и повелевает полчищами демонов. Еще одна книга – «Завещание Соломона», в которой повествуется о постройке храма при помощи духов, а также о том, какими они обладают свойствами и на чем специализируются. Есть подробности о том, какие бесы помогали приносить какие стройматериалы, кто доставлял воду из Индии и т.п.

Это говорит о том, что существовала мощная колдовская традиция среди иудеев. Были люди, что занимались демонологией на профессиональной основе. Даже среди мистически одаренных восточных народов ученые-евреи считались могущественными колдунами.

Кроме Кумранских рукописей есть ряд источников на греческом языке. Среди них – «Восьмая книга Моисея». Это произведение о священных именах, датируется 1 веком. Здесь описан рецепт невидимости, способы изгнания бесов, как форсировать Нил на крокодиле, как поднять мертвого, приворожить девушку, защитится от измены жены и многое другое из бытовой магии. Также упоминается книга «Диадема Моисея», видимо еще более подробное руководство по прикладной магии.

В книге «Стела Иеу» (PGM V. 108–118) есть такое заклинание: «Я есмь Моисей, пророк Твой, которому Ты передал мистерии Свои, празднуемые Израилем. Ты явил мокроеи сухое, и всю пищу; услышь меня! Я есмь ангел Фараона Осороннофриса. Это Твое истинное имя, переданное пророкам Израиля. Услышь меня, Арбатиао реибет. Ателеберсет. Ара блата, албеу. Ебенфхи. Хитасгоэ. Ибаоф. Иао; вними мне и прогони этого демона!». Это уже настоящий, практический экзорцизм.

А еще есть специализированное пособие: «Проверенные заклинания для одержимых». В этом произведении есть интересное место, где демонолог говорит: «Заклинаю тебя Явившимся Израилю в светящемся столпе и в дневном облаке, Спасшим народ Свой от Фараона, и Наведшим десять казней на из-за непослушания. Я заклинаю тебя, каждый бесовский дух, сказать, какого ты рода, потому что я заклинаю тебя печатью, которую Соломон положил на язык Иеремии, и он заговорил».

Как известно, узнать имя означает получить власть. По сути – это формула обретения демонического помощника.

Моисей и Соломон – патриархи еврейского народа, считались первыми демонологами. Метафизические успехи евреев – неопровержимый факт. Эта идея получила еще большее развитие и в Средневековье. Слово «еврей» ассоциировалось с понятиями «колдун», «каббалист», «нумеролог» ну и, конечно, «ростовщик».

Средневековая демонология

В талмудический период (Раннее Средневековье). Система демонической иерархии приобретает законченный вид. Наш мир наполнен массой мелких бесов и духовных проявлений. По милости Бога они укрощены, и имеют право терзать только грешников. Обратная сторона реальности содержит в себе монструозных повелителей демонов, поражающих своими масштабами, расположившимся на различных планах и слоях потустороннего мира.

Интересно, что именно в этот период что-то изменилось в самой религии иудеев. Происходит заметный откат к магии и мистике.

Если смотреть на историю религий как на движение от язычества к монотеизму, от магических верований и манипуляций к чистой трансценденции, то получается, что в это время иудаизм деградировал или впитал в себя слишком много веяний соседних культур. Развивается то, что потом назовут бытовым мистицизмом.

Например, если сжечь плаценту черной кошки, а потом этим порошком посыпать пол, то мы увидим на полу петушиные следы. Это явный признак наличия демонов (по мнению талмуда). Духи населяют дома, поля, бани, сады и все, что нас окружает. Особую силу они приобретают ночью, перед рассветом. Если человек спит один, то может подвергнуться агрессии Лилит.

В определенные времена года путникам может угрожать рогатый и мохнатый Кетев Мерири. Он подстерегает странников, пугает и может убить

Многие талмудические авторы оказываются весьма подкованными в области демонологии. Рэббе Йоханан пишет, что около его города живут 300 типов демонов низшего порядка. Зная о внимании евреев к мелочам, можно предположить, что их–таки считали…

В Вавилонском Талмуде довольно часто встречаются упоминания о демонах Йосифе и Йонатане. Первый служит посланником с «того света», второй – принимает участие в судах.

В книге Зогар и других позднекаббалистических трудах часто упоминаются инкубы и суккубы, вступающие в сексуальные связи с людьми. А также «добрые» демоны, помогающие людям. Это уже не говоря о магических практиках, связанных с буквами и цифрами (об этом у нас отдельная статья).

В Средние века еврейская демонология оказала большое влияние на развитие европейского мистицизма вообще. Но это уже тема для следующей статьи.

Leave a Reply

Skip to toolbar