tumblr_myybf2YPB81spobnvo1_12801

Йоль

Жить без опоры невозможно. Сознание ищет события, за которые может зацепится и вести отчет. «До потопа», «до революции», «до войны». Обратите внимание, все это формулировки НЕ научного, а мифологического плана. 

Например, понятие «до потопа» включает в себя не просто дату, а весь комплекс жизненных ориентиров и паттернов, которые были свойственны ситуации древнего мира. 

Когда человек говорит на уровне дат – это наука, когда переходит на понятийное или образное описание – начинается миф. Миф воспринимают не логикой и рацио, хотя в нем есть своя логика, а более комплексно, с подключением чувств и даже фантазии. 

Наука мечтает все посчитать, прилепить бирки и развесить чучела по гвоздикам. Миф ни к чему не стремится, он динамичен, поэтому жив.  

История линейна. События идут от Новой Эры и далее. Хотя, обратите внимание, Н.Э. – это Рождество Христово. История (наука) берет религиозное событие и секуляризирует, подгоняет под свой язык и способ мышления. Вместо истории о Христе актуализируется виртуальность, пустышка. 

Миф цикличен. То, что для истории тотально, трагично и разово, с точки зрения мифа вернется еще не раз. Бесчисленное количество раз Геркулес убьет льва, Язон поплывет за руном. Каждое мгновенье где-то Единый отодвигает Хаос, силой Логоса являет Космос и наполняет его демиургами. Потом новый Золотой век, Серебряный – и по кругу. С позиции мифа творение происходит каждую секунду, в бесчисленном количестве отражений универсума. Но это большие материи, вернемся к вопросам попроще.

Миф таков, какой он есть, благодаря цикличности. Главные опорные моменты – времена года. С точки зрения мифа зима – это не время с 1.12 по 28.02, а эпоха, в которой есть свои фазы падения, надлома и восхождения. Упадок, смерть, надежда и, как говорил БГ: «движение в сторону весны».

Йоль у скандинавов и кельтов

Апогей зимы – праздник Йоль. Его отмечают с 21 декабря по 1 января.  Продолжительность может меняться, в зависимости от местных обычаев, но смысл один. Зачастую это 13 ночей духов Weihnachten (герм.). Это дыра между циклами, странный и страшноватый период, когда старый год уже умер, а новый только приходит.

Йоль (сканд. jól, кельт. ġéol) — центральное событие зимы. Самые длинные ночи и самые короткие дни. Древние викинги считали, что в это время параллели соединяются в Мидгарде –нашем мире. Ассы приходят на землю, тролли, драугры и эльфы говорят с простыми смертными. Мистики и те, кто вхож в иные миры, могут покинуть свои оболочки и присоединиться к Дикой Охоте Асгарда, или воплотиться в других телах.

Именно в Йоль происходили великие пиры, после которых затягивали пояса до самой весны. Все члены общины (скандинавия) и клана (кельты) собирались вместе встречать Солнце. Обратите внимание – в те времена оно не было просто раскаленным шаром в небе, это было улыбающееся лицо Бога, смотрящего на землю.

Сам термин «Йоль» неясного происхождения, по смыслу он близок к понятиям «круг», «колесо». Важный момент праздника – солнцестояние и Долгая ночь. В это время в мире царят духи из потустороннего мира. Поэтому в скандинавских «Быличках о мертвых» ей уделяется огромное внимание.

В Йоль люди жгут костры. Огонь – древнейший способ защитится от потусторонних кошмаров и помочь солнцу рассеять тьму. Древнейший предмет, связанный с огнем – Йольский башенный светильник. Скорее всего, их зажигали по кругу селений для того, чтобы отгородится от духов, которые в эту ночь приходили к людям.

Следующий день после зимнего праздника считался судьбоносным. В это время заключали союзы и давали нерушимые клятвы. Интересным атрибутом клятв у скандинавов была кабанья голова. Естественно, мясо потом съедали. Кабан – символ бога Фрейра, связан с плодородием и благосостоянием.

 Еще один интересный персонаж – Йольский кот. Это любимец женщины-гиганта Грюль. Котик превосходит по размерам буйвола, имеет черный окрас шерсти и горящие глаза. Кот приходит к непослушным и съедает их праздничный ужин. Если же тот ему не понравится, может слопать и тех, кто несерьезно подготовился к празднику. Но также кот может и наградить. Йольский кот – посредник между миром людей и параллельными реальностями эльфов и карликов. Он доставляет им жертвенную еду. Этим котом до сих пор пугают детей в Исландии.

Венок – символ праздника. По своему характеру он близок к рождественскому венку. Его устанавливают на дверях, каминной полке или другом видном месте. Символизирует круговорот, живую природу и Древо Жизни.

На Йоль принято сжигать полено. Предварительно его украшали свечами, расписывали, обливали вином или сидром, посыпали мукой. Потом бросали в камин. Золу хранили, а через год закапывали.

Дерево йоля (от которого произошла новогодняя елка) – кельтская традиция. Под него кладут подарки, наряжают и украшают. Потом хранят до самого Бельтайна. Из ствола делали майский шест. Думаю, обычай держать в доме елку до мая с удовольствием воспримут лентяи. Это замечательный повод не утруждать себя разбором игрушек полгода. Изначально йольское древо – ясень. Тут совершенно прямые ассоциации с Иггдрасилем, Битвой деревьев и столкновением кельтского и скандинавского мифа в Cad Goddou, Талиесина.

В наиболее архаичных пластах мифа о Йоле речь идет о том, что германцы и кельты ожидали возрождение Солнечного Короля, он же Король Дуб, сохраняющий жизнь и дарующий урожай. Возможно, это тот же персонаж, что и Рогатый бог, покровитель лесов, ошибочно ассоциировавшийся с дьяволом позднего Средневековья.  

С другой стороны, Солнечный Король – универсальная фигура Европейского мифа. Он появляется везде, когда речь заходит о социальной власти, силе, плодородии. Это отец в мужском мифе, умирающий и возрождающийся в своем сыне. Это Король алхимии, который умирает для обновления.

Думаю, это же относится к египетским мифам об Осирисе и т.д. 

В конце этой Йольской статьи хочу пожелать вам Солнца и обновления. Ночь темнее всего к утру. Беспросветная мгла означает, что скоро взойдет Новое Солнце нового цикла и все повториться сначала. 

Добавить комментарий

Перейти к верхней панели