Последний алхимик Фулканелли писал, что одно из самых ярких впечатлений в его жизни связано с первым посещением готического собора. Адепт говорил, что был потрясен и пленен великолепием и головокружительной высотой этой громады. Может быть поэтому он много пишет о музыке и языке камня, о том, как готика разговаривает при помощи барельефов и выражает мысли благодаря стрельчатым аркам. Фулканелли осознавал, что готический храм – это не просто архитектурное строение, а квинтэссенция эпохи, концентрат, в котором воплощены наука, философия и культура Средневековья. Именно через готику прочитывается код культуры того времени. Но если есть код, то были и те, кто его придумал. Этих людей называют каменщиками, зодчими, архитекторами и т.д. Это волшебники, создававшие чудеса, удивляющие величием и грандиозностью замысла даже в наше время.
Представим ситуацию: нет башенных кранов, вертолетов, железной дороги (как в наше время) и сотен тысяч рабов (античность). Довольно небогатые (по историческим меркам) города Европы строят колоссальные сооружения, свыше 100 метров в высоту и площадью более 1500 м². Откуда знания сопромата, математики, физики и механики в 12 веке? Какое учебное заведение или социальная среда воспитывали и обучали инженеров? Где взялось понимание метафизики и религиозной мистики, заключенных в архитектуре? Кто были эти люди? Давайте совершим экскурс в историю.
Строители античности
Историю принято делить на этапы: Античность, Средневековье, Возрождение, Новое Время. Но не всегда мы понимаем, что такое деление весьма условно. Например, в то время, как мы живем в 21 веке, многие племена Амазонии еще не вышли из каменного века. Это же относится и к Средневековью. В те времена существовали «оазисы античности», где научные знания не были утеряны с падением Западной Римской Империи. Речь идет о Византии. Некоторые исследователи именно там ищут корни Проторенессанса, а также многих научных и культурных достижений, до которых Европа доросла только в Высоком Средневековье.
Есть легенда о тайном обществе «Дионисийских архитекторов», которые существовали и работали еще за 1000 лет до н.э. Не исключено, что эта организация корнями уходит в традицию египетских строителей, которые создали огромные храмы и пирамиды дельты Нила. Этих зодчих принято именовать «Свободные каменщики Имхотепа». Фараон считается одним из первых в цивилизации архитекторов и ученых. Позже он был признан богом. Есть сведения о том, что общества имели особые знаки и атрибуты, пользовались шифрами и тайным языком. Сфинкс, пирамида с глазом, лапа льва и нумерология имеют явно восточное происхождение. Скорее всего, символика пришла к средневековым строителям с Востока, а потом стала ассоциироваться с масонскими ложами.
Вполне возможно, европейские строители соборов восприняли часть древних знаний во время крестовых походов в Святую Землю и Византию. Но для того, чтобы знания нашли применение в Европе 11-13 веков, должна была сложиться благоприятная ситуация. Именно это и произошло. Развитию строительства в 12 веке способствовал целый ряд факторов:
- средневековый температурный оптимум, который повлиял на повышение урожаев;
- рост городов, как центров торговли и ремесла;
- увеличение населения;
- появление финансовых излишков;
- обретение городами относительной свободы от феодалов.
К 12-13 векам Средневековье не было таким уж мрачным и немытым, как принято считать. Еще не пришло похолодание 14 века, нанесшее удар по экономике и приведшее к страшному голоду. Чума не успела докатиться до Европы. Леса не вырубили ради пастбищ и полей, поэтому было достаточно дров для отопления домов и даже содержания значительного количества общественных бань. То есть, жизнь была более-менее благополучной, историки говорят, что это было золотое время эпохи – Высокое Средневековье.
В середине 12 века важную роль играл монастырь Сен-Дени возле Парижа. Это место считалось духовным центром, а святой Дионисий (Дени) – покровителем Франции. Монастырь основал король Дагобер I еще в 7 веке. Именно отсюда в 12 веке пошла готика.
Романский стиль
Аббат Сугерий, который управлял монастырем, был не прост. Он являлся доверенным лицом короля и правил доменом, пока тот ходил в крестовый поход. Никто доподлинно не знает, что навело этого человека на мысль сменить тяжеловесный романский стиль на готику, и откуда вообще взялась идея новой конструкции храмов, композиционная логика и знания сопромата, откуда пришла сама идея строить легкие колонны и арки вместо толстых стен. Исследователи говорят о постепенном развитии, но это достаточно сложный вопрос
Э. Паноффски в классическом произведении «Готическая архитектура и схоластика» пишет о росте самосознания архитектора, который привел к появлению новых форм. Этот автор системно сравнивает готику и схоластику (как основу университетского образования), сопоставляет структуры и выводит общую логику процесса. Литературные произведения и архитектурные памятники подчиняются единой концепции развития. Соответственно, мышление человека работает в едином ключе и склонно «набрасывать привычные кальки на различные феномены».
Э. Паноффски в классическом произведении «Готическая архитектура и схоластика» пишет о росте самосознания архитектора, который привел к появлению новых форм. Этот автор системно сравнивает готику и схоластику (как основу университетского образования), сопоставляет структуры и выводит общую логику процесса. Литературные произведения и архитектурные памятники подчиняются единой концепции развития. Соответственно, мышление человека работает в едином ключе и склонно «набрасывать привычные кальки на различные феномены».
Готический собор, символизм и метафизика
Сейчас принято считать, что собор – это церковь, где проходят службы, ну в крайнем случае, концерты духовной камерной музыки. В средние века ситуация в корне отличалась. Собор являлся общественным зданием, он был клубом, пристанищем для нищих, больницей, школой, вузом и крепостью, на случай набега разбойников. Здесь же хоронили выдающихся людей. Например, в 13 веке, в Нотр-Дам де Пари временно перебрался из университета медицинский факультет. В 14 веке, у входа, по субботам (в Сатурнов день) собирались алхимики. Считалось, что собор должен был вмещать всех жителей города, каждому здесь находилось место, и был отведен свой уголок, сообразно занятиям и статусу.
Храм – это космический корабль, в котором у каждого есть каюта и обязанности. Команда – население города, капитан – епископ, цель полета – Царствие Небесное. Готика – ракета, которая уносит человека к Богу.
Ориентированность в небо – важнейшая особенность готики. В отличии от купольных и базиликальных, позднеантичных, и византийских храмов, соборы стремятся преодолеть притяжение и прорваться к трансцендентному. Византийский храм – это мир, под куполом, человеческая вселенная под миской небосвода. Культурологи пишут, что различия в архитектуре связаны с восточным и западным мировосприятием. Спокойный восток устраивается и осваивает окружающий мир, через него постигая Бога, а бурный запад – рвется к трансцендентному прямо в облака.
Если смотреть сверху, соборы имеют крестообразную форму. С точки зрения христианской метафизики символизм более чем понятен. С позиции герметических знаний, латинский корень слова croix перекликается с crucibulum – тигель. То есть, на кресте (тигле) первоматерия изменяется, чтобы возродится и очистится. Складывается особый символический ряд: Голгофа– испытания – нести крест – алхимическая работа.
Если смотреть сверху, соборы имеют крестообразную форму. С точки зрения христианской метафизики символизм более чем понятен. С позиции герметических знаний, латинский корень слова croix перекликается с crucibulum – тигель. То есть, на кресте (тигле) первоматерия изменяется, чтобы возродится и очистится. Складывается особый символический ряд: Голгофа– испытания – нести крест – алхимическая работа.
Те, кто работал с камнем с Средние века, знали об этом, или хотя бы понимали суть этой метафизики на интуитивном уровне.
Все соборы ориентированы на юго- восток, именно там находится алтарь. Человек заходит с северо-запада и совершает условное паломничество в Святую Землю. Из тьмы севера приближается к свету. Свет здесь понимают в прямом и переносном смысле. Северное, левое окно фасада никогда не освещается. В южное солнце светит в полдень. Окно розы – закат с его багровыми, красными и алыми отблесками. Все вместе – герметическая символика нигредо, албедо и рубедо – цвета Делания. Зачастую окна соборов имеют мистические знаки и печати, соломоновы звезды и другие символы…
Самое значимое окно – это окно розы, расположенное прямо над входом. Оно посвящено Деве Марии. Города и соборы соревновались в том, чтобы сделать самое красивое окно розы. Дева Мария (она же Белая Дама Философов) – мощнейший образ христианской культуры. Это заступница, помощница и отчасти мать. По Юнгу – это анима, дружественная к тому, кто ищет истину. А еще, это окно называли «колесо», благодаря круглой форме и игре слов (roue – rouse). Самые красивые и интересные витражи как правило находятся именно на этом окне. Отсветы лучей заходящего солнца окрашивают храм в волшебные цвета. Те, кто считает готику мрачной – глубоко ошибаются, она величественная, но не пессимистичная.
Но окна и витражи – это лишь одна из частей готики, давайте вернемся к камням и каменщикам.
Несущие части фундамента – опора строения. Здесь расположены крипты и подземные усыпальницы. В античные времена в подвалах храмов устанавливали изображения темной Исиды. После победы христианства традиция трансформировалась, но сохранилась. Например, в Шартре есть две черные Девы. Паломники и почитатели целовали эти изваяния и в 19 веке одно из них оградили, дабы не множить щербины.
Vierges noires – христианизированная Исида, это беременная Дева, которая должна родить. Мистики и эзотерики прочитывают этот символ как Матерь богов (Matri Deum Magnœ ideœ). В герметике это земля первоначальная, то есть простая. Материя на стадии рождения минералов.
До наших времен остается загадкой, почему архитекторы строили соборы в определенных географических местах. Если наложить на карту все «Нотр Дам» – храмы посвященные матери Христа, то они точно соответствуют созвездию Девы. Получается, что каменщики средневековья знали не только строительство, но и астрологию.
Собор и готическая архитектура – это концентрированная метафизика Средневековья. Даже сейчас, через сохранившиеся здания, знаки на них прочитывается эпоха. Большинство имен архитекторов ранней готики остались «за кадром», как и то, кто их учил и откуда пришли знания. Мы кое-что знаем о Виллре де Оннекуре родившемся в конце 12 века и прожившем около 70 лет. Пишут, что родом из деревни, работал на стройке подмастерьем, где и научился всему. Принимал участие в строительстве нескольких соборов, оставил после себя альбом, который потом еще двести лет дописывали его наследники. В этом альбоме чертежи и проекты зданий, графика, рисунки и даже схема перпетум мобиле, но ни слова о том, откуда произошла готика. Также известна династия чешских архитекторов Парлеров, Матье Аррасский, Друэ де Даммартен. Традиция была, но не ясно откуда возникла.
Еще один вопрос – символика. Эмблемы той эпохи стали основой для изображений более поздних времен. Поэтому к загадочным средневековым каменщикам возводят историю масоны и многие другие тайные общества, существующие и в наше время. По ним будут отдельные статьи… Версия о том, что корни знаний о архитектуре нужно искать в античности, а может быть и Древнем Египте не кажется такой уж неправдоподобной.