58546387_1272822298_imgBasp[1]

Инквизиция

Инквизиция – символ борьбы с наукой, культурой, свободой и вообще любым инакомыслием. Со времен реформации и появления протестантизма, она является воплощением средневековой тирании католической церкви, фанатизма, пыток и притеснения знаний. Это была организация, которая боролась с орденами и обществами неодобренными папским престолом. Так это или нет, давайте попробуем разобраться, обходя псевдоисторические мифы.

Папа извиняется…

В марте 2003 года, престарелый Папа Иоанн-Павел II каялся в грехах Римской Католической церкви. Он просил прощения у Всевышнего и людей за 3 вещи:

  1. крестовые походы;
  2. поведение церкви во время холокоста;
  3. Инквизицию.

Хорошо это или плохо – не нам судить, грехи отпускает Бог. Но складывается впечатление, что в этом имиджевом поступке больше желания угодить либеральным политическим силам и еврейскому лобби, чем восстановления исторической справедливости. Сложно в наше время понять и оценить то, что происходило почти тысячу лет назад. Разбирать мораль крестоносцев и инквизиторов с современной точки зрения – историческая безграмотность. Это все равно что прийти к каннибалам и сказать: «ребята, вегетарианство полезнее».

В Средние века мыслили иначе, ценности и образ жизни в корне отличались. То, что сейчас считается альтернативным мышлением, выступало абсолютным злом. А тирания и притеснение свобод являлись неотъемлемым правом владетельных господ. Но вместе с этим вера, наивность, глупость и желание любой ценой добиваться своих целей – это универсальные явления.

Ситуация Средневековья и наши времена

Мы живем в просвещенный век интернета и телевидения, космические корабли бороздят просторы… и количество человеческих жертв не выбивается из статистического среднего. Лишь изредка в СМИ встречается сообщение, что найден очередной алтарь или тело со следами ритуальной смерти. Сколько из пропавших без вести становятся жертвами культистов, мы не знаем. И это в просвещенный век! Что же творилось в Средние века, когда не было образования, тв, газет и Дарвина? Да любой деревенский колдун мог втихую травить и резать прохожих ради могущества. Дворянин, считающий себя избранным темными силами, выходил на большую дорогу не только пограбить, но и поймать жертву для оккультных манипуляций. В истории десятки, если не сотни, подобных случаев.

Сейчас есть люди, уверенные в том, что они одержимы. Большинство посещают экзорцистов, лечатся и пытаются вернуться к нормальной жизни. Но есть и такие, кто пробует договориться со своим «подселенцем», использовать его силу себе на пользу. Есть и такие, кто добровольно приглашает демонов, стремясь стать могущественными. Что происходило тогда, когда существование демонов вообще не ставилось под сомнение, мы не знаем. Сколько было опасных одержимых, или людей, верящих, что они одержимые, сказать трудно, но, думаю, на порядок больше чем сейчас.

Экстрасенсы привлекают всеобщее внимание и попадают на тв (вспомните Хфактор и подобные передачи). В Средние века, Возрождение и даже просвещенный 18 век ситуация мало чем отличалась от нашей. Только знахарей было намного больше и силы, именем которых они производили манипуляции, были разнообразнее.

С середины-конца 19 века психиатрические больницы стали местами, куда рано или поздно попадают все буйнопомешанные, чаще всего до того, как успеют совершить непоправимое. А что происходило в Средние века, когда сумасшедшие пополняли армии разбойников, маньяков, нищих и просто шатались по улицам? Хорошо, если это просто безобидный больной, а если опасный олигофрен?

Сейчас намного спокойнее в социальном смысле, однако появление маньяка в том или ином городе – распространенное явление. Что творилось 500 лет назад, когда не было милиции, прокуратуры и развитой системы правоохранения? Кто занимался «странными» случаями, выходящими за рамки разбоя на дороге или мордобоя в таверне?  Правильный ответ – Инквизиция.

Очень краткая история возникновения Инквизиции

Святая Инквизиция – название организации, которая занималась расследованиями касательно ересей и греха (лат. Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium, Святой отдел расследований еретической греховности).

В Европе традиционно сильно юридическое сознание. Оно ведет происхождение от римского права, и даже в темные века его остатки сохранялись в обиходе, правда смешиваясь с законами варваров. Варвары чуть позже превратились во французов, испанцев, ломбардцев, швейцарцев и прочих культурных европейцев.

Смысл в том, что даже в Средние века нельзя было просто так взять и убить человека. Согласно всем законам его нужно было судить и приговорить в установленном порядке. Конечно, прецеденты были, но это не право, а отступление от него.

То же самое касалось дел церкви. С начала распространения христианства епископы совершали суд и могли отлучить еретика от таинств или наложить штраф. Эти же епископы следили за искоренением языческих пережитков, которые долго сохранялись в различных уголках Европы. Так было, пока в 12 веке знаменитый Фридрих Барбароса не уговорил Папу создать особую систему расследования преступлений на религиозной почве. Вместе с этим был скомпилирован перечень вопросов, которые задавали подозреваемому, чтобы вывести его на чистую воду.

Вскоре право судить было отобрано у епископов и вверено ордену доминиканцев. Именно они начали систематическую борьбу с сатанистами, демонопоклонниками, язычниками и темными волшебниками. А также сумасшедшими, которые себя таковыми считали. Большинство убийств ритуального характера расследовали тоже они, они же очищали города и села от тех, кого сегодня называют маньяками.

Инквизиция работала во многих странах Европы до 1587 года, когда была переименована в Верховную Священную Конгрегацию Римской и Вселенской Инквизиции. В таком виде она сохранилась до 1908 года, когда ее очередной раз преобразили и назвали «Священная Конгрегация Священной Канцелярии». В 1967 году она стала Конгрегацией доктрины веры и существует в таком виде до сих пор.

Примечание: интересно, но Инквизиция мало коснулась алхимиков и философов, которые занимались герметическими знаниями, не противопоставляя себя церкви и не обращаясь к темным силам.

Политика и Инквизиция

В 13 веке произошло усиление французской Инквизиции благодаря судам над альбигойцами (о них у нас есть отдельная статья). А в следующем, 14 веке, в Испании подходила к концу реконкиста – освободительная война с маврами. На территории страны жило большое количество не христиан: мавров и евреев.

Естественно, их массово обращали в христианство, но многие продолжали тайно исповедовать свои религии. Вместе с тем, ни евреи, ни мавры не были надежными гражданами. Короли не могли рассчитывать на них, потому что и те, и другие смотрели в сторону востока и рассчитывали на новое арабское завоевание. У каждого была своя правда, а современной толерантностью и не пахло. При возможности мавры точно так же резали испанцев, как и испанцы мавров.

В это время появился Томас Торквемада, который провел съезд инквизиторов, на котором приняли специальный кодекс для проведения процессов против еретиков. По стране запылали костры. По данным историка Х. А. Льоренте (19 век) 90 тыс. человек были изгнаны, около 9 тыс. сожжены и 6,5 тыс. задушены перед сожжением. Современные ученые говорят о 2 тыс. сожжений, к которым имел отношение Великий инквизитор. Скорее всего, данные Льоренте сильно завышены. Борьба с инакомыслием продолжалась до 1609 года, когда все мавры и евреи были изгнаны из страны.

Опыт испанской Инквизиции переняли в Голландии и Португалии (16 век). Там, кроме борьбы с ересями, инквизиторы играли роль цензоров и боролись с безнравственностью в культуре.

Чтобы лучше понять как работала Инквизиция, обратимся к первоисточнику.

Молот Ведьм

Молот – одна из самых известных книг в истории, издана в 1487 году, авторы – два монаха: инквизитор Краммер и ученый, декан Шпренгер. Если спросить на улице, что такое Молот Ведьм, большинство ответят, что это пособие по пыткам. Но если познакомиться с ней внимательно, становится понятно, что мучения и издевательства – крайняя мера, до которой доходить не обязательно и не желательно.

Книга состоит из трех частей:

Первая – теоретическое обоснование магии и волшебства. Рекомендую всем, кто интересуется вопросами зла, мира, человека и демонов с точки зрения средневековой науки.

Вторая – как бороться против колдунов, ведьм, инкубов и суккубов. А также как лечить околдованных, проклятых, одержимых. Как правильно проводить экзорцизм, лечить животных и защищаться от козней Сатаны.

Третья – как проводить дознание, опрашивать свидетелей, работать с подозреваемыми, арестовывать, содержать под стражей, обвинять и защищать.

Молот Ведьм – крайне логичная и прагматичная книга своего времени. Здесь нет радости от издевательств или пыток. Это логика и правовое мышление, продумано все – от возможности обращаться к адвокату, до того, как поступить, если при обыске пропала какая-либо вещь.

Книга пользовалась и пользуется огромной популярностью. За первые 12 лет после издания она выдержала 14 переизданий. Парадоксально, но причина ее популярности не в описании пыток, а в том, что это научно-популярное издание своего времени. Молот интересен не только профессионалам, но и всем интересующимся вопросами потусторонних сил и отношением их с нашим миром. Это удачная компиляция того, что было наработано инквизиторами тех веков. Во времена, когда с художественной литературой было сложно, Молот Ведьм выглядел как весьма интересное и нетяжелое чтиво.

Интересно, но официальная церковь не признавала Молот как учебник или руководство. Казус, но 1490 году эту книгу осудила Инквизиция! Авторы написали, что светские власти тоже должны принимать участие в ведовских процессах. Это означало, что городские магистраты также смогут отщипнуть свой кусок пирога от штрафов и имущественных конфискаций.

В целом, Молот Ведьм – это книга, которую должны прочесть все, кто хочет понять и разобраться в особенностях средневекового менталитета.

Еще о Инквизиции

Некорректно говорить, что средневековая Инквизиция была единообразной. В различных государствах и в веках она действовала с разной степенью успешности и жестокости. Например, кровавая испанская Инквизиция по независимой статистике с 15 по 17 века сожгла 59 ведьм. Португальская – 4, итальянская – 36. Всего 99 жертв за 3 сотни лет (речь идет о ведьмах, а не о политических или инакомыслящих жертвах). В Германии Инквизиция вообще не очень прижилась, после того как там убили Великого инквизитора Конрада Магбургского.

Много это или мало? О чем говорят цифры? С точки зрения трагедии личности даже одна смерть – слишком много, но с позиции статистики, думаю, только в 20 веке наши просвещенные суды ошибались гораздо больше и чаще. Да и от обычных дтп каждый день гибнет гораздо больше людей…

Откуда же взялась легенда о кровавой Инквизиции?  Ответ на поверхности – от протестантов. В 18-19 веках, когда католическая церковь теряла влияние, они наводнили литературу и периодику странной статистикой и легендами о страшных зверствах сумасшедших садистов-инквизиторов. Миф прижился, и его признал даже старенький Папа Иоанн Павел II, хотя по официальной «ватиканской статистике», только 1 % приговоров Инквизиции содержал смертный приговор.

Мало кто помнит, что самый известный, Салемский процесс над ведьмами вели не католические инквизиторы, а их протестантские оппоненты. В этом городе 19 человек повесили, обвинив в колдовстве, около 200 посадили в тюрьму (5 человек там умерло), а одного мужчину «мирные» протестанты сумели раздавить камнями. Не знаю, какова была духовно-мистическая ситуация в Салеме, может это действительно были ведьмы, но факты говорят сами…

Заключение

Есть области знаний, куда закрыт вход непосвященным. Причины различные – от угрозы психическому здоровью до воздействий на субтильных уровнях, которые никак не может (не хочет) нащупать официальная наука. Контакт с потусторонними силами – это одна из таких областей, на которых нужно бы повесить знак «не влезай…», но ведь очень интересно. Святая Инквизиция препятствовала тем, кто пытался получить личное могущество от сомнительных сил. Естественно, что ей приходилось заниматься еще и политическими и межнациональными вопросами, что не способствовало народной любви. Конечно, инквизиция не была «белой и пушистой», кровь лилась и были жертвы. Другое дело, что наши современники имеют отвратительную привычку судить обо всем с точки зрения современной морали и права, полностью забывая о исторических реалиях.

Добавить комментарий

Перейти к верхней панели