ignat010-cut-1280x640[1]

Визуализация и воображение в Духовных упражнених Игнатия Лойолы

Со времен Блаватской и Рерихов принято считать, что духовные практики пришли к нам с Востока. Отсюда интерес к Гималаям, Шамбале, индийским ашрамам и прочей экзотике. Позже, в середине 20 века этнологи открыли традиции индейцев, шаманов севера и вуду. Вообще, в этой сфере много романтики в стиле Байрона: дальние дали и восхищение «благородными дикарями». Мало кто знает, что за 500 лет до пришествия буддизма на запад, создания Гриндером и Бендлером НЛП и распространения курсов личной эффективности, существовали европейские практики психологического развития.

Когда я в первый раз увидел «Духовные упражнения» Лойолы – хотелось сказать: «ухты, так это же книга по спортивным тренировкам!» Дело в том, что структура, подход и методы, которые использует автор, характерны для методической литературы 20-21 веков. Все продумано, разложено по полкам и описано как выполнять. Духовные упражнения Игнатия Лойолы стали настольной книгой ордена иезуитов, который является одной из самых могущественных религиозных организаций мира по сей день.

Эту книгу Лойола написал в период жизни, когда жил в пещере, боролся с искусами и стремился к духовному очищению. Автор написал «Упражнения», не зная толком ни латыни, ни богословия. Это труд воина и рыцаря, который прославился при защите Пампулоны. Был храбр настолько, что даже враги признали его отвагу. Лойола во всем, что делал, шел до конца, поэтому «Духовные упражнения»– очень мощная и искренняя книга. Не зря кто-то из буддистов говорил, что контроль над миром начинается с контроля над собой.

Учение и структура книги

Нужно сказать, что православная церковь критикует «Упражнения» за то, что большинство практик там построены на визуализации и воображении. Например, знаменитое упражнение беседы со Христом, когда человек представляет себе Спасителя и рассказывает ему все, что наболело. Православие категорически отвергает все визуализации, при которых объект предстает в телесном образе. В сборнике аскетических работ раннего христианства «Добротолюбие», который пришел к нам через греческие и древнерусские переводы, Нил Синайский предостерегает, что не нужно воображать чувственно, чтобы не повредится рассудком, или не спутать коварную прелесть Диавола с откровением. Это мнение поддерживают Симеон Новый Богослов и Григорий Синаит. Поэтому, с точки зрения православного богословия, работа Лойолы достаточно опасна.

Контроль и осознанность.

Книга начинается с примечаний, в которых по пунктам расписано как пользоваться этими знаниями, какие практики давать одаренным и неодаренным людям, занятым и свободным, образованным и не очень. Автор не рекомендует перегружать тех, кто не способен справится со сложными практиками. Особое внимание уделяется уединению, чтобы человек мог отдать достаточно времени саморазвитию.

Сами упражнения начинаются с контроля и осознанности. В первом же абзаце Лойола пишет, что нужно избегать осуждать ближнего, сохранять положительное мышление и если и поправлять кого-то, то делать это беспристрастно и с любовью.

Практика самоконтроля

Лойола называет ее «частичное, ежедневное испытание совести». Практикуется два раза в день, автор рекомендует вспоминать о своих слабостях, грехах и негативных чертах и просить Бога, чтобы дал сил избавится от них. Автор «Упражнений» советует вечером пересматривать весь день, по действиям и событиям, час за часом, чтобы прорабатывать недочеты. Утром это нужно чтобы меньше совершать ошибок в течение дня, а перед сном – для анализа событий. Также нужно контролировать есть ли изменения по сравнению с другими днями и неделями, чтобы понимать в перспективе.

Проработка 2 раза в день – это минимум, который может себе позволить каждый. Обратите внимание, Лойола предельно рационален и понятен: расписание, проработка, точные, последовательные действия. Такая практика осознанности вполне доступна для всех и может быть использована и в наше время.

Полное испытание совести:

Исповедь – это полное испытание и очищение совести. Но, чтобы свести грехи к минимуму, требуется контроль мыслительного процесса.

Лойола считал, что мысли у людей идут от трех источников:

  1. от экзистенциальной свободы;
  2. от лукавого;
  3. от ангела хранителя – доброго духа.

Важно уметь улавливать тот момент, когда приходят мысли и сразу сортировать по категориям. Хорошие мысли и намерения рекомендуется воплощать сразу, не откладывая. Потом, может не быть времени или возможности. Греховные – отсекать силой воли, даже если те обещают удовольствия.

Важнейший момент в этой практике – контроль и осознанность мышления. Сразу понимать характер, суть мыслей и происходящих от них желаний – основа правильных поступков. Чем отчетливее и точнее человек понимает суть процесса, тем более эффективными будут его действия и решения.

Контроль слов:

Индусы говорили, что тот, кто умеет контролировать слова – близок к просветлению. Игнатий Лойола в первую очередь предостерегает против клятв, особенно – именем Творца. Также указывает на то, что такие обещания близки к идолопоклонству. Предостерегает против болтовни, сплетен и злословия. Речь должна нести благо и пользу.

Действия:

По учению Лойолы все действия должны соотносится с 10 заповедями и учением церкви, поступки, не соответствующие им, считаются греховными. Сила воли и осознанность – эффективное оружие против них.

Комплексы упражнений, рассчитанные на несколько недельных циклов

В Духовных упражнениях есть несколько комплексов упражнений, которые делают по дням недели. В свою очередь, недельные микроциклы складываются в месячные, а те – в годичные. Что и в какой последовательности должен практиковать человек – решает он сам, или духовный наставник.

Приводить вся циклы и упражнения – не имеет смысла, проще посмотреть источник. Давайте разберем самые показательные, чтобы понять принципы учения и «духовного тренинга» Игнатия Лойолы.

Упражнения 1 неделя:

Все упражнения должны сопровождаться молитвой, это понятно, но вместе с тем, нужно сразу ставить и конкретизировать цель – чего хочет молящийся от Бога. Цель должна соответствовать молитве-размышлению. Если задача – самосовершенствование, то речь должна иди о грехах. По Лойоле важно подключать эмоции, чтобы максимально полно и насыщено переживать эти недостатки.

Эта практика напоминает то, что сейчас хором советуют психологи в книгах о саморазвитии, только наоборот: чтобы улучшить настроение, нужно вспомнить состояние радости и сосредоточиться на этих ощущениях.

Визуализация самого первого греха (гордыня ангелов).

Лойола рекомендует прорабатывать этот момент, чтобы осознать, к чему может привести один-единственный грех гордыни, ведь по сути, все с него началось. Нужно подробно разбирать этот эпизод умом, а потом передавать на эмоциональный уровень для лучшего усвоения.

После визуализации и разбора, Игнатий рекомендует моделировать беседу с распятым Христом. Нужно задавать вопросы – что я могу сделать для Него и что делаю на деле, прямо сейчас.

По сути, это выход на практический уровень. Феномен Лойолы состоит в том, что он изобрел мощнейший прием, который максимально задействует разум, чувства и действия. Сначала – логика и рацио, потом эмоции и выход на практику. По этой модели в наше время работают не только церковные проповедники, но и вполне себе светские психологи.

Визуализация собственных грехов.

Это упражнение сопровождается эмоциональной накачкой. Человек должен представить себе величие Бога, а потом сравнить себя с ним, размышлять о собственной слабости и ничтожности.

Далее Лойола пишет интересные вещи. Выход из этого состояния – не через чувство вины или желание исправиться, а через удивление и благодарность!!!

Удивление от того, почему и как чудесный мир, сотворенный Богом, терпит гнусности людей. Гораздо проще было бы уничтожить человечество. Здесь нужно процитировать источник: «ангелы, будучи как бы мечами правосудия Божья, как могли долго терпеть меня, охранять и молиться обо мне; и как могли святые предстательствовать за меня; и небо, солнце, луна, звезды, стихии, растения, плоды, птицы, рыбы и животные все служили мне вместо того, чтобы восстать против меня; и как не разверзлась земля, чтобы поглотить меня, образовав новый ад, в котором я должен бы был вечно мучиться.»

Упражнение заканчивается беседой с Богом, благодарностью и молитвой.

К этим практикам добавляют три воображаемые беседы: с Богородицей, Иисусом и Отцом.

В этом упражнении Лойолы – тонкий психологизм, после визуализаций, нужно просить три дара: а) научиться распознавать свои грехи и чувствовать к ним отвращение; б) осознать беспорядочность своих поступков; в) познать мир, чтобы отстраниться от него.

Буддисты говорили, что смысл духовного развития в контроле над собой и понимании сущности мира. Вся мировая философия занимается саморефлексией, постижением феноменов, окружающих человека и отстранением.

Необразованный Лойола каким-то образом дошел до этого сам и разработал практику визуализации ада. Смысл упражнения в том, чтобы осознать глубину адских страданий и быть благодарным, что не попал туда. Интересно, что при визуализации нужно задействовать обоняние – почувствовать запах серы, зрительные каналы – багровое пламя, тактильность – ощутить глубину ада, слух – услышать плачь и стоны грешников, и совесть, эмоции – чувствовать скорбь.

Лойола гениален в том, что интуитивно подключает к визуализации все чувства. Выход из этого упражнения – беседа со Христом, благодарность и осознание милосердия.

Упражнения нужно выполнять так, чтобы не подорвать душевные силы человека. Пяти упражнений в неделю, по мнению автора, достаточно.

Прибавления – добавочные практики

Прибавления – это добавочные практики, смысл которых в усилении эффекта. Перед сном рекомендуется делать обзор того упражнения, которое будет с утра. Между упражнениями нужно делать разбор, чтобы понять, почему то или иное было недостаточно эффективным. Если все было как надо – благодари Бога. Если планируется визуализация печальных мыслей – не стоит думать о радостных вещах, например – Воскресении Христа. Рекомендуется создавать правильную психологическую обстановку – закрывать окна шторами, запирать дверь и делать все, чтобы не мешали.

Упражнения 2 неделя:

«Социальная» визуализация.

Это упражнение может показаться странным, но люди склонны доверять руководству и восторгаться сильной и справедливой властью. Кроме того, быть частью в общем большом проекте – то, что приносит радость большинству людей и наполняет жизнь смыслом.

Нужно представить себе во всех подробностях идеального царя, визуализировать его действия на благо страны и людей. Потом применить этот образ ко Христу, как к высшему и самому справедливому царю.

Визуализация библейских событий (истории Рождества).

Эта история близка всем, кто воспитан в христианском духе. Нужно подробно прокручивать перед внутренним взором все действия и эпизоды, представлять себе пещеру и всех, кто там находился в подробностях. Лойола рекомендует мысленно рассматривать лица героев, вдумываться в то, что они чувствуют, как действуют. Анализировать, что дает это созерцание. Задействовать обоняние и тактильность, будить в себе чувства любви, нежности и благодарности. Чем больше подробностей – тем эффективнее упражнение, при многократных повторениях и достаточном количестве воображения, человек очень отчетливо представляет себе все, что там происходило. Естественно, участники событий становятся ближе, а все происходящее наполняется красками и отчетливостью.

Эти две недели – базовый комплекс Лойолы. В них заключаются главные принципы визуализации при задействовании чувственного аппарата человека.

В примечаниях к книге автор применяет эти же принципы к визуализации других сюжетов из писания, таких как бегство в Египет, Сретение, послушание Христа родителям…

Особо интересен сюжет о «Трех Мужах». Каждый из них приобрел десять тысяч золотых, но не праведным путем. Они хотят спастись, при этом:

  1. Желает освободится от привязанности к золоту, но ничего для этого делать не хочет;
  2. Желает освободится от привязанности, но оставить приобретенное при себе;
  3. Желает освободится так сильно, что он уже безразличен к золоту, стремится служить Богу.

Этот момент – психологическая иллюстрация трех моделей поведения, «что имею, что хочу и что для этого делаю», плюс этические факторы – вера и служение. С точки зрения современной психологии этический фактор вторичен, если есть комфорт и целесообразность – польза. У Лойолы ситуация оборачивается – этика доминирует над другими моментами.

Наверное, Кант бы сказал, что допущение трансцендентного императива отменяет утилитарные основания.

Финал

Циклы визуализаций лойолы рассчитаны на 4 недели. А вообще их можно повторять по кругу, или усовершенствовать и прорабатывать отдельные моменты. Важно, что все вращается вокруг максимально подробной визуализации и эмоционального переживания библейских сюжетов.

Терапия или духовное развитие происходит за счет сознательного выбора человека. Регулярно проводятся анализ и работа над ошибками, а для того, чтобы сделать работу эффективной: мотивация, подстройка и визуализация библейских сюжетов. Эмоциональная сфера дает человеку мощный толчок к изменению. Визуализации сильно мотивируют и настраивают на нужный лад. Человек входит в измененное состояние, он попадает в «поле мифа» или идеологическую среду, созданную в повседневной реальности и не выходит из нее. Естественно, при правильном использовании таких состояний, можно достичь хороших результатов.

В конце нужно сказать, что практики Лойолы рассчитаны на очень устойчивых и спокойных людей. Эмоционально не устойчивые или впечатлительные должны относится к «духовным упражнениям» с большой осторожностью, дабы не в пасть в то, что православие называет прелестью, а психиатрия – неврозом.

Добавить комментарий

Перейти к верхней панели