IHS_monogram_Gesu[1]

Игнатий Лойола и Орден Иезуитов

Что нужно сделать, чтобы стать святым? Точного рецепта нет, но нужно сделать что-то такое, чтобы всех удивить. При знакомстве с биографией Игнатия Лойолы складывается впечатление, что удивлять было его работой и призванием. Этот человек прожил насыщенную и интересную жизнь. Служил при дворе короля, бросил все и ушел в армию, воевал и отличался храбростью, был ранен, выжил, совершил паломничество в Иерусалим, успешно учился, проповедовал, основал могущественный орден иезуитов, у которого даже было свое государство в Латинской Америке. После смерти канонизирован. По заслуживающей доверие версии, именно Лойола стал прообразом Дон Кихота Сервантеса. Только в отличии от литературного героя, он победил.

Давайте посмотрим, почему и как молодой, блестящий дворянин стал монахом, богословом и генералом ордена.

Общество Иезуитов – мощнейший орден позднего средневековья, они добились многого – открывали школы и коллегии, работали в больницах, помогали бедным, проповедовали, шпионили в пользу Ватикана… Больше ста лет существовало государство иезуитов в Парагвае. Иезуитская хитрость вошла в народный язык. Кем они были – чудаками, идеалистами, фанатиками или хитрыми манипуляторами? Посмотрим далее.

Дон Кихот

Иниго Лопец (в монашестве Игнатий Лойола) родился в 1491 году в дворянской семье и был 13 ребенком. Это означало, что наследство ему не светит и придется самому искать место в жизни.

Биографы-иезуиты пишут, что Марина Соне (мать героя) рожала в хлеву, подражая Деве Марии. Разрешившись от бремени, положила дитя в ясли, а когда встал вопрос, как назвать ребенка, малыш сам сказал, что его зовут Иньиго (лат.Игнатий). Настоящее чудо и заявка на святость!

В то время было принято отправлять детей на воспитание к дядьям и крестным, Игнатий отправился к бывшему казначею Хуану Веласко, в город Аревало. Мальчика научили читать и писать на языке Кастилии, а когда тот подрос – пристроили в свиту короля Фердинанда III пажом. Там было весело, интересно и перспективно. Дамы, праздники, гуляния и рыцарские романы. Карьера идальго начиналась стандартно для дворян того времени, но этого было мало, чтобы прославиться и добыть богатство.

Лойола отправился в армию и заслужил репутацию храброго воина. В те годы шла война с Францией, Игнатий командовал обороной Пампелуны, где был ранен в ногу и попал в плен.  Французы оценили храбрость молодого воина, оказали помощь и отпустили домой.

Благодаря ранению в ногу, Лойола был вынужден много времени проводить в постели и пристрастился к чтению житий святых и духовной литературы. Есть сведения биографов, согласно которым, к Лойола, когда тот лежал в жару и без памяти, пришел св. Петр и лечил его. После выздоровления это был уже другой человек. Игнатий посвятил свою жизнь служению Христу и Деве Марии, рыцарем которой считал себя после мистического откровения.

Рыцарь веры

Игнатий был молодой и горячий человек, он стремился все сделать быстро и нахрапом. Кровь говорила, что он «с детства академик» и способен совершать великие дела, ничего в них не понимая. Принеся в жертву Деве Марии свою шпагу и доспех, отдав одежду нищему, Лойола переоделся в рубище и пешком отправился в монастырь. Там посвятил себя посту и молитве, носил вериги, подолгу не спал, а если ложился, то на голую землю. И этого казалось мало. Подвижник нашел пещеру и стал в ней жить, по примеру отшельников первых веков. Там вел духовную борьбу со страстями и искусом, а также постигал откровения духа. Именно в этой пещере он написал книгу «Духовные упражнения». После этого решил отправиться в паломничество в Святую Землю.

По пути Лойола проповедовал. Его проповеди напоминают рыцарство Дон Кихота. Он пытался переубеждать мусульман, склонял к покаянию матросов, обличал крестьян и горожан, совершал массу нелепых, но искренних поступков. Был фанатичен, но как проповедник ничего из себя не представлял. За это Лойолу неоднократно били и даже хотели высадить на необитаемом острове, но все же ему удалось добраться до Иерусалима.

Лойола обратился к руководителю францисканцев, чтобы тот благословил его на проповедь. Здесь он хотел обратить в христианство мусульман Сирии и Израиля, при этом не знал языков, не был знаком с исламом и являлся неучем относительно христианских догматов. Игнатия посадили на корабль и отправили в Европу, по пути он чуть не умер от голода, вернувшись домой, участвовал в богословских диспутах и безнадежно проигрывал. Другой бы разочаровался, но только не горячий идальго «Дон Кихот Лойола».

Решил отправиться в Барселону и поступил в обычную школу учить латынь. В 33 года и без денег это не легко. Целеустремленность Игнатия, а может и провидение, помогали. Руководитель школы оценил самоотверженность немолодого школьника, его бесплатно кормили и учили, так прошло два года. Игнатий освоил язык науки и поступил в ВУЗ.

Лойола носил сомбреро и импозантный черный плащ, был загадочен и одухотворен. Вокруг него собирались слушатели, к нему ходили исповедоваться. Дамы стремились лично поговорить с ним, а обиженные мужья жаловались в инквизицию. Пришлось переводится из Алкалы в Саламанку, а потом и в Париж.

Популярность Лойолы росла, он поднаторел в риторике до такой степени, что студенты, бросив профессоров, собирались, чтобы послушать его. Теперь это уже был не Дон Кихот, а настоящий ученый-богослов, не теоретик, как большинство его коллег, а пламенный проповедник. Он путешествовал по Европе и везде собирал последователей.

Общество Иисуса

В 1537 году Игнатий и его пять учеников были рукоположены в священники. Они принесли обеты нестяжания, телесной чистоты и миссионерства. Но вот проблема, в то время шли войны и отправиться в Святую Землю проповедовать не было возможности. Поэтому они отправились в Рим и предложили свои услуги папе. Двум из них папа предоставил возможность преподавать в Римском университете. Лекции пламенных проповедников вызывали огромный интерес у слушателей, уставших от схоластики. Но вместе с тем вызывали зависть у других преподавателей, начались интриги и гонения.

В 1539 году у Лойолы было уже немало учеников, вместе они решили основать новый монашеский орден. Папа Павел III после личного разговора с Лойолой поддержал эту идею. Был основан орден, в котором кроме обетов целомудрия, бедности и безбрачия, неофиты давали клятву послушания папе. Лойола стал генералом ордена и следующие 15 лет руководил, составлял уставы и конституцию. Умер в почете и благоденствии.

Внутри ордена была установлена иерархическая структура. Полное, беспрекословное подчинение было и остается важнейшим принципом организации. Цель ордена – обращение в христианство иноверцев, для эффективного управления были созданы провинции – отделения ордена в Новом и Старом свете. Провинциями управляли провинциалы. Из нескольких провинций состояла ассистенция (под управлением ассистента). Все это подчинялось генералу, а тот папе. Генерал и ассистенты находились в Риме.

Интересно, что монахи-иезуиты имели право носить обычную одежду, жили не в монастырях, а в обычных домах и могли путешествовать самостоятельно. По сравнению с другими орденами – это необычно, но благодаря такой структуре повышалась гибкость и динамика распространения влияния.

Иезуиты первыми стали обращать внимание не только на количество обращенных, которые формально принимали христианство, а на качество веры и на то, как эти люди живут в быту. Они учили, прежде чем крестить, добивались того, чтобы люди понимали суть религии и верили по-настоящему. Иезуиты первыми стали изучать культуру, обычаи и традиции народов, среди которых работали. Это дало возможность не только насадить христианство, но и сохранить бесценные для истории и этнографии данные о многих племенах и народах.

Орден иезуитов стремительно рос. В 1565 году в нем состояли две тысячи человек, а через пятьдесят лет уже тринадцать тысяч! Это что-то невероятное для того времени. Они смогли крестить миллион японцев. В Китае поразили императора ученостью и тот разрешил им проповедовать. Но самое интересное происходило в Новом Свете.

Редукция Парагвай

Редукции – индейские деревни под руководством священников. В Латинской Америке такие поселения были довольно распространены, в 17 веке население редукций было больше 100 тыс. человек. По сути, это были гигантские автономные резервации, в которых индейцы жили своей жизнью, но под управлением священников.

В состав редукции Парагвай входили территории современного Парагвая, территории Аргентины и Бразилии. Иезуиты смогли обратить в христианство и привить культуру индейцам. Эти туземцы научились обрабатывать землю, осели, освоили ремесла. Монахи научили их создавать орудия труда, построили мастерские и даже барочные соборы.

Редукция Хесус-де-Таварангуэ, Парагвай

Редукции управлялись коррехидором и его заместителем (это были индейцы). Кроме того, были отдельные боевые вожди – касики. В администрацию входили алькальды (судьи) – советники и агвасилы (полиция). Также пользовались почетом посты секретаря (делопроизводителя) и королевского знаменоносца. В каждом городке были кюре и викарий. Они являлись фактическими «властителями мыслей и душ».

Территория редукций подчинялась Испании, но на правах автономии. Иезуиты обладали огромной властью, эта провинция напоминала республику, и это вызывало недовольство у колонистов. Говорят, что строй и уклад этой страны напоминал коммунизм, или утопию Кампанеллы и Т. Мора. Иезуиты строили царство Бога на этой земле.

Работала экономика социалистического типа, это был мощнейший эксперимент, который продолжался больше 100 лет. Появились своя культура и экономика. Индейцы выращивали кукурузу, рис, какао-бобы, охотились и ловили рыбу. Монахи научили их разводить скот. Все продукты труда собирали в общие амбары, а потом раздавали по потребностям. Излишки – продавали или обменивали. Кроме общей земли была и частная, принадлежавшая не общине, а конкретному индейцу.

Иезуиты не были деспотами, поэтому их власть была популярна у населения.

Фрагмент индейского алтаря

Индейцы – музыкальный народ. Заметив это, иезуиты стали использовать наклонности населения для христианизации. Все начиналось с церковных хоров. Чуть позже в колониях появились свои композиторы, производили флейты, скрипки и органы. Представьте, в миссиях ставили настоящие барочные оперы! Естественно, играли и пели сами индейцы, под чутким руководством братьев.

Как можно удивить туземца, который недавно вышел из лесу? Проще всего, привести в собор и разрешить послушать орган. Психологический эффект гарантирован.

Иезуиты создали достаточно устойчивую систему. В 1639 году, когда распространилась практика насильно обращать в рабство население редукций, два иезуитских монаха и касик Игнасио (вождь) вооружили индейцев и разбили большую банду португальских работорговцев из Сан-Паулу. Набеги прекратились, но светские власти Испании и Португалии были обеспокоены усилением автономных территорий. Ситуацию осложнял политический и экономический кризис в Испании. В 1750 году испанцы передали Португалии 7 колоний, иезуиты не подчинились, после этого началась война гуарани, которая шла 4 года. «Сборная» Испании и Португалии победила. Иезуиты были изгнаны из Южной Америки, редукции пришли в упадок, индейцы вернулись к лесной жизни. Некоторые поселения стали обычными городками.

Так закончилась история иезуитов в Южной Америке. Они привили цивилизацию более чем 200 тыс. человек, научили грамоте, земледелию и медицине. Конечно, история и сильные державы уничтожили их труды, но в плане социального эксперимента – это была очень интересная и насыщенная эпоха. Орден смог реализовать большой социальный проект.

В 18 веке иезуиты попали в немилость. Светские власти были обеспокоены усилением ордена. Иезуиты управляли 700 ВУЗами, 200 семинариями и имели более 500 представительств. В 1773 году папа распустил орден, однако его представительства продолжали существовать там, куда не доставала рука Ватикана.

После запрета европейцы столкнулись с другой проблемой – кто будет учить? Примерно 250 тыс. студентов и семинаристов не могли продолжить образование, потому что иезуитов больше не было. Пришлось восстанавливать орден. Что привело к новому всплеску иезуитских учебных заведений.

Церковь Джезу и университет Маркетта

В наше время в мире больше 16 тысяч иезуитов. Они ведут миссионерскую, образовательную и благотворительную деятельность. Работает ассоциация иезуитских колледжей и университетов. В нее входят двадцать восемь вузов США. Широко известен Папский Григорианский университет в Риме, Высший институт канонического права в Рио-де-Жанейро, Институт богословия в Монтевидео и другие иезуитские учебные заведения. Только в «Штатах» более 250 тыс. человек учились у иезуитов. Этот орден – один из немногих, которые не утратили влияние даже в нашем веке. Несмотря на то, что не удалось христианизировать язычников и мусульман, дело Лойолы живет и развивается. Этот Дон Кихот справился со своими ветряными мельницами.

2 ответов в записи “Игнатий Лойола и Орден Иезуитов”

Добавить комментарий

Перейти к верхней панели