Суфизм – мистическое движение в исламском мире. Слово «суф» можно переводить по-разному. С этим корнем связаны такие понятия: одетые в шерсть (грубую одежду), чистые, аскеты, сидящие на скамье, бедные подвижники, жившие в мечети. Есть еще одно близкое понятие – «дервиш» (нищий, аскет, бедняк), по сути, синоним суфия.
Один восточный мудрец сказал, что суфизм – все это вместе и еще больше. Так же, как и православные старцы, суфии-дервиши являются важнейшей частью духовной жизни ислама. Давайте посмотрим, что они принесли в этот мир и чему учат людей.
Кратко о учении суфиев
Главные принципы суфизма: умеренность, духовность, подвижничество и свобода человека от повседневных реалий, то есть суеты. Смысл – воспитать совершенную личность, преодолеть негативные тенденции природы и общества, раскрыть красоту души и глубинный потенциал. Здесь важную роль играет литература, поэзия, философия и танец. Пример совершенствования личности – жизнь Мухаммеда.
Человек может снизить влияние окружающего мира через самосовершенствование, аскетику, служение Всевышнему, веру, терпение, довольство малым и надежду. При этом нужно побороть гордыню, гнев, зависть, жадность.
Это общие данные, чтобы лучше понять суть суфизма, нужно обратится к истории этого движения.
История
Суфизм возник в 8-9 веках, как вариант исламской аскезы и мистицизма. Это движение распространялось в городах, являющихся центрами образования. Первые суфии были отшельниками, их последователи – городскими учеными-аскетами. И именно они распространили суфизм на весь мусульманский мир. Стремились к трем вещам: понять мир, себя и Бога.
Историю суфизма делят на три периода:
- Зухд (аскетизм);
- Тасаввуф (суфизм);
- Тарикат (период орденов или братств).
Зухд – 7-8 века нашей эры. Для него характерен аскетизм, отшельничество и формирование идей суфизма в пустынях и горах в отрыве от цивилизации. Можно сказать, что на этом этапе трудно внешне отличить суфийского отшельника от его христианского, гностического или манихейского коллеги. Тут корректно говорить об общей для Востока аскетической традиции, но в исламизированной форме. Раннему периоду свойственно эзотерическое восприятие Корана, размышление над его сутью и тайными смыслами.
Тасаввуф – 9-11 века, характеризуется появлением суфийских школ в городах. В это время мировоззрение суфиев приобретает общую популярность, появляются наука, поэзия и литература. Кроме того, формируется система знаний, характерная для этого движения. В это время созданы теории самонаблюдения и самоконтроля (муракаба). Это учение создал багдадский мыслитель аль-Мухасиби, у которого было много последователей.
Тарикат – 12-44 века, период, когда появляются суфийские ордена. В это время расцветает философия, литература и мировоззрение этого направления. В отличии от христианских братств, у суфиев не было жестких уставов и правил.
Братства сухравардия и кадирия появились в Багдадском халифате и расширили влияние по всему арабскому миру. С развитием тарикатов возросло влияние суфизма на жизнь исламских общин. При этом, суфийские шейхи не вмешивались в политику и мирские дела.
Это официальная версия, в свою очередь, Хазрат Инаят Хан говорил, что у истинного суфизма никогда не было родоначальника и истории происхождения. Он существует от начала времен, как свет Бога, который горит в человеке. Первопророком был сам Адам. Среди его потомков было достаточно тех, кто искал мудрость, хотя далеко не все могли принимать окружающее на духовном уровне. Те, кто горел идеей, становились пророками и давали заповеди, слушающие становились последователями (прихожанами). Так появлялись религии. Со временем истина «замыливалась» социальными структурами, теряла остроту и новизну. Появлялась склонность к делению традиций, нелюбовь к инакомыслящим. Постепенно религии костенели и теряли первоначальный импульс. Потом приходили новые подвижники и обновляли мир.
Суфии – это те, кто горит огнем веры и идет по пути к Богу. Говоря привычным языком – люди, не согласные с повседневной реальностью. Хазрат Инаят Хан писал, что среди слушающих Нагорную проповедь, были суфии. Несколько веков спустя они были в кругу последователей Мухаммеда.
Многие суфии соглашались со всеми религиями, будь то ислам, христианство или индуизм. Им не составляло труда принимать участие в обрядах и при этом оставаться собой. За культурными формами и традиционной обрядикой они видели общие духовные корни и свет Бога, который изливается на землю через призмы различных культурных формаций. Нет разницы, синее стеклышко или зеленое, свет – есть свет.
В культурах стран суфизм выглядел по-разному. На территории современного Ирана (Персия) он проявлялся через музыку и поэтическое искусство. В северной Индии – через особые практики, близкие к йоге. В Турции – знаменитый танец дервишей.
Ринд и Салик.
У суфиев есть два направления: Ринд и Салик. Направление Ринд отлично проявлено через работы Омара Хайяма. В его произведениях бытует идея, что можно прямо сейчас ощутить вечность… Ничто кроме нас самих не мешает открыть Вселенную. Попытайтесь, не откладывая, найти счастье и свободу души. Ограниченный мир – это прошлое и будущее, вечность она рядом, доступна и находится прямо перед вами.
Это основная тема всех поэтов направления Ринд. Последователи его – свободные люди, которые не связывают себя догмами и правилами, но вместе с тем, их жизнь намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Ринд – это тот случай, когда мораль и этика приходят не как директивы, а как мистика. Винопитие может быть, как разгулом, так и таинством.
Салик – другой подход. Тут медитируют и размышляют над этикой и принципами. Люди, идущие этим путем, отрекаются от неверных, неортодоксальных вещей, строго посещают церемонии и ищут глубокие смыслы в обрядах и религиозных формах. Практикующие Салик считают выполнение обрядов и предписаний первым этапом на пути к истинной мудрости.
Суфий всякое действие превращает в духовные практики. Он созерцает гармонию, единство и любовь, поэтому обычаи и обряды значат не много. Суфий не дерется за формы, потому что смотрит глубже, оставляет споры людям поверхностным. Даже то, что можно счесть идолопоклонством, не делает его еретиком, он видит живого Бога за оболочками конфессий.
О целях
У суфия могут быть цели, схожие с практикующими другие учения: знания, гармония, любовь, путь к Богу. На этом уровне у мировых религий нет разногласий, поэтому они предпочитают видеть единство за смесью внешних проявлений.
Знание – видение – бытие – это основа суфийского пути. Ступень знание соответствует исламскому шариату, здесь человек постигает основы ислама и исполняет предписания. Видение открывается на второй ступени, человек учится владеть внутренним зрением и управлять подсознанием. На третьей ступени суфий становится арифом – тем, кто познал, и получает способность постигать истину соединяясь с Богом.
Практикующий может рассматривать Господа как совершенное сознание, наполненное любовью. Поэтому все проявления любви в этом мире он будет рассматривать как проявления Всевышнего. Не важно, брат это, друг, сестра или мать, божественный свет – это то, что приходит в мир от Создателя.
Вот есть в поэзии суфиев описания волос Возлюбленного, совершенно не ясно, что за кудри, о чем идет речь? Дело в том, что это метафора Всевышнего, ведь именно от него происходит любовь. Суфий видит Бога в окружающих людях, чувствует его дыхание в природных явлениях и феноменах повседневности. Все время он стремится повторять имя Господа и таким образом почувствовать единство с Творцом.
Важный момент – не близость, или присутствие, а именно единство, потому что присутствие – это разделение, двойственность, а единство – неразрывное соединение. По той же причине суфии – не пророки и не медиумы, они не ставят цель увидеть откровения, потому что те подразумевают отделение от источника.
То же самое относится и к мистическим способностям, экстрасенсорике и могуществу. Хотя нужно сказать, что это все случается с суфиями по пути к Богу. Подобным образом суфий относится и к идее рая, рай – вокруг нас, потому что это бог, достаточно только протянуть руку.
Чтобы очиститься от эманаций, мешающих прямому восприятию, суфии практикуют различные техники. Сюда относятся медитации, танец дервишей, молитва с перечислением 99 имен Бога. Постепенно адепт снимает со своей души покровы и получает способность видеть планы иных уровней. Практикуя осознание Бога, глубоко постигая целостность мира, работая над собой и реализуя истину, он стремится достичь уровня, на котором кончаются слова и остается только любовь.
В завершении хочу сказать, что суфизм – живое учение, он существует и развивается и в наше время. В конце 90х, многие читали книги М. Норбекова, о восстановлении зрения и здоровья. Принципы, описанные в этих книгах характерны для суфизма, можно брать упражнения и использовать в повседневной жизни. Это безопасно и при регулярной работе может принести пользу. Конечно, никто не гарантирует успех или просветление, потому что в суфизме, как и в большинстве практик, нужен учитель.
One thought on “Суфии”
Спасибо за информацию. Желающим шагнуть на первую ступеньку этого учения могу порекомендовать к прочтению “Сказки дервишей”…