1458904217127092[1]

Орден тамплиеров – взлет, падение, тайны и вымысел

Об ордене Тамплиеров написано огромное количество литературы, это исторические произведения, бодрая околонаучная фантастика (Д. Браун) и совсем веселые конспирологические произведения, которые перед прочтением рекомендуется сжечь. Проблема в том, что вокруг ордена накручено огромное количество легенд и небылиц. Храмовников обвиняют во всех грехах, начиная от стяжательства, заканчивая содомией и явным сатанизмом. А ведь никто не защищал Иерусалим и Святую Землю с большим фанатизмом, чем Тамплиеры. Попробуем разобраться, кем они были – самоотверженными героями или мерзавцами, и чем был примечателен этот орден.

Основание Ордена Тамплиеров

В 1099 году закончился Первый крестовый поход. Сборная рыцарей Европы одержала победу над мусульманами, освободила Иерусалим и еще ряд городов в Палестине и на прилегающих территориях. В это время и был основан орден Тамплиеров для защиты путешественников, идущих в Иерусалим, чтобы поклонится христианским святыням. Сначала это был небольшой отряд рыцарей под предводительством Гуго де Пейна. Из-за того, что у них не было своего жилья, король Балдуин Иерусалимский выделил им помещение в южной части дворца, которая примыкала к Храмовой горе (где когда-то находился храм Соломона). Отсюда и название – Тамплиеры, храмовники, или рыцари храма.

Есть легенды, что Тамплиеры – тайное общество, существующее со времен владычества на планете гигантских ящеров, но оставим это для поклонников теорий заговора. Аббат Бернар из Клерво написал работу «Похвала новому рыцарству», в которой прославлял Тамплиеров как представителей нового поколенья, отличающегося доблестью и честью. Также он упоминал их добродетели и высокие цели, среди которых восстановление Иерусалимского храма в библейском великолепии. Интересно, что темные и зачастую неграмотные люди осознавали, что дело не в карарском мраморе, ливанском кедре, позолоте и богатом убранстве, а в чистых сердцах, отваге и храбрости. Поэтому вокруг храма стояли не прекрасные статуи и колоны, а копья, седла и щиты.

Иерусалимский храм

Первые десять лет о храмовниках почти никто не слыхал. Как этот небольшой отряд мог защищать паломников – неизвестно. Рыцари были по-настоящему бедны и немногочисленны. Почти все, входящие в первый круг Тамплиеров, были родственниками, потом ситуация изменилась, в орден приняли значительное количество неофитов.

Поклонники фантастики пишут, что рыцари нашли сокровища, святой грааль и им помогала нечистая сила. Благодаря этому, орден рос и развивался с огромной скоростью. Доказать это, как, впрочем, и опровергнуть сложно, но есть более простые объяснения причин подъема ордена:

  1. Политическая независимость. Рыцари приносили клятву верности не королям, а Иерусалимскому храму. Поэтому ни один монарх мира не мог напрямую влиять на их политику.
  2. Финансовая независимость. Папа Иннокентий второй издал указ, по которому нищие храмовники освобождались от налогов, при этом они могли покупать землю и товары во всех странах христианского мира, а также давать деньги в рост, заниматься торговлей и любой экономической деятельностью.
  3. В ордене было грамотное руководство и четкая иерархическая структура.
  4. Храмовники любили и смело использовали инновации. Благодаря чему смогли создать и внедрить сверхсовременную банковскую систему, эффективную бухгалтерию и прогрессивную военную организацию.

Решусь утверждать, что эти четыре пункта стали формулой успеха и заменили грааль, рог изобилия, клад царя Соломона и помощь демона Бафомета. Тамплиерам в руки попали эксклюзивное право на экономическую деятельность и свобода. Заслуга храмовников в том, что смогли всем этим грамотно воспользоваться.

Папские буллы и могущество ордена

Стремительное развитие ордена началось благодаря Ватикану. Римские Папы поддерживали орден. Что было этому причиной – доподлинно не известно, одна из самых правдоподобных версий говорит о том, что нужно было противопоставить что-то могуществу итальянских семейств, которые в то время набрали значительную силу и монополизировали торговлю в Средиземном море. С 1139 по 1216 годы Папы Иннокентий второй, Иннокентий третий и Евгений третий издали более пятидесяти указов (булл) в пользу этих рыцарей.

Самые известные: «Omne Datum Optimum» — в которой прописана духовная автономия Тампля и возможность иметь собственных капелланов. «Militia Dei» — право строить церкви. Беспрецедентные права храмовников заключались в том, что на их кладбищах можно было хоронить даже отлученных от церкви, передав ордену две трети его имущества. Если в город, который отлучили от церкви, приезжал храмовник, то в честь его должны были провести церковную службу. Ни епископы, ни аббаты не имели права отлучить рыцаря или капеллана от храма. Тамплиеры были в церкви, но стояли над нею подчиняясь только лично Папе.

В наше время трудно понять, что значили эти привилегии. Вера Средних веков была такова, что храмовая служба являлась важнейшей частью мироустройства и подтверждением, что все идет своим чередом. Представьте, что будет если сейчас отменить все праздники и выходные дни. И это достаточно слабое сравнение. Без церкви, в которой регулярно идут службы, мораль горожан падала, все чувствовали себя несчастными, поля не родили, скотина плохо плодилась, рыба не шла в сети. Очень трудно было существовать в режиме богооставленности (отлучения). Поэтому город, вызвавший недовольство епископа или Папы был обречен на медленное угасание. Приезд храмовника в отлученный город был настоящим праздником, глотком воздуха. А возможность похоронить отлученного человека по всем правилам – уникальный шанс спасти душу.

Духовные и экономические привилегии Тамплиеров обеспечили стремительное развитие ордена, а также всеобщее уважение и почитание.

Тамплиеры и финансовая система

Орден создавался для защиты паломников. А какова была главная опасность? Очевидно – грабители на дороге. В Иерусалим, чтобы поклониться Гробу Господнему, направлялись сотни людей. В то время бандитствовали все, кому не лень. На большую дорогу выходили бедные крестьяне, дворяне и даже титулованная знать – бароны.

Как известно, цель разбоя не погибнуть в схватке, но получить деньги и имущество того, кто тебе по зубам. Нападать на хорошо защищенные обозы крестьяне не решались, но зато дворяне – вполне могли. Не обязательно было вступать в бой, многие обходились данью или процентом с имущества путешественников. Нужно было продемонстрировать силу, напугать и обобрать.

Проблема была в том, что перевозить деньги было сложно и опасно. Если у тебя на руках скромная сумма в дырявом кошельке – на такого пилигрима мало кто обратит внимание. Другое дело – сундук, или мешок с золотом, это заметно, такое не скроешь. Ради такого приза находилось немало людей готовых рискнуть здоровьем.

Купцы и торговцы – отдельная тема. Продав товар на Востоке, они везли золото и специи в Европу. Транспортировка крупной суммы – огромный риск и немалый груз. Деньги были разные, их чеканили все, кому не лень. Единой валюты не было, поэтому золото принимали на вес. Качество монет контролировали механическими способами, самый простой – «проверка на зуб». Представьте, мешок золотых различной чеканки и разного веса. Чтобы что-то купить, нужно сосчитать, проверить и взвесить. Чтобы перевезти – нужен крепкий конь или повозка. Это тяжело и неудобно.

Кто-то из ордена придумал вместо звонкой монеты выдавать поручительства, написанные на коже, которые можно было обналичить в любом Европейском представительстве ордена. На чеки ставили отпечатки пальцев вкладчика, и таким образом защищали от подделки. Стало возможным путешествовать с документом, по которому любое представительство (прецепторий) выдавало звонкую монету с учетом снятия небольшого процента.

Это был прорыв, торговцы радовались, разбойные бандиты страдали от убытков. Защиту паломников Тамплиеры осуществляли прямым и косвенным способами. То есть вооруженной охраной и безналичными чеками.

Ростовщичество

В средневековой Европе ростовщичество, мягко говоря, не поощрялось. Церковь осуждала такую деятельность. Давать деньги под процент могли евреи и итальянцы из Ломбардии (и некоторые аббатства – под залог земельных участков). Ставка по займу у этих бизнесменов достигала 40%, и это не удивительно, потому что времена были неспокойные, жизнь коротка, а риски – высоки.

Надгробья тамплиеров

Тамплиеры и в этой сфере совершили прорыв. Папа выдал бедным рыцарям право на финансовые операции. При этом, если дворяне, отправляющиеся в крестовый поход, освобождались Папой от долгов евреям, то займы у Тамплиеров все равно приходилось оплачивать. Тамплиеры брали 10%, это заметно ниже того, что требовали ломбардцы или евреи. Кроме того, что храмовники были финансистами, они же осуществляли охранные функции при транспортировке, что давало дополнительные дивиденды.

Карта Иерусалима

Через сто лет Тамплиеры стали главными европейскими кредиторами. Им были должны все – от крестьян до королей и герцогов. Даже Папа занимал у храмовников. Известно, что при королях Филипе втором и Людовике Святом королевская казна Франции находилась в управлении Тамплиеров. Рыцари храма умели вести бухгалтерию, высчитывали сложные операции с процентами, знали двойную запись. Все это позволило рыцарям сосредоточить в своих руках огромные ресурсы.

Строительство

Кроме того, что Тамплиеры усовершенствовали банкирское дело, они ратовали за улучшение экономических связей. Ими было построено значительное количество дорог, около ста пятидесяти храмов и семьдесят шесть замков. Количество часовен, молелен и вспомогательных объектов посчитать трудно. Замки и опорные пункты храмовников были везде – от Святой Земли на Востоке до Северной Шотландии на западе и от Испании до Прикарпатья. Они собрали в своих руках огромную военную силу и финансы, контролировали все значимые торговые пути.

Церковь тамплиеров в Лондоне

При этом рыцари занимались благотворительностью, каждый из них должен был кормить нуждающихся три раза в неделю. В голодные времена в городе Мостер храмовники каждый день кормили 1000 нуждающихся.

Иерархия

В ордене была довольно жесткая иерархическая система. В период расцвета количество членов ордена достигало двадцати тысяч человек. Они делились на:

  1. слуг;
  2. оруженосцев;
  3. капелланов;
  4. рыцарей.

Это было серьезное тайное общество с пирамидой власти, в которой каждый знал только то, что должен был знать и выполнял свои функции.

Управлял орденом великий магистр, который отвечал только перед генеральным капитулом. В капитул входили высшие чиновники организации. Также существовали должность сенешаля – зав.хоза, маршала – главного военачальника, смотрителя за экипировкой и амуницией. В каждой провинции были командорства – локальные центры, подчиненные капитулу и магистру. Естественно, во всех командорствах были свои маршалы и сенешали.

Замок тамплиеров в закарпатье

Замками управляли шателены. Боевыми отрядами рыцарей управляли командоры, подчиняющиеся маршалам. Аналог – офицеры современной армии. Ниже в иерархии стояли смотрители домов – управляющие имениями в сельской местности. Далее шли оруженосцы, которыми командовали знаменоносцы и слуги – рядовые рабочие ордена. В средневековых источниках есть упоминания и о ревизорах, которые посещали провинции. Капитулы были двух типов: обычные и генеральные. Первые могли быть собраны в любом месте раз в седмицу, где присутствовало больше трех рыцарей. Генеральный капитул решал судьбу организации. Собирался минимум один раз в год, в него входили самые значимые члены ордена.

Такая система доказала свою эффективность. Ордену удалось достичь значительных экономических и политических успехов. Естественно, могущество вызывает зависть и в сильные мира сего пришли к тому, что орден необходимо уничтожить.

Суд над тамплиерами

Закат Тамплиеров

К началу четырнадцатого века у рыцарей-тамплиеров была масса должников. Самые могущественные из них – король Франции Филип Красивый и Папа Климент пятый. Владения ордена представляли собой транснациональную корпорацию, государство на территориях других государств. В 1307 году король и его совет приняли решение об аресте Тамплиеров на территории Франции и сделали все, чтобы распространить эту практику на другие страны.

Нужно сказать, что к этому времени военная сила ордена была не в лучшем состоянии. В 1291 году Латинские государства в Святой земле перестали существовать. У Европы не было больше возможности отправлять воинов на Восток, поэтому армия храмовников нуждалась в пополнении и была рассредоточена по большой территории. Король и Папа выбрали самый подходящий момент для того, чтобы захватить богатства ордена и избавиться от кредиторов.

Надгробная статуя рыцаря храма

В один день были арестованы все Тамплиеры во Франции, которых смогли найти, во главе с великим магистром Жаком де-Моле. Всего 543 человека попали в темницы короля. В Британии храмовников сослали в отдаленные монастыри. Папа написал буллу «Pastoralis praeeminentiae», в которой призывал всех монархов Европы арестовывать храмовников и забирать их земли и богатства. После этого процессы над рыцарями стали распространенным явлением. Потом были и другие буллы, в которых объявлялось о роспуске ордена и что вся собственность передается ордену госпитальеров.

Обвинения Тамплиеров были смехотворны, прокуроры видимо действовали по принципу чем нелепее, тем больше поверят:

  • идолопоклонство, благодаря которому орден процветал;
  • сатанизм – поклонение демону Бафомету;
  • содомия между братьями;
  • поклонение неизвестному коту, который приходил на мессы;
  • отречение от Христа, через плевки на святыни;
  • искажение богослужения.

Это далеко не все, но принцип понятен, смысл обвинений – выставить храмовников в самом отвратительном свете.

Демон Бафомет

Рыцарей допрашивали, 32 человека умерло под рукой палача. Под пытками подпишешь все что нужно, поэтому в признаниях недостатка не было. На многих храмовников наложили епитимьи и разослали по другим орденам. В маленькой Португалии монарх отказался преследовать рыцарей, потому что они доказали свою доблесть при борьбе с маврами. Чуть позже был специально организован орден рыцарей Христа, куда перешли храмовники.

Процесс затягивался. Тамплиеры отрицали подписанные под пытками признания, из-за этого окончание суда постоянно откладывалось. Шесть сотен известных в Европе людей – это достаточно серьезный аргумент, их нельзя было просто взять и уничтожить. Процесс длился много лет, вот данные по казням:

  • 54 рыцаря в Сане, в 1310 году, чуть позже еще 4;
  • 9 человек в Санлисе;
  • 3 – Пон де Л`Арк;
  • магистр Жак де Молеи коммандор Гийом де Шарне – 1314 г.;
  • в Лотарингии сожгли жгли несколько десятков, потому что она подчинялась королю Филипу;
  • братья из 4 обителей в городе Марбург (Германия);
  • Италия, по некоторым данным 44 чел.;

Я привожу эти цифры, чтобы показать, что миф о том, что по всей Европе пылали костры сильно преувеличен. Чаще всего рыцарей просто расформировывали и переводили в другие ордена. Это дало повод для конспирологической теории о том, что дескать, орден сам решил самораспуститься, или великий магистр знал о готовящихся арестах, поэтому большинство братьев смогли выжить и продолжить дело. Кроме того, уцелело большинство представителей капитула, а казнены были только рядовые рыцари ну и великий магистр.

Казнь Великого Магистра

 Возможно ли, что произошел некий «ребрендинг» и рыцари просто решили переименовать орден таким оригинальным способом? Думаю, да, только при условии, что была серьезная внешняя угроза и не было иного выхода и времени для маневра. Известно достаточно случаев, когда ордена сливались, разделялись и меняли названия. Так германский орден Тевтонцев отделился от Госпитальеров. Орден Меченосцев, который кстати использовал символику и устав тамплиеров, влился в Тевтонский орден и стал зваться Ливонским ландмайстерством этой организации. Как я уже говорил, в Португалии король специально организовал для бывших Тамплиеров орден Христа. Орден Святого Лазаря объединился с орденом Святого Маврикия, а члены разбитого в 1196 году ордена Монтегаудио влились в ряды Тамплиеров. Изменения структур орденов – распространенная практика. Думаю, королю не нужны были жизни рыцарей, его больше интересовали земли и казна.

Популярен сюжет о том, как перед смертью на костре Великий Магистр проклинает короля и Папу. Об этом писал Морис Дрюоон и многие другие авторы. Так или иначе, но и Филип Красивый и Климент пятый умерли в течение года. Доподлинно неизвестно, была это скрытая месть храмовников, магия или стечение обстоятельств.

Храмовники в наши дни

После роспуска ордена Тамплиеров некоторое время продолжались бурные дебаты отступники они или святые. Алхимик Раймонд Луллий считал храмовников нечестивцами, писатель Данте Алигьери – потерпевшими от королевского произвола. Мистик 16 в. Корнелий Агриппа – оккультистами, а историк Ж. Баден — маргиналами. Сложилось так, что «либералы» от Средневековья поддерживали орден, а «монархисты» осуждали. В 17 веке, когда в Европу пришло Просвещение, появилась идея о Тамплиерах как последователях древних, языческих культов. В 1810 году, после французской революции, когда открыли архивы, юрист Ф. Ренуар изучил королевские и Папские документы и пришел к выводу, что Тамплиеров осудили без вины, через одиннадцать лет к такому же выводу пришел американский историк Ли. Думаю, среди Тамплиеров были разные люди, возможно, некоторые из них могли баловаться запретной магией, но очень сомнительно, что это было на уровне администрации.

В 18 веке масоны стали активно проповедовать идеи храмовников в собственной интерпретации. Некоторые ложи каменщиков объявили себя Тамплиерами и с тех пор культивируют эти идеи. В двадцатом веке в рыцари стали посвящать всех, кто изъявит желание, даже женщин. Теперь поступить в орден можно даже через интернет, связавшись с организацией и заплатив небольшую сумму.

По мнению М Барбер, на костях Тамплиеров образовалась целая культура газетчиков, писателей и кинематографистов. Образ храмовника стал чем-то нарицательным, мифическим и непонятным. Оброс значительным количеством мифов, домыслов и сомнительных сюжетов. Предлагаю остановиться на фактах и не увлекаться фантазиями. Тамплиеры сыграли важную роль в развитии средневековой Европы. Были большие победы, открытия и поражения. Всего этого вполне достаточно, чтобы не увлекаться фантастикой и домыслам.

Добавить комментарий

Перейти к верхней панели