gallery_1_37_56150[1]

Мировое дерево, ось и гора

В мировой культуре есть идея Оси мира (Axis mundi). Это довольно распространенный и мощный символ, который есть практически у всех народов. Ось связывает небо и землю. Это вектор, который идет перпендикулярно вращению земли. Эта ось очень часто является лестницей, по которой можно совершить восхождение в воздушные сферы или спустится в хтонические глубины. Попасть в миры духов или в подземные обиталища предков. Часто эта ось приобретала форму горы, столба или дерева, именно вокруг нее разворачивается картина мироздания. В этой статье мы посмотрим, какие формы приобретает эта идея и как изменялась в представлениях разных народов.

Мировая ось, как столб или шест (universalis columna)

Ось мира, как столб или шест – это динамический или подвижный вариант. Например, есть племя кочевников, которое постоянно перемещается по бескрайней степи. Где у него будет центр мира? Это может быть высокая гора, заметная издали, может быть высокое дерево (но с этим сложнее, потому что деревья в степи не очень растут). Да и вообще, где будет этот центр? Где-то далеко? Не совсем логично, потому что он должен быть в центре мира людей, в центре обжитой ойкумены.

Логика мифа такова, что гораздо удобнее возить центр вселенной с собой.

Это мог быть Столб или шест и, когда племя приходило в удобное для стоянки место, его устанавливали в самом центре, или на возвышенности. Согласно этой логике, центр всегда у людей, причем у своих. А свои – это мы. А вот и столб – в середине лагеря, или на горке неподалеку. Соответственно, куда бы мы не пошли, Мировая ось всегда рядом.

Если племя оседало на месте, делали каменную Ось – колонну или стелу, которая могла превратится в зиккурат или храм. Такова модель мира, связанная с universalis columna. Но были и другие варианты.

Мировая гора

Мировая гора – еще один распространенный образ в мифологии. Там, где у степных народов Столб, у лесных – Дерево, у живущих недалеко от гор – Гора. Символика – схожая – это та же ось.

Самая известная из Мировых гор – Меру. Вокруг нее вращаются звезды, солнце и планеты. Она в центре мирозданья. С помощью нее девы и асуры добывали напиток Амриту.

Еще одна популярная гора – Олимп, но в греческой мифологии этот символ не очень развит, видимо, потому что она по своему характеру поздняя, то есть антропомофная. Тут интересны более архаичные народы.

Например, у алтайцев была гора Алтын-ту, корни ее находились в небе, вершина – над землей, на высоте колена. Любопытно, что гора стоит как бы наоборот. Есть несколько толкований этому феномену, самое вероятное – отсчет ведется не от мира людей, а от верхнего мира.

Кроме того, с символикой горы связана идея пророков. Вспомним, куда идет пророк за откровением – чаще всего в горы. Так было с Моисеем и Авраамом. Именно в горном Тибете живут ламы и находится знаменитая Шамбала. Если нет гор – лес, но это реже. Лес – символ сокрытого и тайного, гора – возвышенного и нисходящего к людям. Это Ось, вокруг которой разворачивается Вселенная.

Мировое дерево

Символика Мирового древа входит во многие религиозные системы. С одной стороны, оно являет собой обновление мира и бесконечный родник существования космоса, плодовитость, настоящий центр сакрального начала. Оно воплощает небесные и планетарные сферы.

Его образ дополняется многочисленными мифическими символами и двойниками. Вместе с деревом идут образы матери, плода, молока, птиц, животных и т.д. Каждому уровню дерева соответствуют свои животные, и они могут меняться в зависимости от традиции.

Начнем с ясеня Иггдрасиля (в переводе – конь Игга – Одина) – это ярчайший образ. Ясень –Мировое дерево древних скандинавов, именно на нем висел Один, чтобы получить мед поэзии.

Оно превосходит по размерам и красоте все деревья. Ветви его раскинуты над землей и возносятся над небесами. Три корня углубляются в нижние пределы. Иггдрасиль воплощает модель мира, верхние, средние и нижние пределы. Крона Иггдрасиля уходит в мир богов – Асгард, ствол – срединный мир – Мидгард. Корни Игдрассиля – мир мертвых Хельхейм. А также Нифльхель, Свартальхейм, Муспельхейм и Ётунхейм – миры различных великанов и карликов. Иггдрасиль – святыня. Здесь бьют сакральные родники и собираются на сходку Асы. Здесь же обитают богини судьбы – норны.

Иггдрасиль – не просто символ или абстрактный объект, он имеет глубочайший мистический смысл. После распятия на нем, Один через поэзию постигает тайны мироздания.

Вспомним северный шаманизм: из древа Мира шаман делает бубен, чтобы подобно Одину мочь перемещаться между уровнями. Монголы верили в существование растения Замбу. Корневища его спускаются под гору Сумер, а крона располагается над ее вершиной. Добрые божества едят его плоды, а демоны прячутся в дуплах. У Хантов Мировое дерево растет от ада до верхнего мира. У народа Гольда – три дерева, в трех мирах, но они суть одно. Иногда говорят о семи деревьях, или дереве с семью стволами. Иногда оно удваивается или утраивается.

Принцип умножения – известен в мифологии как образ специализации, адаптации и расслоения функций. Далее мы рассмотрим историю с двумя деревьями, известную в герметических науках.

Два дерева

Начнем с библейской истории. В раю росло два значимых растения: одно – древо Жизни, второе – древо Познания. Первое даровало бессмертие, второе – знание. Далее – история с Адамом и Евой, Змий и сотни трактований этого эпизода… Скорее всего, дуализм деревьев евреи позаимствовали в шумерской традиции, там были деревья Истины и Жизни, но нам важнее, какое влияние этот миф оказал на более поздние культуры и герметическую традицию.

Важнейший момент – поймать интеллектом тот момент, когда Мировое древо в мифосознании стало раздваиваться на дерево Жизни и Познания. На природу в ее совершенной форме и интеллект, со всеми вытекающими из него искушениями. Золото и серебро, луну и солнце, короля и королеву. Когда распалось это единство на два направления и интеллект, культуростроительство и все что с этим связано, обособилось от первозданной простоты, с ее мощной жизненной силой. Осознание этого момента – важный шаг к обретению внутренней целостности, к тому, что буддисты называют просветлением, даосы – познанием дао, христиане – святостью, алхимики – гермафродитом, а К.Г. Юнг и весь юнгианский психоанализ – индивидуацией.

На гравюре выше Андрогин, Луна и Солнце и два дерева. Это глубокий символ объединения начал, финалом которого является Философский камень

Эвола приводит миф о расцвете и закате Золотого века – когда древо засыхает, мир катится к закату, потом приходит культурный герой, совершает подвиг и исцеляет его. Результат – древо расцветает и наступает Золотой век. Еще Эвола пишет, что древо было прекрасным, когда по земле ходили боги. Если напитать его силой – они вернуться. Идея сухого дерева выступает как память о пра- традиции

Это Арбор Моралис из трактата Раймунда Луллия, как видите – тоже двоится.

У Эволы приводится миф о двух деревьях: солнечном и лунном. Автор пишет, что образ двух деревьев кросс- культурный феномен. Два древа в виде золотого и серебряного довольно часто встречаются в описаниях и на гравюрах.

Две пальмы из трактата. По сути – алхимическая экзотика.

Есть мнение, что история с деревьями и Золотым веком еще сложнее. Все, что происходит сейчас, так или иначе связано с прошедшими эпохами. Период, когда ходили Гиганты и Титаны – как раз то время. В Золотом веке эти существа не обладали сами по себе властью. У них были атрибуты, предметы, орудия. Их можно было украсть или выманить хитростью и в результате занять важное место в иерархии.

Если это удавалось, дерзкий считался молодцом и приравнивался к власть имеющим, если нет – такова судьба и мы скорее всего, о нем больше не услышим.

Постепенно происходил переход от солярного культа к лунному, от диурна к ноктюрну, от солнца к луне, от героики подвига к более рациональному, но менее героическому способу добыть приз. Изменялся характер взаимодействия с миром, это напрямую влияло на культуру и религию. Мифологическое сознание постепенно переходило с дневной стороны, на ночную, героя заменил жрец…Дерево раздвоилось окончательно.

Если обратиться к герметическим наукам, то главная идея следующая: определенные существа, имея прямую связь с трансцендентным, а может быть, даже пришедшие оттуда, совершали титанические поступки. Титанические в плане глобальности и размаха, они приходили в мир, меняли его, приносили знания и мысли, создавали ре-лигии (как восстановление связи с горним). Истребление этих существ – конец Золотой эпохи. Может быть они приходят и сейчас, но не имеют тех возможностей, сил, и их никто не слышит.

Деревья у Толкина – финализированный эпос

Современная интерпретация этого мифа – Силмаррилион Толкина. Как известно, профессор превосходно знал миф и специализировался на фино-угорских языках. Ему удалось великое дело – создать живой миф, который бы точно прижился, попади он в другое время. Прочитывая его, мы увидим всю историю деревьев, которую, как пазл, собирали в этой статье.

Древа были созданы в стране богов – Валиноре, на горе и освещали мир. Телперион (Серебряный) – первое древо, второе – Лаурелин (Золотое). Соответственно своему цвету, они испускали лучи. Росу деревьев собирали в чаши, свет ослабевал и затухал с периодичностью в двенадцать часов.

Из росы и света деревьев легендарный мастер Феанор создал Сильмарили. Свет деревьев исцелял вред, нанесенный Морготом и позволял эльфам не стареть и жить в Средиземье.

Мелькор (Моргот) и паучиха Унголиант уничтожили деревья, и боги Валар не смогли их исцелить.  Но из последних плодов были созданы солнце и луна.

Также сохранился отросток Телпериона, из которого выросло белое дерево Нуменора. Его потомок были перевезен в Средиземье, где тот рос в Гондоре, в эпоху его могущества. Потом растение засохло, но вновь расцвело с пришествием истинного Короля.

Как видите, профессор отлично вычитывает и излагает миф. Здесь и два дерева, луна и солнце, преемственность, возвращение героя и новый Золотой век. Но это еще не все.

После Последней битвы утерянные Сильмарили вернутся к Феанору, и тот расколет камни, чтобы эльфы вернулись, и мир снова стал молодым.

Используя свет камней, будут восстановлены деревья и их сияние разольётся по всей Арде. Благодаря ему боги – Валар вновь обретут былую силу, эльфы воскреснут и зазвучит вторая музыка Айнур. То есть цикл замкнется и все вернется на круги своя.

Вот такой мифологический сюжет, который проходит сквозь время, трансформируется, но даже в наше время отлично прочитывается в современной культуре.

Leave a Reply

Skip to toolbar