maxresdefault[1]

Тайные общества Ислама. Исмаилиты.

Стоит сказать фразу «тайное общество», как сразу появляются иудеи. При всем моем интересе к этому необычному народу из-за большинства оккультных организаций видны «иудейские уши». Каббалисты, масоны, розенкрейцеры, манихеи… Как только начинается тайна, рядом совершенно случайно (или не случайно) оказываются евреи.

Есть мнение, что манихейство (о котором у нас есть отдельная статья) являлось попыткой иудеев создать новую веру. Но этот проект не увенчался успехом, после распада Римской империи манихеи полностью ушли в подполье и замкнулись сами на себе. На Востоке обломки этого учения сохранились в виде тайных кружков и стали полем, на котором выросли более поздние секты Персии и арабского мира.

И вот, в 6 веке, пока дичающие европейцы делили осколки империи, на Востоке, в Аравии возникла новая мировая религия – Ислам.  

Родство между исламом и религией иудеев не вызывает сомнений. Коран написан на основе Торы и Талмуда, это видно даже неподготовленному читателю, стоит только открыть оба текста и сравнить материал. Да и многие обычаи (например, обрезание), общие для арабов и евреев. По сути, это народы с одним корнем, двоюродные братья, пути которых разошлись.

Давайте вспомним историю об Аврааме и Агари, именно от их сына Измаила (Исмаила) ведут родословную все арабы.

Изгнание Агари

Ислам создал пророк Магомет (Муххамед), который в состоянии религиозного экстаза получил небесное откровение.  Я не буду описывать здесь историю Ислама, но приведу несколько фактов, позволяющих проследить общее между религиями еврейского и арабского народов.

  1. Во времена Мухаммеда плодородная часть Аравии – «счастливая Аравия», расположенная у Красного моря, была довольно плотно заселена евреями.
  2. Иудейское влияние в Аравии на политику и культуру трудно переоценить. Были даже племена арабов, принявших религию Торы. Среди них и родственники племени Курайш (из которого произошел пророк).
  3. Идея пророка, который принес людям божественное слово.
  4. Обе религии – книжные, то есть основаны на письменном откровении.

Есть мнение, что мусульманство возникло как очередной иудейский проект, как синкретическое объединение иудаистских и христианских сюжетов.

Смысл – ослабление бурно развивающегося христианства. Так это или нет – трудно ответить, но это мнение сильно напоминает параноидальную теорию заговора. Да и отношения между арабами и евреями, мягко говоря, не сложились.

Важнее то, что ислам (в отличии от иудаизма) превратился в мировую религию и породил большое количество тайных обществ.

Шииты и Сунниты

Во второй половине 7 века произошло разделение исламского мира на две враждебные части. С определенной долей условности можно сказать, что сунниты – это «ортодоксальные», а шииты – «протестантские» магометане.

После смерти пророка его преемники держали в своих руках духовную и светскую власть. Их именовали калифами, то есть наместниками Аллаха. Естественно, среди них была конкуренция, борьба за влияние и откровенная резня.

Еще одним важным претендентом был зять пророка Али ибн Абу Талиб.  Вдаваться в подробности не имеет смысла, важно, что этого человека и его род провозгласили единственными наследниками Магомета.

Арабский мир раскололся на Суннитов (тех, кто поддерживал калифов) и Шиитов (последователей Али). Последние оказались в меньшинстве и, чтобы выжить, организовали мощное тайное общество. В конце 10 века последователи этого учения распространились в Палестине, Андалузии и даже захватили область в Магрибе создав Фатимидский халифат. Эта страна существовала примерно 200 лет. Но вернемся к идеям и религиозной истории.

На иллюстрации Мухаммед назначает преемником своего зятя. Али

Исмаилиты – одна из самых распространенных шиитских сект, была создана в 8 веке и названа по имени одного из наследников ибн Абу Талиба. Секта возникла как политическая организация, но вскоре превратилась в религиозно-философское общество. Забегая наперед скажу, что даже в наше время, это достаточно крупный культ, количество приверженцев которого достигает двадцати миллионов.

Давайте вспомним историю. Хасан Аскари – один из потомков Магомета и одиннадцатый имам содержался под охраной в военной части близ Багдада, где и умер. Его пятилетний сын Исмаил (двенадцатый имам) исчез таинственным образом. Это событие назвали малым сокрытием, ребенок стал невидимым и как-бы покинул имманентный мир.

Шах Исмаил

Малое сокрытие продолжалось семьдесят лет, в это время вместо имама правили четыре его представителя, через которых можно было с ним общаться. Когда последний из них умер, наступила эпоха великого сокрытия и тайного имама.

С того времени, последователи этого учения ожидают его явление. Скрытого имама можно увидеть в откровении или во сновидениях. Существует масса историй на эту тему. Отсюда вытекает исламская эзотерика и мистика.  

Главным вопросом учения Исмаилитов на протяжении многовековой истории оставалась проблема тайного имама.

Существует целая область знания в исламе – иммамология. Некоторые шииты (в частности секта кайсанитов) верят, что Исмаил не умер, а живет в горах или тайной стране, невидимый для окружающих. Это учение развивалось и в 10 веке. Верование в имама превратилось в один из главных догматических принципов шиитского учения.

Далее идет сплошная эсхатология. Имам приобретает качества спасителя, он должен устранить нечестных правителей и установить всеобщую справедливость. Невидимый имам — имеет божественную благодать, пользуется непогрешимым авторитетом в религиозных и светских делах. Он должен прийти в роли мессии (махди) и восстановить власть потомков Али.

В этом мессианские идеи Ислама очень напоминают иудейские. Посмотрим подробнее, как обстоят дела с религиозно-философскими проблемами.   

Подробнее о идеях исмаилитов

Теория имама вынудила исламских мистиков проработать и расширить смысловое поле скрытого присутствия. Важную роль выполняет пространство идей (алам аль-митхаль).

Увидеть тайного имама в высшем измерении Хуркалья означает найти его в двух измерениях – имманентном и трансцендентном. Имам не зависит от материального измерения ни в скрытом ни в проявленном состоянии. То есть это явление духовного плана, смысл которого заключается в эманации высшего блага в нашу вселенную.

Придет ли Имам к конкретной персоне, зависит от нее самой. Это указывает на обновление личности. Люди сами прячут имама, утрачивают возможность видеть его, отключая или усыпляя органы духовного или сердечного видения. Чтобы видеть имама, нужно пройти через становление личности или, говоря в терминологии Юнга, индивидуацию.

Пришествие – не частное явление, которое состоится в конкретное время и в определенном месте. Оно перманентно происходит в сознании развивающегося правоверного.

В известном хадисе автор-пророк говорит: «Если этому миру останется существовать только один день, Аллах сделает его длинным, пока не придет наследник и не наполнит мир гармонией и правдой, вместо неправды и насилия». Продвинутые люди ислама знают, что явление имама раскроет истинную суть религиозных учений. Произойдет объединяющий человечество триумф.

Знаменитый суфийский шейх Саадуддин Хамуйех утверждал: «Невидимый имам не явится, пока мы не сможем понять тайный смысл подлинного единства». 

Пришествие имама предполагает трансформацию сознания людей, оно обусловлено верностью его последователей, которые способствуют приближению этого времени усилиями своей воли. Великое сокрытие – это время работы божественной воли, которая стимулирует и наполняет смыслом рост духа внутри человека.

Заключение

В конце нужно сказать, что вместе с достаточно сложной и интересной эзотерической системой шиитский Ислам и Исмаилитизм породили особенное явление в культуре – движение ассасинов или хашишинов, которые сотрудничали с Тамплиерами, устраняли правителей и держали в страхе весь Восток с 12 по 14 века. Но это уже тема для следующей статьи.

Leave a Reply

Skip to toolbar