440x326_21_6ca3dce45662822522a109717c5233c6@680x470_0xc0a8392b_10195637841431070665[1]

Алхимия и юнгианская психология

Сегодняшняя «официальная картина мира» парадоксальна, вместе с квантовой физикой и генетикой в вузах и школах иногда преподают основы медитации, валеологию и странные предметы, называемые женскими науками. Врачи назначают стероиды, гормональную терапию вместе с кукурузными рыльцами и настойками хвоща с плющом. Инновации переплелись с архаикой, и какой это даст результат, мы узнаем в ближайшем будущем.

Вместе с тем, отношение к алхимии или резко негативное, или насмешливое. Многие воспринимают ее как смесь шарлатанства с недохимией, ну или в лучшем случае как протохимию, которая давно сделала свое дело и может уходить.

Карл Густав Юнг – величайший психолог мира, один из тех, кто создал психоанализ, дал ему научное обоснование и ввел в медицинскую практику, более 40 лет занимался алхимией. Одна из его важнейших книг- Mysterium Coniunctionis, написана не для его современников, а скорее для будущих поколений. О ней мы и поговорим в этой работе.

Введение в юнгианскую алхимию

Подзаголовок этой книги звучит как «Исследование синтеза и сепарации противоположностей души в алхимии». Но при чем тут алхимия, если речь идет о психологии? Юнг считал, что именно эта область знаний (алхимия) позволяет заглянуть в бессознательное и интерпретировать архетипы, которые там находятся.

Если говорить по-простому, то есть бессознательное. В нем плавает огромное количество информации, которая в виде архетипа всплывает на уровень сознательного. В связи с этим, человека преследуют навязчивые идеи, мысли, комплексы. Человек беспокоится и приходит к психологу, тот выявляет архетипы и интерпретирует их. Если все произошло правильно, происходит катарсис и высвобождение «зажатой» энергии. Пациент излечивается и идет домой счастливый.

Проблема в том, что такие информационные сгустки – архетипы приходят регулярно и не поодиночке. Всю жизнь человек с ними борется, страдает и, соответственно, платит психологу. Бывают и другие варианты, например, религиозный. Исповедь верующего человека избавляет от проблем не хуже, а зачастую и лучше психоанализа. Медитативные практики дают возможность самостоятельно разбираться со своими проблемами. Вообще эзотерика, астрология, йога и большинство техник развития сознания направлены как раз на то, чтобы решать проблемы бессознательного.

Алхимия чрезвычайно богата образами, цветами, символами и мифологическим насыщением, поэтому Юнг посвятил работе с нею большую часть своей жизни. Но это простой уровень этого вопроса, пойдем далее.

Исторический дискурс

Юнг писал о том, что при изучать вопросы архетипов нужно отталкиваясь от периодов, когда символы только формировались в культурном поле, когда еще не было (гносеологической) критики, связанной с научным методом. Это означает, что неизвестный фактический материал мог свободно визуализироваться и выражаться в любых культурных формах. Это могло быть изобразительное искусство, архитектура или алхимическая, мифологизированная графика. Ближе всего к нам стоит средневековье, поэтому нужно сказать о нем несколько слов.

Историю культуры, философии и религии Средних веков изучают через призму классических наук. Такой подход возник в новое время, он воплощен в работах классических философов. Вспомним историю Гегеля, работы Маркса и Энгельса. Даже сейчас этот метод признан «официальной наукой», несмотря на то, что опровергнут много раз. Он позволяет изучать только неуникальные, повторяющиеся явления, по которым можно собрать статистику, верифицировать и описать. В то же время, наука не занимается одиночными феноменами, если что-то нельзя повторить, то потенциал для исследовательского метода минимален. Сталкиваясь с феноменами, наука становится бессильна.

Средние века – время не только теологии и философии (служанки богословия), но и глубоких эзотерических поисков. Вспомним историю: многие монахи и даже отцы церкви занимались мистическими вопросами. Среди них Фома Аквинский, Альберт Великий, Роджер Бэкон и Ньютон. А в православии мистическое богословие до сих пор изучается наряду с догматикой. Это означает что иерархи понимают – церковь без мистики лишена души.

Расцвет алхимии – это 13-18 века, эпоха Высокого и Позднего средневековья, вплоть до Нового Времени. Юнг говорил, что алхимики проецировали на материю свои идеи, может быть, благодаря этому, они смогли добиться больших результатов не только в мистике, но и в обычной химии. Были открыты кислоты, взрывные вещества, очищение металлов и множество иных совершенно обычных операций, но главное не в этом.

По Юнгу алхимики очень сильно поучаствовали в формировании того, что философы называют европейской или фаустовской душой. Именно она является коллективным, психологическим архетипом современной Западной Европы. Фаустовский человек – это ученый, конкистадор, покоритель пространства географии и науки. Важно, что все это сформировалось именно в Средние Века.

О Mysterium Coniunctionis

Какой-то исследователь сказал, что Mysterium Coniunctionis – хлеб для души, не знаю насколько он прав, потому что это скорее мясо, хотя такое сравнение звучит менее поэтично. Это книга, которую не читают за один раз, к ней приходится обращаться часто, если вас интересуют вопросы алхимии. Другой философ говорил, что она – анатомия души, может быть и так, будем разбираться.

Юнг писал, что главная задача книги показать – алхимическая символика не осталась за гранью истории, а находится прямо в этой реальности и играет свою роль в новейшей области психологии. Психология предоставляет ключ к тайнам алхимии, а та подводит под психоанализ солидную историческую базу.

Алхимики занимались первоначальным состоянием (хаосом), из которого вышли все вещества. Их отношения не задались и требовалось помирить их. В психологии есть распространенная проблема раздвоения личности, происходящая из не гармоничных составляющих характера. Преодолев одну часть проблемы, терапевт тут же сталкивается с неврозом и расширением конфликта. Задача алхимика и психолога одна – соединить разделенное.

Значительная часть «Мистериума» посвящена единству противоположностей в психологическом и алхимическом способах выражения. Если психология времен Юнга только искала путь объединения, то алхимики знали о нем уже много столетий назад. Естественно, что при этом они использовали свою терминологию, символику и образы, но это нормально, потому что писали для себя, а не для нас.

Юнг начинает с раздельности или противоположностях как феномена появления эго. На языке философии – это бинарные оппозиции. Самая известная и трудная из них – добро и зло. Есть известный мифологический сюжет, когда египетский бог Шу отрывает небо от земли, и таким образом появляется наш мир, наше пространство культуры. В метафорическом смысле мы можем существовать только в этом промежутке. Вопрос о разрыве – это то, чем занимается психология, только в этом контексте возможно эго как таковое. Проблема в том, что эго мутнеет, обрастает массой ложных иллюзий, появляются отклонения.

У Юнга есть еще одно ключевое понятие – «самость». Эго – «я» не обладает самостью, потому что не включает в себя бессознательного. Самость – это целостность – результат развития личности. Задача алхимии и психологии заключается в том, чтобы человек стал целостным и обрел эту самость. Алхимическое Coniunctio – это аналог приобретения психологической самости.

Coniunctio

У алхимиков Coniunctio – смысл Великого делания. Это результат особой процедуры, когда те самые противоположности удалось объединить. В материальном смысле это предмет, который воплощает в себе совершенство, может клонировать себя и трансформировать другие материалы – Философский камень, тинктура, эликсир бессмертия. Иногда он выступает как сын философа и даже Христос.

Чтобы получить такой результат, философы низводили вещество до первоначального состояния, а потом заново выстраивали его в обновленном виде. Если сравнивать с психоанализом – это спуск в недра бессознательного, чтобы выявить там проблемные образы, вытащить их на свет, проанализировать и дать возможность человеку обрести целостность – самость. В этом смысле Coniunctio – обновленная, здоровая личность с самостью.

Юнг отмечал, что алхимики вытаскивали на свет ни что иное, как структуры сознания и психики, поэтому именно алхимия вызывает огромный интерес у психологов. Важно, что исследователь должен выбросить мысль о том, что душа равна сознанию и понять идею самости.

Заключение

Итак, по теории Юнга, самость – это целостность сознательного и бессознательного. Ученый пишет, что это высшая ступень развития человека, при которой его архетипы и объекты подсознания максимально приближены к Образу Бога.

Естественно, целостный человек не нуждается в услугах психолога. Юнг подчеркивает важность развития эго по линии сознания, то есть будут полезны такие качества как внимательность, совестливость и терпение, в плане разума им соответствуют контроль бессознательного и самокритичность. Похоже описывают алхимики необходимые адепту качества: внимательность, трудолюбие и аккуратность.

В завершении нужно сказать, что теории Юнга были приняты его последователями и школа юнгианской психологии одна из самых влиятельных в мире. Это подтверждает мысль, что он смог найти свое золото в глубине истории, и алхимия продолжает жить и в наше время.

One thought on “Алхимия и юнгианская психология”

  1. Интересно. Согласна.Но, отношению к Юнгу “немного” меняется после прочтения Красной книги.

Leave a Reply

Skip to toolbar