Amphitheatrum_sapientiae_aeternae_-_The_cosmic_rose[1]

Иудейская эзотерика и каббала

Слишком долго нас беспокоило недостижимое величие Демиурга. Слишком сильно совершенство его творения, оно прервало наше собственное творчество. Мы не должны конкурировать с ним. Мы желаем сами стать творцами и жаждем Демиургии.

Бруно Шульц, «Трактат о манекенах»

Иудейская эзотерика и каббала

Парадоксально, но европейскую эзотерику невозможно представить без иудейской каббалистики. Что это такое и какое влияние оказала каббала на позднеантичную и средневековую мистику, мы разберем в этой статье. Слово «каббала» обозначает «предание», «традиция», «учение». Это довольно сложное и емкое явление, по сути -мистическая традиция народа Израиля.

В предыдущих статьях мы говорили о тайных обществах, которые существовали на территории Азии и Европы в древности.  Чаще всего на начальном этапе это были организации, созданные шаманами и жрецами. Такие общества появлялись и развивались на территориях Греции, Египта, Шумера и Аккада, Финикии и других стран. Создавая тайные религиозно-философские школы, жрецы становились монополистами научных и мистических знаний, выступали как могущественные представители богов среди народа. Они оказывали заметное влияние не только на простолюдинов, но и на правителей и знать. Под присмотром жрецов формировались и росли государства, сменяли друг друга династии, проводились реформы, погибали в битвах великие цари Азии. Для жрецов прежде всего был важен контроль над мыслями людей, руководство на уровне идеологии, а потом уже финансовое и политическое влияние. Тот, кто управляет мыслями, правит и государством.

Еврейский этнос – это народ-странник. Долгое время у них вообще не было своего государства, потом вавилонский плен, Египет, филистимляне, вечные войны и скитания… В отличии от оседлых народов, евреи обошли всю Переднюю Азию, подолгу жили на территориях разных стран и многое впитали по ходу скитаний.

Мудрецы ветхозаветной истории знакомились и с тайными знаниями в жреческих организациях. Надо понимать, что в эти общества иногда принимали людей различных каст и даже иностранцев, поэтому не удивительно, что потомки Израиля стремились туда попасть.

 

Клавель (массонский исследователь) писал, со ссылкой на Иосифа Флавеля, что сам Моисей имел посвящение от жрецов Египта и после исхода передал знания своим преемникам. Антимассон Луи Дасте говорил, что в Вавилоне по распоряжению царя некоторые евреи учились у местных мудрецов. Сомневаюсь, что евреи получили там полную информацию, но могли позаимствовать очень многое. Скорее всего, в эти времена, на стыке различных культур, появилась иудейская каббала, которая оказала огромное влияние на эзотерику Европы и Азии. Судя по всему, каббала возникла в глубокой древности, но наивысшего развития достигла в эпоху средневековья. С тех пор она стала важной частью не только иудейской традиции, но и европейской мистики вообще.

Каббала сквозь время

Каббале приписывают божественное происхождение. Иудеи утверждают, что она была дана Адаму и его потомкам через ангелов. Долгое время она передавалась в устной традиции, потому что существовал запрет на запись тайных знаний. Но накануне разрушения второго храма в 70 году от Р. X., раввин Симеон Иоахид написал знаменитый «Зогар», который потом расширили и дополнили другие мистики.

А вот эзотерическая версия происхождения этого учения. В апокрифической книге Еноха говорится, что, когда сыны неба пришли на землю и стали жить с человеческими женщинами, они научили людей ремеслам и наукам: Азазел открыл оружейное дело, а также научил делать украшения, зеркала и косметику.  Амацарак открыл магию и траволечение. Армерс научил защите от колдовства. Баркаял – астрологии, Акибиил – гаданию, Тамиил и Асара-дел — астрономии. Падшие ангелы дали людям набор тайных дисциплин. Раньше их считали демонами, теперь – пришельцами из чужой цивилизации, но суть одна. Знание во многих культурах рассматривается как нечто привнесенное извне, так у греков Прометей подарил человечеству огонь, у египтян – Тот (он же Гермес Трисмегист), у евреев – ангелы.

На протяжении Средних веков каббала была иудейским учением, пока в15 веке, на волне увлечения древними знаниями и мистикой, ею не заинтересовались христианские ученые: Пико делла Мерандолла, Рейхлин, Роберт Флудт и Лейбниц.  В эпоху Просвещения и Новое время каббалу изучали все, кто имел отношение к мистике. Поэтому она прочно заняла свое место среди других дисциплин, которые вошли в современный европейский эзотеризм. Сейчас существует масса философских и оккультных школ, изучающих кабалистику. Почему это так, и чем интересно это учение – рассмотрим далее.

Подробнее о каббале

Каббала выступает как сакральный уровень Торы (Пятикнижия Моисея). Текст Библии можно прочитать на арамейском, иврите, идиш или любом из европейских языков, но таким способом читатель получает лишь поверхностные знания. А вот каббала – секретное учение, ключ к глубинам и смыслам.

Она сакрализирует текст, этим подтверждая идею о том, что евреи – народ книги. Считается, что гармония мира приходит через буквы древнего алфавита, при помощи которых Иегова творил мир. Вселенная – воплощение идеи азбуки. Буквы обладают магической силой, составляя комбинации, можно влиять на процессы в мире и даже судьбы людей. Евреи сопоставляли буквы и цифры, таким образом можно было составить различные магические значения, пример – имя бога Митры, сумма букв которого составляет 365 (дней в году). Эту науку называли «геомантрия», есть версия что они переняли это знание у халдеев.

Скрытый и открытый Бог

Каббалисты рассматривали Бога в двух аспектах:

  • Бог трансцендентный, непознаваемый и безграничный;
  • Бог проявленный, открытый, который творит мир и поддерживает связь с людьми.

Каббалисты считают, что эти два образа не противоречат, а дополняют друг друга. Это энергии, раскрывающие тайну природы Божества. Структура этих эманаций охарактеризована различными способами:

  • сфирот (Божественные атрибуты);
  • парцуфим (Божественные «лица»);
  • свет (духовный свет и поток);
  • имена Бога и божественная Тора;
  • оламот (Духовные Миры),
  • божественное дерево;
  • архетипический человек (Адам Кадмон);
  • ангельские миры;
  • мужские и женские слои реальности;
  • внутренне святая жизненная сила;
  • божественная душа в человеке.

Каббалисты считают, что все аспекты унифицированы, благодаря своей абсолютной зависимости от источника – то есть от Бога.

Сфирот

Книга Зогар подробно описывает сфирот (сефироты) – десять эманаций Бога, поддерживающие вселенную. Они выступают как единый свет, разлитый в десять сосудов. Изображаются в виде Древа жизни и знания и его человеческой формы –Адама Кадмона. Эта метафора позволяет людям понимать сфирот как образы, или психологические аспекты души и соответствовать мужским и женским аспектам Бога. Вспомним метафору творения «по образу и подобию» из книги Бытия. Духовная основа всего творения – сфирот соответствует именам Бога в иудаизме и особой природе любого существа.

Согласно космологии Каббалы, сфирот соответствуют различным уровням творения. Десять сфирот существуют «фрактально» в четырех мирах. В каждом из этих миров еще четыре мира и еще десять отдельных сфирот, и в каждом из них еще четыре… Так до бесконечности.

Сфирот считаются откровениями и воплощением воли Творца и их нельзя понимать как десять различных богов, но как десять способов реализации одного. Бог раскрывает свою волю через эти уровни.

В общей сложности названы одиннадцать сфирот. Однако Кетер и Даат являются бессознательным и сознательным измерениями одного принципа, вот их имена:

  1. Кетер – уровень над сознанием;
  2. Чохма – вершина интеллекта;
  3. Бина – осознание возможностей;
  4. Даат – знание, мышление;
  5. Хесед (Гедола) – величие, доброта;
  6. Гвура – масса / сила;
  7. Рахамим (Тиферет) – милосердие;
  8. Нецах – победа / вечность;
  9. Ход – сияние славы;
  10. Йесод – фундамент;
  11. Малкут – царство.

Нисходящие духовные миры

Средневековые каббалисты полагали, что все вещи связаны с Богом через его эманации, тем самым, делая все уровни мироздания частью одной великой, постепенно нисходящей цепи бытия. Эта теория очень напоминает неоплатонизм, возможно, ее почерпнули именно оттуда.

Через эти уровни любое низкое творение имеет прототип в высших планах. Хасидская мысль расширяет Божественную имманентность Каббалы, полагая, что Бог есть единственное, что действительно существует. Такой подход философы определяют как монистический пантеизм.

Душа

Каббала описывает человеческую душу как сущность, состоящую из трех элементов:

  1. Нефеш: нижняя, животная часть души, которая связана с инстинктами и телесной тягой. Нефеш есть у всех людей и возникает в физическом теле при рождении. Это источник физической и психологической природы.
  2. Руах: средняя душа (или «дух»), которая содержит моральные добродетели и способность различать добро и зло.
  3. Нешама: высшая душа или сверхдуша, которая отделяет человека от других форм жизни. Нешама связана с интеллектом и позволяет людям наслаждаться и извлекать выгоду из загробной жизни. Это дает возможность человеку осознать существование и присутствие Бога.

Руах и Нешама не имплантируются при рождении, но могут развиваться с течением времени. Их развитие зависит от действий и убеждений индивида, и они раскрываются вместе с пробуждением духа.

Зогар также описывает четвертую и пятую части человеческой души – чайю и иехиду. Чайья – это часть души, которая позволяет человеку осознать божественную жизненную силу. Иехида – самый высокий план души, где можно достичь полного единения с Богом насколько это возможно. Чайья и иехида не входят в тело, как первые три, а взращиваются самостоятельно, поэтому им уделяется меньше внимания.

Гильгуль – реинкарнация

Каббалистическая концепция реинкарнации называется гильгуль (гилгул) – еврейское слово, означающее «цикл». Считается, что души циклически меняют воплощения и привязываются к различным человеческим телам. Тело, с которым они связаны, зависит от их конкретной задачи в физическом мире и духовных уровней тел предшественников.

Гилгул работает в поле общего исторического процесса с участием Космического Тиккуна (мессианского исправления) и исторической динамики восходящих огней и нисходящих судов из поколения в поколение. Эзотерические объяснения гильгула были сформулированы в еврейской мистике раввином Исааком Лурией в 16 веке.

Вообще реинкарнация – относительно позднее и маргинальное явление, она не характерна для классического иудаизма, но эту идею приняло большое количество авторитетных раввинов: Нахманидов (Рамбан), Раббену Байя бен Ашер, Леви ибн Хабиб (Ралба), Сафеда Шеломома Алкабеза, Хайюм Витал, основатель хасидизма Исраэль Баал Шем Тов и Вильна Гаон.

Исаак Лурия предложил идею реинкарнации исторических персонажей, и она прочно вошла в фольклор евреев – ашкенази, говорящих на идише.

Главный текст, посвященный гильгулу, называется Шаар Ха’Гильгулим или «Ворота Реинкарнаций», основан на работах раввина Исаака Лурии. В нем описаны глубокие, сложные законы реинкарнации. Каббалистический взгляд на гильгуль похож на восточные идеи, но есть и отличия. Гильгуль не является автоматическим процессом, или наказанием за грех, также он и не вознаграждение за добродетели. Гильгуль – процесс индивидуального тиккуна (исправления) души. Каждая еврейская душа перевоплощается достаточно времени только для того, чтобы выполнить 613 заповедей.

Магия и колдовство

Каббалисты учили, что звезды и небесные тела имеют духов-покровителей, и каждый человек при рождении получает их заступничество. Эта мистическая система признает огромное количество различных тонких сущностей разного пола. Каббалисты умели общаться с ними и подчинять их своей воле. Для этого применялись священные имена, знаки и надписи. Возможно отсюда европейская эзотерика узнала о сакрализации истинных имен.

Помимо волшебства и астрологии, важное место занимают алхимия и медицина. Увлечение алхимией было особенно распространено в Европе в 15-18 веках. Врачебное искусство соответствовало смеси магии и народной медицины.

Интересный момент – применение крови как лекарственного средства. Медики – каббалисты делали пилюли из высушенной крови животных, что-то похожее на современный гематоген. Скорее всего, этот момент стал поводом для погромов и слухов, что евреи едят христианских младенцев.

Голем

В конце 16 века появились две истории, оказавшие огромное влияние на Европу. Первая – легенда о докторе Фаусте, вторая – о големе. В первой главный герой создает гомункулуса – искусственное существо из реторты, во второй – человека из глины.

Идея оживления материи существует в различных мифологических системах и народных сказках. Принцип здесь такой: нужно создать тело и вложить в него духовную сущность. У Древних греков, чтобы сделать «робота», нужно было привлечь духа из высших планов бытия (звезд). Арабы, открыв для себя Аристотеля, мыслили подобным образом. В различных случаях для этого применяли кровь, сперму, семена бобовых и птичьи яйца.

У каббалистов создание голема считается не просто ремеслом или несбыточной мечтой, а реальным рабочим ритуалом, близким к деянию Бога. Ведь голем, как и человек, создается из глины (материи), а позже получает то, благодаря чему может двигаться и жить. У иудеев существует обряд дарования Божественного Имени, который сохранился благодаря раввину Эльазару из Вормса.  Его использовали для приобретения эзотерического опыта. Изучая литературу по этой теме, кажется, что это было для них вполне реальным фактом.

Еще один важный вопрос – насколько искусственное существо имеет право на индивидуальность. Будет ли у голема душа и какова его истинная природа? Это потенциальный человек или просто робот? Обратите внимание, по сути, это вопросы, которые в наше время поднимают относительно искусственного интеллекта. Скорее всего, историческая спираль сделала еще один круг, и все повторяется снова.

Заключение

В конце нужно сказать, что каббалистика повлияла практически на все мистико-религиозные течения Европы. Без нее не было бы ни масонов, ни розенкрейцеров, ни большинства современных эзотерических обществ. Идеи священных имен – неотъемлемая часть мистики. Сакральная математика, сефироты, эманации и большое количество иных идей, пришли в наше время именно благодаря каббале.

В отличии от большинства учений и практик древности, каббала не исчезла и в наше время пользуется популярностью. Она известна не только в Израиле, но также в странах Европы и за океаном. Существует огромное количество центров, обществ и даже международная академия и институт исследования каббалы. Последователи этого учения позиционируют себя как просветители и проповедники философской доктрины.

Leave a Reply

Skip to toolbar