В прошлых статьях, посвященных тайным обществам, мы рассмотрели некоторые античные эзотерические течения. Естественно, далеко не все, тема богатая, но до середины 20-го века информации о них было катастрофически мало. Часто это намеки, упоминания у сторонних авторов, критика, полемические работы христианских богословов формата «Против несториан» или «Против манихеев» и даже насмешки. Естественно, то, что там написано, не всегда соответствовало реалиям, критика есть критика. Но в 1945 году в Египте археологи нашли библиотеку текстов, запечатанных в глиняные сосуды. Среди этих книг знаменитое Евангелие истины Валентина, о котором ранее упоминали сторонние критики. Часть из этих трактатов сейчас переведена на европейские языки. Теперь мы можем просто взять книгу и посмотреть, что писали адепты для своих последователей.
В прошлой статье мы говорили о кельтских друидах, как примере западного эзотеризма. Теперь пришло время вернуться на восток Римской империи, потому что именно здесь был центр религиозных и магических поисков. С востока пришло христианство в различных формах, иудаизм с его эзотерической формой – каббалистикой, зороастризм, гностицизм, неоплатонизм и иные практики.
Далее мы попробуем разобраться в сплаве оккультных школ и учений, существовавшем в период поздней античности.
Человек как культ
Чтобы понять ситуацию, которая сложилась в первых веках нашей эры, приведем небольшой экскурс в историю. То был период смены религий, смешения идеологий и систем. В одном городе могли быть общины иудеев, тайные кружки гностиков, христианские церкви, места поклонения язычников, философские школы неоплатоников, кружки и секты монофизитов, несториан, ведьмы и даже демонопоклонники.
Значительное количество людей занималось богоискательством и исследованием духовного мира. Человек мог родиться в семье язычников, учиться у неоплатоников, от них перейти к гностикам, искать правду у зороастрийцев, принять крещение у несториан, потом познакомиться с манихеями и закончить свою жизнь в ранге ересиарха небольшой общины, написав десяток тайных трактатов для посвященных. И все это не выходя из своего города и практически без отрыва от деловой активности, например, торговли. Такие истории не редкость для того времени и отличаются только частностями.
Все это я пишу, чтобы читатель мог увидеть историю религий в динамике. В наших вузах ее преподают в статично, как набор дат и событий. А ведь отдельные учителя и школы контактировали, обменивались идеями, порождали ответвления. Секты смешивались и наоборот дробились, порождая новые.
В поздней античности, христианство еще не стало безусловно доминирующей религией. В самом христианстве не было строгого канона и догматики, и это порождало массу толкований. Любой человек мог основать свой культ, не сильно рискуя. Потом пришло средневековье, и ситуация изменилась, но в период, когда еще не устоялись догматы, каждый учитель или епископ имел свое мнение по поводу творения мира, структуры реальности, происхождения Христа, природы Троицы и в соответствии с ним учил прихожан.
Как было объяснить феномен Христа, если церковные мыслители тогда сами еще не договорились бог он, человек, ангел или все это вместе? Целые области и небольшие государства могли быть крещены по обряду, который позже признали ересью. Например, древняя и всеми уважаемая Армянская Апостольская церковь (301 год) с точки зрения православия и католицизма была крещена в монофизитской ереси. Естественно, этот догматический парадокс теперь сглаживается, но факт.
Тайные общества
Восток Римской империи представлял собой бурлящий религиозный котел, в котором сливались и разделялись идеи и учения, и так продолжалось довольно долго. Сперва мистические организации были более открытыми, они вели агитационную работу, проповедовали на площадях и стремились приобщить больше последователей. Но с укреплением христианства секты и кружки попали под запрет.
Известный борец с ересями, святой Епифаний Кипрский (5 век) написал трактат «Панарион», в котором опроверг 20 дохристианских и 80 христианских ересей. Всего 100 ересей! Это в эпоху, когда не было интернета, телевидения и даже газет. Духовная активность людей была просто поразительной. Бросить все и уйти проповедовать было не шуткой, иначе как объяснить такое количество деноминаций?
Борец с ересями святой Епифаний Кипрский
Символическим концом античного свободомыслия можно считать закрытие Платоновской Академии и всех философских организаций по указу Юстиниана Великого (529 г.). Теперь все альтернативные учения вынуждены были уйти в подполье и вести работу в виде тайных обществ. Рассмотрим главные из них.
Гностики
Гностицизм (от греческого гнозис – знание) – условное название течений ряда учений, возникших на закате античности. Его последователи использовали отдельные идеи иудаизма, язычества и теории Платона. Самые известные учителя этих течений – Валентин, Маркион, Сатурний, Симеон Волхв. Каждый из них создал свою секту с иерархией и правилами. Это как раз те случаи, когда человек выступал как основатель культа, а его учение – как вектор духовных исканий.
Согласно взглядам гностика Маркиона, материальный мир возник из-за деградации духовного. Вещественная вселенная сотворена не верховным богом великим и справедливым, а демиургом-неудачником. Согласно некоторым школам, демиург – это бог евреев, а сами евреи – народ, мешающий посланцам высшего божества.
От верховного бога проистекают эоны, проходя через пространство, они искажаются, происходит преломление и помутнение первозданного совершенства (свет через стекло). Эон София (мудрость) оказался заложником материального мира.
Валентин писал, что мир лежит во зле. Его последователи – плотские люди (соматики), направленные на материальную деятельность. Кроме них есть духовные (пневматики), те, кто стремится к истине. Также существуют и душевные (психики) – это средняя позиция. С позиции гностиков от человека мало что зависит, его склонности предопределены. Плотские люди будут уничтожены вместе с этим порочным миром. Да и сами гностики просто растворятся в потоке света, когда их дух будет освобожден, а плоть рассеяна. Было два пути для достижения этой цели: первый – это пьянство и оргии, чтобы побыстрее избавиться от всего искусственного, второй – аскеза.
Не удивительно, что такое учение вызывало неприятие у христианских иерархов. Ведь социальная и духовная жизнь теряет всякий смысл. Гностицизм – это предопределенность, пессимизм и распад. Гностики не оставляли для этого мира ни единого шанса. Постепенно общины гностиков были разогнаны или уничтожены, но их учение оставило след в европейской мистике.
Христианские секты
В эпоху поздней античности христианство только развивалось. В нем еще не было догматов, вокруг которых происходило становление учения. Поэтому возникло большое количество сект.
Арианство
В 4 веке, священник Арий учил, что Бог-Сын не единосущен с Отцом. То есть это отдельная от Бога-Отца личность, не равная ему. Есть мнение, что арианство возникло в противовес еще одному учению – монархианству, созданному Савелием Ливийским, согласно которому Троица – аватары одного Бога. Ситуация с монархианством и арианством – яркий пример того, как одно учение порождает другое. В 325 году был проведен собор в Никее, на нем иерархи церкви договорились считать, что Сын единосущен Отцу, Ария изгнали, его работы сожгли. Но ситуация была сложной, германские племена, готы, вандалы и бургунды были крещены в арианскую ересь, как и остготское королевство в Теодориха в Италии. Долго просуществовало это учение в Испании, и только в 7 веке с ним начали серьезно бороться. Ученый Кузьмин А.Г. писал, что ранне-русское христианство было арианским.
Арианский баптистерий в Равене
Это учение было искоренено еще в раннем средневековье, но оказало влияние на Ньютона и некоторых других ученых нового времени.
Несторианство
Создано Несторием, константинопольским архиепископом 5 века. Согласно этому учению в Христе есть две составляющие – божественная и человеческая, которые согласуются между собой. До крещения Христос был обычным человеком, хотя и праведником, но потом он получил Дух и преобразился. С несторианами боролся Кирилл Александрийский, утверждавший, что разделение природы на две части – глубочайшая богословская ошибка. С ним согласились большинство иерархов.
Несторианские священники
Ересь осуждена на Эфесском соборе в 431 году. Большинство несториан переселились из Византии в Персию, где присоединилось к Церкви Востока. Центром стал город Ксетифон (Ирак), учение распространилось в Афганистане, Туркмении, Узбекистане, Киргизии и Иране. Позже, с приходом ислама, несторианство утратило влияние, хотя и в наше время существует близкая к нему Ассирийская Церковь Востока.
Монофизитство
Учение приписывается архимандриту Евтихию Константинопольскому (4-5 в.). Он учил, что человеческая природа Христа, которую тот получил от матери, растворилась в божественной, как капля в море. Монофизиты считали Иисуса богом. Константинопольский собор 448 года признал эту теорию ересью и предал анафеме ее создателя. Опасность монофизитства в том, что если Христос был богом, то его деятельность не играет решающей роли для людей. Это скорее напоминает аватары индуистских богов, которые играют, чтобы не скучать.
В наше время элементы монофизитства сохранились в учении Армянской апостольской церкви, но это уже не играет такой роли как на заре христианства.
Кроме гностических и христианских ответвлений были и более экзотические учения, и они заслуживают внимания.
Манихейство
Основатель манихейства Мани родился в 3 веке в Парфянском царстве. Сын князя, с детства увлекался поисками истины, принадлежал к тайному обществу «омывающихся» (гностическое учение). В 12 лет получил откровение, стал проповедовать и обратил в новую веру свою семью. Путешествовал по Ирану и северной Индии, где познакомился с буддизмом. Проповедовал в Мидии, Парфии и Междуречье. Известен тем, что обращал правителей и царей.
По своему характеру манихейство было смесью религий и стремилось объединить в себе самые сильные черты различных учений. Напоминает гностицизм, потому что материя – зло и воплощение стихии мрака, которая соперничает со светом. Вселенная имеет различные миры, управляемые архонтами. Космос наполнен эманациями, духами стихий и прочими сущностями высшего и низшего порядков. Астрологию манихеи взяли от восточных культов. Центральную роль играет Иисус – Сияние, который время от времени посылает на землю свои воплощения, чтобы не угас свет истины.
Мани соперничал с Картиром – известным в то время адептом зороастризма. Интересно, что для отпора манихейству почитатели зороастризма сплотились воедино, был собран канон Авесты и маги заняли лидирующие позиции в общинах.
Естественно, Мани не отставал и активно работал с людьми. Он появлялся перед народом в широких желто-зеленых шароварах и голубом плаще, с длинным посохом чёрного дерева в руках (так одевались жрецы Митры), хотя именовал себя апостолом Христа. Учение Мани легко встраивалось в различные религиозные и культурные системы, от позднеантичной до китайской. В 4 веке общины манихейцев были разбросаны по всей Римской империи, а также государству Сасанидов, чуть позже учение проникло в Китай и Южную Сибирь, где развивалось до прихода монголов.
Манихейские священники, миниатюра
Нужно сказать, что манихейство не стало мировой религией, но превратилось в мировую ересь. С манихейством боролись на востоке и западе. Блаженный Августин (который в молодости сам состоял в одной их общин) и Епифаний Кипрский. Постепенно оно было уничтожено христианством и исламом. В наше время сохранился один действующий храм, который находится в Китае.
Манихейский храм
Интересно, что кроме того, что Мани основал религиозное учение, он считается родоначальником персидской живописи и выдающимся поэтом своего времени.
В завершении этого обзора нужно вернуться к самому началу, главной идее. Особенность поздней античности – огромная роль личности в религиозной жизни. Человек, как культ! Внимательный читатель скажет, что это само собой разумеется, но тут есть несколько важных моментов. В эпоху, когда не было интернета, почты, газет и телевидения, один адепт организовывал общины в различных странах. Находилось время, последователи и деньги. Тот же Мани проповедовал от Индии до Средиземного моря, его последователи были в Китае, Сибири, Иране и Европе, активность этих людей не имела пределов. Они создали мощнейшую эзотерическую традицию и обеспечили церковных критиков и инквизиторов работой на сотни лет. Но эти факты уже относятся к Средневековью, о котором мы поговорим далее.