Инициатические традиции в архаичных культах и эзотерика Древнего Египта
В древние времена тайные знания оберегали от непосвященных примерно так, как сейчас охраняют ядерные технологии. Владение магическими практиками наделяло человека способностями героя или полубога, в то время как для обычных людей оставались мифы и легенды…
Джонатан Блейк, исследователь эзотерических традиций
В человеческом социуме всегда были ведущие и ведомые, пассионарии и люди «статического» склада, элита и массы, знать и простецы, жрецы и прихожане…
Есть мнение, что миром управляют деньги. Тот, у кого их больше, может диктовать волю окружающим или просто всех купить. Другие считают, что все решает количество и калибр пушек. Деньги всегда можно отобрать, но если сильна армия, то с этим всегда будут считаться…
Так это или нет, но существует и третье мнение – ведущую роль играют те, кто заставляет головы поворачиваться в нужную сторону, кто учит людей мыслить определенным образом, создает картину мира. Скорее всего, миром правят те, кто стоит за спинами и мягко и формирует комплекс ценностей.
Теория заговора? – Она самая и эта система работает уже на протяжении многих тысяч лет. Посмотрим, как это было в прежние века.
Магическая инициация
Тайные общества жрецов, магов и шаманов известны достаточно давно, есть исторические письменные свидетельства, о которых мы поговорим немного позже. Начнем из архаики.
Что было в дописьменную эпоху точно неизвестно, но ученые производят реконструкцию по этнографическим данным. Каждое племя имело свои особенности и традиции, видение мироустройства, историю, легенду, миф. В ходе подготовки к инициации юноше (или девушке) рассказывали миф, но уже не его детскую версию, а взрослую, с подробностями и уточнениями.
Этнолог и философ Мирча Элиаде писал о трех главных уровнях посвящения:
- Во взрослую жизнь;
- В тайные союзы;
- В колдовство, магию, шаманизм.
Первая инициация – это разрыв с детским миром, окончательное отделение от матери. Именно она делает человека взрослым, и это актуально не только для первобытных обществ. С переходом от детства к взрослой жизни связаны детские комплексы, которые отражены в психоанализе Фрейда и Юнга. Сейчас на борьбе с остатками этих проявлений кормится целая армия психоаналитиков. Они вытаскивают из бессознательного засевшие там архетипы, анализируют их и пытаются наладить жизнь современного, психологически не зрелого человека. В древнем обществе вожди и шаманы решали такие вопросы более успешно: преодоление трудностей, посвящение в тайны и обряд инициации. После этого рудименты детства изживались, и человек был готов к существованию на новом уровне.
Первобытные ордена концентрировались вокруг многоуровневой инициации, ведь только после нее человек считался взрослым и мог полностью социализироваться в племени. А сверхъестественные существа, которые покровительствовали роду, обеспечивали ее успешность. Обряды и манипуляции, производимые во время инициатических действий, повторяли и ретранслировали миф. Таким образом человек становился причастным к творению мира, созданию животных и людей, заключению договора между сущностью-покровителем и племенем. После этого ни о каких комплексах и неврозах речь идти уже не могла. Человек четко представлял свою роль и место в мире.
Подобное происходило и с средневековым алхимиком на стадии нигредо, когда нужно было отодвинуть в сторону социальные штампы и по-новому переосмыслить себя и свой долг… Углубляться в подробности по поводу этой инициации не будем, сейчас важнее перейти к следующим уровням инициациям, которые относятся непосредственно к тайным обществам.
Воины и шаманы
У нас нет цельной картины древних тайных обществ, но кое-что можно восстановить из саг, эпосов и легенд. Особенно интересно то, что сверхъестественные способности проявлялись сходным образом в разных частях света.
У туземцев Гвинеи еще в начале 20-го века существовали свои тайные общества. Мужскому союзу покровительствовал дух Мумбо Юмбо (Уэбстер Э. «Первобытные тайные общества»). По свидетельствам адептов это трехметровое существо, одетое в костюм из коры и соломы. Заключая договор с этим духом, юноши приносили страшные, нерушимые клятвы и переходили на новый уровень постижения реальности.
Иногда тайные организации создавали женщины, чтобы противостоять угнетению со стороны мужчин. В Либерии существовал женский союз «Дьявол Буша» и, если мужчина тиранил жену, организация могла вынести приговор и отравить его.
Воинские союзы были у германских племен и скандинавов. Дружины викингов имели иерархию, вождей и систему посвящения. Если проанализировать саги о Вельсунгах и Инглингах, то обнаружим там массу свидетельств об инициациях. В повести о Вельсунгах герои одевают волчьи шкуры. Это ритуальное оборотничество означает то, что молодой воин становится подобен волку, быстр, дик, несокрушим и безжалостен к врагу. В другом произведении (Саге о Греттире Сильном), персонажи спускаются в древний могильник, где борются с медведем, берсеркерами и, наконец, с летающим чудовищем (возможно, драконом). После победы они съедают его сердце. Это вполне инициатическое действие, которое говорит о том, что человек, прошедший его, уже не просто член коллектива, но воин, посвященный в тайны боя. Есть и прямые указания на то, что молодой боец проходил серию испытаний перед тем как стать посвященным высших ступеней.
Один из важных аспектов тайных воинских союзов – получение мистической ярости и силы. На севере таких воинов называли берсерками, но этот гнев известен по всему миру. Кухулин (Ирландия) впадал в гнев и не мог остановиться, пока не остынет. Герой Батраз (Нартский эпос) был известен тем, что пылал от гнева, Румынский Романас в этом состоянии убил множество татарских воинов. Римлянин Тит Ливий писал, что, когда военачальник Марций обращался к воинам, голова его горела, и при этом солдаты впадали в измененное состояние, сметая все на своем пути.
Боевая энергия присуща мужским военным союзам, но она же древнейшее явление в мистике и эзотерике. В Индии жар тапас – энергия, которую копит отшельник. Тантры говорят, что кундалини – это пробуждение огня. Сибирские шаманы считались повелевающими пламенем. Успешно оперировать силой мог только посвященный.
Вот этот мистический огонь, чистая энергия – объединяла воинов и шаманов (магов). На этом уровне разница между ними была условной. Маг вполне мог быть воином, а воин – магом, вспомним Парашураму из Махабхараты или казаков-характерников из украинских песен.
Воин высоких уровней посвящения имел тесную связь с природой, мог противостоять силам потустороннего мира, управлял мистической энергией и был близок к шаманам.
Магом (или шаманом) человек мог стать по нескольким причинам:
- По призванию – почувствовал что-то, или пришли духи и сказали, что должен.
- По наследству, когда знания передаются от учителя к ученику.
- По распоряжению рода, или личному решению.
Кандидат в волшебники должен был пройти обучение, чаще всего учителем становился другой шаман. Но бывало и так, что молодого адепта учили духи или иные мистические сущности. По окончанию обучения начиналась серия испытаний. У некоторых культур, чтобы ученик получил статус полноправного шамана, его должны были признать колдуны нескольких соседних племен. Это уже инициация в шаманы – высшая ступень посвящения.
Нужно сказать, что колдовское посвящение в традиционных культурах связана с особым символическим рядом образов, которые приходили к испытуемым. Вот стандартный набор посвящения:
- пытки и расчленение;
- очищение костей, обновление крови;
- пребывание и обучение в потустороннем мире;
- восхождение на небо и посвящение от всевышнего.
В отличии от инициации во взрослую жизнь, посвящение шамана – еще более серьезное испытание. Не удивительно, что прошедший его смотрит на мир под иным углом. Карлос Кастанеда хорошо описал эти моменты, у него это называлось смещением точки сборки.
Нужно сказать, что идеи посвящения есть не только в шаманизме, но и в поздних системах. Будда говорил об обновленном теле, которое создается из духовной субстанции. По преданию тех же буддистов, когда Ананда попадает в нирвану, его обволакивает огонь. У алхимиков был термин «обновленное тело», который относился к образу «молодого Короля». Умирание и воскрешение в улучшенном виде – популярный сюжет в сказках и легендах. Его смысл – преображение, посвящение в тайны и инициация, а огонь – очищающее начало, сила и энергия.
Египет
Социальное и политическое устройство Древнего Египта способствовало тому, чтобы именно здесь появился особый тип культуры, который подарил следующим поколениям величественные памятники архитектуры и многие научные достижения. Греки считали Египет родоначальником своей цивилизации. Геродот и другие историки много писали о этой стране как о зародыше мировой культуры.
Считается, что жрецы составляли здесь весьма влиятельный класс. Именно они помогали развитию науки, земледелия и искусства. Жрецы лечили и судили, они давали указания крестьянам как лучше выращивать урожай. По сути, жрецы Египта – это прослойка, которую позже называли интеллигенцией. В то время как фараон превращался в чисто номинального правителя, все дела вели жрецы.
Появилось большое количество сообществ жрецов, они делились по профессиональным признакам, по особенностям вероисповедания и политическим вопросам. Должность жреца передавалась по наследству, вблизи храмов жили общины служителей культа, там были специальные школы, в которых молодых ребят учили всему, что знали представители старших поколений. Об этом мы знаем из работ Диодора.
Египет был самой чистой страной древности, здесь была прогрессивная медицина, отличное сельское хозяйство и наука. Первая женщина-врач работала в дельте Нила еще за 3 тысячи лет до н.э.
Каковы были тайные учения Египтян, сказать трудно, здесь все пропитано мистикой. Ученые и врачи пытались угадать волю богов, изучали священные тексты и произносили молитвы перед работой, многое было связано с культом мертвых. Кроме того, была популярна аграрная и медицинская астрономия. Жрецы изучали влияние небесных тел не ради предсказаний, а чтобы улучшить жизнь людей. Предсказания появились позже, в 1-2 веках до н.э. Египет постепенно превращался в огромную гробницу, этому способствовал культ мертвых и невнимание к этой жизни.
Именно в Египте зародилась герметическая традиция и алхимия. Многие известные мистики и оккультисты говорили о связи с традициями Египта. Большинство орденов и тайных обществ возводят генеалогию своих организаций к жрецам Египта, и это уже вполне доступная, проверяемая информация.
Гермес Трисмегист
В позднем Египте была распространена история, согласно которой алхимию, медицину, сельское хозяйство и все науки подарил человечеству Гермес Трижды Величайший. От был воплощением бога Тота (или Меркурия, если говорить в категориях греческой культуры). Гермес считался автором ряда произведений, самым известным из которых считалась «Изумрудная скрижаль». Величайшим его называли потому что он превзошел всех философов, жрецов и царей.
Эту информацию подтверждали многие ученые поздней античности. Например, Лактанций в книге «О гневе божьем» говорил, что Гермес старше Платона и Пифагора и являлся виднейшим из дохристианских ученых. Это мнение подтверждал и Августин в произведении «О граде божьем». Никто не подвергал сомнению существование Гермеса. Климент Александрийский приписывает Трисмегисту создание 42 книг, куда входят работы по музыке, медицине, философии, астрономии.
Согласно легенде, Египет останется не покоренным пока не будут уничтожены эти книги. За трудами Гермеса охотились римляне, поэтому работы были скрыты в пустыне тайным орденом последователей великого философа. Эти посвященные сумели сохранить и передать тайные знания.
В средневековой Европе имело хождение большое количество рукописей, которые приписывали этому ученому. До конца 18 века (просвещения) никто не сомневался в историчности данного персонажа. Современные исследователи датируют «Изумрудную скрижаль» примерно 2 веком н.э. А тайные общества и ордена считают честью вести свою традицию от философа. Герметические науки или герметический корпус – свод произведений, который определил развитие философии и эзотерики как минимум на тысячу лет.
Именно от Египетских последователей Трижды Величайшего ведут свою родословную многие тайные общества мира. В средние века параллельно церковной философии, той самой «служанки теологии», была и иная мысль. Ее можно называть светской, или эзотерической. Эта традиция не отвергала христианство и единого Бога, многие мистические трактаты того времени неплохо коррелируются с мистическим христианским богословием. Если посмотреть Дионисия Ареопагита, Фому Аквинского и других мыслителей, можно найти этому множество подтверждений.
Складывается впечатление, что все сколько-нибудь значимые эзотерики Европы так или иначе были связаны с герметической мыслью. То, что создал Трисмегист трудно переоценить, с этой позиции, история Европейской, да и арабской эзотерики – это раскручивание герметической спирали вокруг оси культуры. И в следующих статьях мы увидим, как это происходило.
One thought on “Тайные общества и ордена”