Письменность у славян до Кирилла и Мефодия.

Магический форум Новости Письменность у славян до Кирилла и Мефодия.

Существовала ли вообще дохристианская письменность у славян? А если существовала то, в каком виде? На этот счет есть различные гипотезы и предположения, подкрепленные лишь косвенными доказательствами. Изыскания советских и болгарских ученых, открытия некоторых древнейших памятников почти доказали существование докирилловской письменности, но почти не означает наверняка, поэтому в этом вопросе нет определенности. Изучение происхождения дохристианского гипотетического письма затруднительно вдвойне, так как для этого недостаточно материалов.

Наука и фентези

Одновременно с этим родноверы, инглинги и прочие любители фантастики написали огромное количество книг, в которых приводятся образцы дохристианской письменности неизвестного происхождения.

Реконструкторы-энтузиасты ищут буковки в самых неожиданных местах – и главное находят!

Это иллюстрация из статьи «Русская дохристианская письменность». Автор обладает великолепной фантазией и наблюдательностью, хотя его научная находка более чем сомнительна.

Вот еще примеры расшифровок палеославянской письменности академика Чудинова:

Исследователь расшифровывает «знаки» на наскальных рисунках и мелкой пластике времен палеолита и достаточно остроумно их трактует. По его теории, изображение было сделано в мастерской храма рода. Чудинов писал, что в этой мастерской выпускали вещи прикладного назначения.

А это славянские письмена в Древнем Египте:

Не совсем ясно зачем было египтянам изобретать свои иероглифы, рисовать птичек и уточек, если можно было писать на понятном, еще со времен палеолита, славянском языке. Но академику, конечно, виднее.

А на этой иллюстрации Аркона – древняя Русь по Чудинову, очень красиво и романтично, только не имеет никакой связи с реальностью:

В этой статье мы кратко рассмотрим более доказательные факты по старославянской письменности и разберемся что было, а чего не было с точки зрения истории и здравого смысла.

В школе и вузах нам говорят, что славянская письменность началась с Кирилла и Мефодия. Это классический научный подход, археолог А.А Медынцева и множество ее коллег доказали, что первые славянские тексты, которые удалось найти, относятся к X—XI векам.

Более старых, аутентичных, доказанных памятников пока не найдено. Но, не смотря на отсутствие прямых научных фактов, нельзя полностью исключить, что дохристианская письменность все же могла быть.

В пользу древнеславянского письма есть масса неподтвержденных свидетельств, которые окутаны романтической аурой и вызывают множество спорных мнений. Такими свидетельствами являются знаки на археологических предметах, так называемые „черты и резы“, которые упоминает черноризец Храбр, причерноморские знаки, а также не выдерживающая никакой критики «Велесова книга».

Значение этих артефактов считается более чем преувеличенным и непригодным в определенных кругах знающих специалистов, да и просто вымышленными подделками. Но с другой стороны для обычного человека эти артефакты представляют немалый интерес, ведь они окутаны ореолом романтизма и представляются неким связующим звеном с историей предков, которая объята тайной.

Рассмотрим подробно косвенные свидетельства наличия письменной культуры у славян до возникновения новой веры.

  • В «Сказании о писменех» Черноризец Храбр описывает письменные знаки, которые называет «черты и резы».

  • В житии Мефодия идет повествование о неких древнеславянских книгах. Скорее всего это те же «неустроенные» письмена из «Сказания о письменех» в адаптированном Кириллом виде.
  • Повествуя о западнославянской крепости– храме Ретра на острове Рюген, Титмар Мерзебургский обрисовывает идолов, на которых были написаны имена. Вопрос – что это были за надписи.
  • Противоречивые свидетельства можно встретить в «Житиях Мефодия и Константина, в монашестве Кирилла». Там говорится, что никто из тех, кто искал свидетельства славянской письменности, их так и нашел. А с другой стороны рассказывается о неких писаниях, которые якобы видел Константин в Херсоне. Но тут сомнению подвергается не только факт наличия упоминаемых артефактов, но даже и то, что речь здесь вообще идет о славянах. В этом контексте «роусьский» интерпретируется как «славянский». По альтернативной версии – в Херсоне тогда жили Готы, и Кирилл мог видеть памятники древнеготской письменности.

Фрагмент библии в готском переводе

  • Не менее сомнительно этническое происхождение руссов и в заметках Ибн Фадлана, посла арабского, описавшего образ жизни руссов в Волжской Булгарии. В заметках указывается, что на надгробии усопшего оставляли надпись его соплеменники. Что они писали и как – непонятно.
  • Научный доклад Ибн ан-Надима, арабского писателя, содержал   графическую надпись, которую он якобы видел на Кавказе, когда сделал визит к царю Русов. До нашего времени эта надпись не расшифрована.

  • Русо-византийские договоры гласят о завещаниях, исполненных в письменном виде, составляемые русскими в Царьграде. Более того, там указывается, что и ранее решение споров происходило не словесно, а при помощи письма, правда на каком языке не уточняется.

Русо-византийский договор из Радзивиловской летописи

  • До сих пор не известно, что содержит руническая надпись, которой было подписано Киевское письмо, аутентичный документ еврейской общины Х века. Для славянской темы здесь интересна надпись, напоминающая скандинавские руны.

  • Есть ничем не подтвержденная информация о существовании у германских славян школ, в которых детей обучали при помощи рунического письма, встречается в сочинениях Клювера со ссылкой на Кондрата Шурфлейша. Свидетельство не выдерживает никакой критики.
  • Фигуры бронзовых богов, покрытые древнеславянской письменностью. О них у нас есть статья. Эти идолы признаны откровенной подделкой.
  • Велесова книга и в наше время будоражит многие умы, тяготеющие к сакральным источникам знаний, но она официально признана подделкой.

До середины сороковых годов двадцатого века как зарубежные, так и русские авторы по большей части отрицали возможность существования письменности у славян до возникновения новой веры. Позднее некоторые советские авторы склонялись к тому, что она все же имела место быть.

 

Неизвестный алфавит из «Manuel typographique de Fornier, tome II».

Теоретическая лингвистика

Предположительно история славянского письма брала свое начало от простейших пиктограмм. Теоретически письмо могло без каких-либо внешних влияний развиться до логографии, потом до слогового или консонантно-звукового вида, и преобразоваться в вокализовано-звуковое письмо. Но, опираясь на общие принципы хода развития письменности, и учитывая языковые особенности славян второй половины первого тысячелетия до н. э., можно заключить, что подобная линия совершенствования попросту невозможна.

Новгородская береста с рисунком мальчика Онфима

Стоит учесть, что ни один народ не имел опыта прохождения полного цикла развития письма. Как правило, этот процесс длился тысячи лет, и даже у наиболее развитых народностей не происходил самостоятельно, обособлено от соседских влияний. А славяне, будучи молодым народом, не имели никакой возможности в течении такого короткого времени преодолеть путь от пиктограмм до логографии и звукового письма. Кроме того, будучи в тесном контакте с более развитыми соседями, такими как греки и немцы, у которых уже было звуковое письмо, могли легко позаимствовать его. Кирилл и Мефодий как раз это и сделали: адаптировали греческое письмо к славянским языкам.

Применение собственного логографического письма у славян представляется сомнительным по причине многообразия грамматических форм, типичных для их языка. А из-за разнообразия у них слогового состава, слоговое письмо было бы непригодным. Так как согласные и гласные звуки равнозначно принимают участие в формировании корневых и аффиксальных морфем, то консонантно-звуковое письмо представляется абсолютно непригодным.

Черты и резы как славянские руны, вариант свободной реконструкции.

Несмотря на множество доказательств того факта что Кирилл и Мефодий были родоначальниками письменности, некоторые исследователи считают этот вывод ошибочным. Основанием к этому послужили логические предположения, что никакие процессы в государстве не могли протекать без письменности. К 9– 10 векам Киевская Русь представляла собой государство со своими городами, развитой торговлей и ремеслами. Они предлагают обратить внимание на слова Ломоносова о том, что славяне имели свою письменную культуру задолго до христианства. В своих утверждениях он опирается на Нестора Летописца и другие источники древности. Рассуждения Екатерины Великой о наличии письменности в дохристианские времена и системе обучения в городах и небольших селеньях имеются в письменном виде. Но почему мы, изучая языкознание, должны доверять Ломоносову и Екатерине? – Это не понятно, ведь они небыли специалистами в вопросах языка и культуры.

Глаголица

Глаголица считается первой официально признанной славянской письменностью.

С полной уверенностью можно сказать только то, что первым официально признанным письмом славян была глаголица, которую впоследствии заменили на кириллицу. История создания глаголицы связана с неоднократными неудачами миссионеров в попытках адаптации богослужений к славянскому языку. Впервые эти попытки увенчались успехом у Кирилла, придумавшего глаголицу, учитывая все особенности языка. Найдено множество древних текстов, на которых был соскоблены знаки глаголицы и заменены на кириллические. Это доказывает факт первостепенности возникновения глаголистического письма.

Самая древняя глаголица датируется 893 г., ее нашли в храме Симеона – царя болгар. На Руси глаголицу применяли мало, одной из наиболее известных является надпись в Новгороде в храме Благовещения. Есть мнение, что глаголица применялась для тайнописи купцами.

Болгарская глаголица круглой формы считается более древней, а угловатый вариант,  принадлежали хорватской версии, которая была востребована при католическом богослужении. Римская церковь, придавая гонениям глаголицу, называла ее «готскими письменами». В 868 г. сам Папа предал запрету служения на славянских языках.

Глаголица из «Manuel typographique de Fornier, tome II».

Учитывая все эти наблюдения, можно предположить существование письма у славян в дохристианские времена на примитивном уровне. Оно могло походить на «черты и резы» или же на скандинавские руны, но даже это для тех условий было значительным достижением молодого народа.

Добавить комментарий

Перейти к верхней панели