1d58ce84814beff1d9935f22ea7b4e47_XL[1]

Славянские идолы

Славянские боги, дошедшие до наших дней (об идолах)

О религии древних славян написано не мало. В последние 20-30 лет образовался мощный пласт захватывающей, романтичной неоязыческой литературы, которая приравнивает дохристианские верования славян к индуизму. Родноверы и их коллеги утверждают, что мощная религиозная традиция славян с их волхвами, храмами, литературой и письменностью была уничтожена примитивным, но агрессивным христианством. Русские веды – потеряны, идолы и храмы разрушены. Насколько это похоже на правду – попытаемся разобраться в этой статье.

Материальные памятники – это то, что безусловно указывает на уровень культуры, ее характер и степень развития. В отличии от книг путешественников, описаний иностранных ученых и реконструкторов-романтиков, вещественные источники сложно переврать, перекрутить или исказить. Даже непрофессионал, увидев храм, скульптуру или бытовые изделия может на глазок оценить их сложность и технологический уровень.

Вот пример – индийская религиозная скульптура 5-8 века н.э., статуя Тримурти на острове Элефанта.

А это триликий бог, найденный в Бордо, Франция, 2 вен н.э.:

В этой скульптуре явно чувствуется греко-римское влияние, но борода и образ, скорее всего, Гальские.

Это трехглавый Тифон из акрополя, 6 в. до н.э.:

У западных славян тоже был трехголовый бог. Его капище находилось в Штетине, и просуществовало до 12 века, пока его не уничтожил епископ Оттон. Но сохранился камень в Кркавче (Словения), вот этот мегалит (вид с 2-х сторон):

Сравните уровень мастерства скульпторов. Предположим, что славянская статуя сильно испорчена водой, ветром и христианами, но разница качества работы, как между поделкой ребенка и мастера скульптуры.

Где же ведическая культура Руси с летающими виманами и учеными-жрецами? Почему культовые статуи востока и запада превосходят нашу? Возможно, потому, что разница в культурном развитии была колоссальной?

Городские культуры Индии и Рима с школами, академией и мастерскими скульпторов против лесных и степных племен, которые жили общинно-родовым строем.

Давайте рассмотрим идолы славян, которые считаются классикой в исторической науке. Смысл статьи в том, чтобы увидеть ритуальную сторону жизни без прикрас и ненаучной фантастики и приоткрыть для себя мир славянского язычества.

Эта статуэтка – знаковая, вокруг нее создана целая легенда. Даже на русскоязычную страницу Википедии закралась принципиальная ошибка.

Там сказано, что эта изображение бога Триглава из храма в Ретре. Неоязычники интерпретируют – бог смотрит в три мира одновременно, и служит гарантом равновесия. Он может сделать так, что Явь Навь и правь смешаются, и мир рухнет. Это великий бог, возможно, самый великий и могучий…

А история статуэтки такова: В Мекленбургском герцогстве, в 1768 году, доктор Хемпель (Hempel), энтузиаст и любитель всего необычного, в гостях у госпожи Спонхолц увидел бронзового льва, необычной красоты:

По мнению историков, 18-19 веков, лев – символ Чернобога

Фигурка впечатлила доктора, потом он узнал, что отец хозяйки работал приходским пастором в Прилойцах (Prilojcе- Prillwitz) и выкопал там на замковой горе клад. Это якобы произошло в 1690 году, когда он сажал грушу у себя в палисаднике. В закрытых горшках был найден лев и иные древние статуэтки.  Доктор Хемпель заинтересовался, купил их за приличную сумму. Так 34 фигурки перешли во владение доктора и стали известны широкому кругу любителей старины.

Интересно, что специалисты того времени подтвердили древнюю датировку этих изделий. Еще больше внимания привлекли знаки – царапины, напоминающие буквы. Все решили, что это руны венедов. Надпись прочли как: «Retra». Очень быстро нашли языческое капище, и сообщили что славянский храм Retra найден.

В германии начался бум коллекционирования. Узнав, что у семейства Спонхольцев есть еще статуэтки, чиновник Готтлиб Маш выкупил их за 300 талеров, как и те, что приобрел доктор Хемпель. Еще часть коллекции купил известный магнат Потоцкий. Много лет ходил миф вокруг этой бронзы. Любители истории восхищались качеством работы и сочиняли про них истории и толкования. Неоязычники и Википедия делают это до сих пор…

Радагаст

В 1828 году один из друзей старого Спонхольца признался, что они вместе с нанятым гончаром самостоятельно отлили фигурки. Кто-то поверил, кто-то нет, но в 1855 году, историк Ф. Лиш (Dr. F. Lisch) окончательно установил подделку. Теперь по всей Европе они экспонируются только как «поддельные статуэтки славянских богов».

Но вернемся к идолам, с более ясным происхождением. Вот статуя, найденная в Белоруссии:

Местные жители называли ее «Олух». По мнению археолога Штыхова Г.В. это 10 век, но есть версии что это 6-8 века.

Ученые спорят: балты или славяне сделали эту статую, но официально считается что славяне. Далее идут догадки: закрытые глаза статуи дают право отнести божество к хтонической группе или царству мертвых. Фаллическая форма – намекает на плодородие…

Факт в том, что уровень изготовления статуи – примитивный.

Вот еще один идол – из деревни Бутьки (возможно, 11 век):

Крестообразная форма и крест, изображенный на груди, интерпретируются как мировая ось. Сфера вокруг креста – небесная сфера и связь между уровнями реальности, путешествие душ между царствами живых и мертвых. Интересно, что такой символ распространен и на христианских надгробиях Минщины и Витебщины. Видимо, языческий символ был заимствован и переосмыслен в русле новой парадигмы.

Эта статуя дошла в плохом состоянии, есть мнение, что лицо пытались стесать, но мастерство и технология изготовления аналогичны предыдущим.

Вообще, крестообразная форма идолов распространена в Белоруссии:

«Каменная баба», д. Данилевичи Лельчицкого района.

Вот еще два интересных идола из Белоруссии:

  1. (слева) Себежский идол, в шапке:Найден в болотистой местности и привезен в музей в 1893 году.
  2. (справа) Идол Пестун, найден в том же районе. Это камень высотой 90 см., интересен тем, что даже в 19 веке возле этого камня «на счастье» оставляли мелкие монеты. А если нужно было вылечить рану или травму, на этот камень клали бинт, перед тем как сделать перевязку.

Ниже – «фаллический» идол, найденный в Новгородской области:

Считается, что смысл такого идола в обеспечении плодородия, рождения и жизни.

Ниже – изображение жреца с рогом:

Этот камень вмурован в стену деревенской церкви в Альтинкирхене, на острове Рюген. Это святилище упоминается в «Славянской хронике» Гельмольда (12 в.). По мнению академика Рыбакова, жрец связан с Свентовитом.

Збручский идол

Идолы, которые мы рассмотрели ранее – достаточно просты, если не сказать примитивны. Есть мнение, что большие статуи, которые стояли на капищах, были из дерева, поэтому до нашего времени не сохранились, кроме Збручского идола.

Его нашли в середине 19 века около села Гусятина, когда река обмелела. Статую вытащили на берег, потом она попала к известному собирателю древностей Потоцкому, который подарил ее Краковскому музею.

С этого времени началось исследование статуи. Вообще, по отношению к этому памятнику бытует множество мнений. Часть исследователей считают, что он относится к тюркским каменным изваяниям и находят его подобия в Монголии и Тибете, иные датируют 1 в. до н. э. и относят его к кельтам. Некоторые вообще ставят под сомнение подлинность идола.

До середины 20 века доминировала теория, что это Святовит – бог балтийских славян, о котором писал Саксон-Грамматик. Но потом академик Рыбаков выдвинул версию, что это четыре славянских божества.

Рыбаков относит его к «аппогею язычества» – 9 веку. Именно тогда образовалось славянское государство, и язычество находилось в фазе высшего расцвета.

Вот схема стелы со всех сторон:

 

Естественно, этот ученый взялся за разгадку тайны.

Чтобы дешифровать находку и понять мистическое содержание этого божества, нужно:

  1. Определить каждую из пяти фигур на стеле;
  2. Разгадать общее значение всего комплекса.

Статуя разделена на три уровня:

  • верхний- 1160 мм.;
  • средний – 140 мм.;
  • нижний – 167 мм.

Всего – двенадцать частей, одна из них, на нижнем уровне без рисунков. На остальных –  по одному сюжету.

При таком строении важнейшая задача – найти фасад колонны, где, по логике, располагается главное божество. Этому способствует нижний уровень с пустой частью. На противоположной грани находится коленопреклоненный усатый персонаж, поддерживающий руками всю среднюю часть. На двух соседних частях этого же уровня фигура в профиль, и только центральная – анфас. Получается, задняя стенка пуста, а анфас – перед статуи

Верхний уровень – два мужчины и две женщины. Средний – тот же принцип, они разделены по полу – под мужчинами – мужчины, под женщинами – женщины. Главной фигурой на передней грани выступает женщина с рогом. Под Макошью – женщина со схематичным изображением ребенка.

На второй грани – еще одна женщина, с кольцом и браслетом. Рыбаков считал, что это Макошь и Лада. Первая отвечает за урожай, вторая – весеннюю пахоту, брак, любовь и семью.

Слева от Макоши – мужчина с палашом и неоседланный конь. На обратной стороне статуи – еще один мужчина со знаком солнца на одежде. Скорее всего, мечник – это Перун, так как он отвечал за оружие и военное дело. С солнцем ассоциируются Хорс и Даждьбог, возможно, это кто-то из них. Под всеми бог Велес, так как помимо, отвечал за подземный мир.

Реконструкция капища по Д.П. Сухову 1945 г.

Исследователь А.В. Журавлев написал работу: «Збручский идол — путеводитель по славянской Вселенной». Это альтернативный вариант интерпретации, будет интересно рассмотреть его мнение.

Автор не согласен, что на стеле четыре различных божества – потому, что у статуи четыре головы. Единство образов базируется на том, что на них один головной убор. Журавлев считает, что это ипостаси единого бога-Святовита.  Он ссылается на свидетельства Саксона-Грамматика о Арконской статуе этого божества и проводит параллели.

Прежде всего, стоит обратить внимание на трехярусность статуи, она указывает на трехчастность вселенной, в воззрении славян – Явь, Навь и Правь.

Раскопки капища на реке Збруч 1984 г.

Наличие солярного знака позволяет связать его с солнцем, как с первоисточником тепла, жизни и света. Здесь и календарный цикл, известный в архаических культурах – два равноденствия и два солнцестояния. Ну и, соответственно, четыре времени года. Эти календарные точки отмечаются до сих пор.

На южной стороне, что соответствует зимнему солнцестоянию – знак солнца на одежде и нет дополнительных предметов. Колесо солнца – известный символ зимних праздников.

Западная сторона посвящена весеннему равноденствию. Это день Ярилы, здесь расположены конь и меч.

Северная сторона – это летнее солнцестояние, «Ивана Купала», изображен рог.

Восточная сторона – это осеннее равноденствие, изображено кольцо, возможно бесконечность и замыкание аграрного цикла.

По Журавлеву получается, что Збручский Святовит – это модель вселенной, годичный цикл и карта миров. Научный комикс, по которому можно объяснить структуру мироздания.

Заключение

В конце нужно сказать, что фактического материала для изучения славянских древностей катастрофически мало. Реконструкции – дело хорошее, но научные теории, построенные на косвенных данных, редко выдерживают проверку практикой.

Подозреваю, что, если в закромах какого-то монастыря найдутся пара-тройка достоверных книг, или произойдет новое археологическое открытие – существующие теории полетят в тар-тартары, и хочется надеяться, что мы станем этому свидетелями.

One thought on “Славянские идолы”

  1. Благодарю за статью.
    Меня тоже настораживал заметно разный уровень скульптур.. Но как-то верить не хотелось… В статье – очевидно все.
    Возник вопрос, как обстояли дела с верованиями подалее до 1 в.н.э..

Leave a Reply

Skip to toolbar